Консультации, советы, рекомендации для родителей.
консультация (подготовительная группа)

Пономарева Лидия Анатольевна

                   

 

                     Консультация для родителей на тему:

«Растем и развиваемся с музыкой»

 

 

                                                                                                                            г. Черняховск                                                               2022г.

 

 

 

Растем и развиваемся с музыкой

 

Известно, что музыка играет большую роль в развитии детей. Ребенок познает мир глазами и ушами. Мир насыщен звуками (шум волн, шелест леса, журчание ручья и так далее), цветами, формами и запахами- это рациональное целое для познания. Наблюдая за грудным ребенком мы отмечаем, какую радость испытывает ребенок от звуков, будь то голос матери или мелодия часов. Ведь музыка- это специфический язык. Как и присуще любому языку, он полон смысла, интонацией; артикуляционными и грамматическими особенностями. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой. Нужно научить детей познать мир музыкальными жизнеощущениями.

Первые музыкальные впечатления должны быть светлыми, логичными и не агрессивными. Ребенку важна мелодия, которую они смогут со временем попытаться повторить, то есть простые гармонии, приятные на слух. Идеально под все эти требования подходят произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна т. е. классические произведения. Помимо этого, в фонотеке очень желательны произведения Вивальди и Чайковского. К тому же дети явно неравнодушны к звукам человеческого голоса. Самый простой вариант - это купить "сборный" диск с популярными классическими ариями в исполнении таких звезд, как Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас и др. Не отказывайте себе и ребенку в удовольствии послушать классический джаз! . И последнее: ученые установили, что дети слушающие музыку менее агрессивны, более уверенны в себе и окружающей обстановке, у них увеличивается способность к концентрации. 

 

В окружении звуков

Возможно, люди прошлого были в чем-то счастливее нас. Но в одном нам, несомненно, повезло больше: у нас есть музыка. Современные проигрыватели, магнитофоны, радио позволяют нам не расставаться с музыкой никогда. Мелодии разных жанров и стилей сопровождают нашу жизнь, превращаясь в постоянного спутника, в компании которого мы взрослеем, мечтаем, влюбляемся, разочаровываемся, меняемся… Каждая новая полоса в нашей жизни имеет свое звучание - у кого-то в юности была эпоха битлов, у кого-то - эра Шопена... У кого-то вся жизнь проходит под знаком русского шансона. От чего зависит выбор? От типа личности? Это не ответ. Ведь тип личности тоже откуда-то берется. Возможно, разгадка в том, какую музыку мы слушали в те времена, когда еще не имели музыкальных пристрастий и даже не умели самостоятельно включать магнитофон. То есть в далеком детстве.

Секреты радости

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку. Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые. Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество - вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий - неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Хотя, конечно, считать Моцарта только "солнечным композитором" было бы ошибкой - в его творчестве достаточно и подлинно трагических произведений. Детям же больше всего нравятся его "Маленькая ночная серенада", Турецкий марш, а также арии из опер "Волшебная флейта", "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро".

Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством - они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать. Надо признать, что в музыке балетов Чайковского есть нечто такое, что не может оставить равнодушной ни одну девочку, мечтающую стать балериной, - а может быть, и не только такую девочку.

Домашний концерт

Однако выбор музыки - только полдела. Поначалу музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку.

Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя?

Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие, как, например, треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков, нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.

Музыкальный руководитель:

Пономарева Лидия Анатольевна

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Музыкальная ритмика на занятиях и дома.

Танцы-импровизации и пластичные этюды»

Музыкальные игры с ребенком развивают не только детское воображение, но и творческие возможности, связанные с различными навыками двигательной сферы. Такие совместные игровые музыкальные импровизации не требуют специальной подготовки: играть можно в дороге, на прогулке, дома, в гостях. Кроме того, игры можно проводить с детьми любого дошкольного и младшего школьного возраста. Успех в музыкально-ритмическом развитии вашего ребенка во многом зависит от того, насколько вы сами увлечены игрой в движения под музыку и владеете выразительностью самих движений. Самое главное – получать удовольствие от совместных движений под музыку с ребенком.

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому. Чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка. Обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и, конечно, была удобной для двигательных упражнений, вызывала моторную реакцию. Это могут быть детские песни современных российских композиторов: В. Шаинского, Б. Савельева, Гр. Гладкова, Е. Зарицкой, А. Кудряшова и др. ; народные мелодии«Калинка»«Светит месяц» и др. ; эстрадные мелодии (например, пьесы А. Петрова из кинофильмов, музыкальные произведения в исполнении оркестра П. Мариа«Жаворонок»«Под музыку Вивальди» (С. Никитин, Фр. Гойи- «Цыганские напевы» и др.); классические произведения«В пещере горного короля»«Танец Анитры» Э. Грига, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Менуэт» Л. Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Военный марш»«Вальс» Г. Свиридова и др. Ниже предлагаю несколько игр для совместных занятий :

Самая популярная и простая игра «Кто лучше?». Предложите ребенку придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть любой популярный шлягер. Как, например, «Волшебник- недоучка» или «Жил да был один король», либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке.

Танец розы.

Предложите ребенку под красивую мелодию исполнить танец удивительно красивого цветка – розы. Пусть ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается… Это порыв северного ветра «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей, замерзшей розы».

Вдоль по бережку. Прочитайте очень выразительно, нараспев стихотворение:

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

С крылышка водичку стряхивает.

Попросите ребенка выразить его содержание в движениях под плавную, напевную мелодию, соответствующую характеру содержания стихотворения.

Далее: Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает,

Да по пяточкам постукивает.

Характер музыки и движений должен соответствовать содержанию этих строк.

Игра с платком. Предложите детям выбрать для этой игры платок или шарф из заранее подготовленного ассортимента, имеющегося в каждом доме. Под соответствующую музыку попросите детей с помощью выбранного атрибута, движений и мимики изобразить:

1. Бабочку;

2. Принцессу;

3. Волшебника;

4. Бабушку;

5. Фокусника;

6. Больного с зубной болью.

Варианты содержания пластических этюдов :

Новая кукла. Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится. Чтобы ребенок раскрепостился в начале игры, покажите свой танец-этюд ребенку или детям, проговаривая содержание своей импровизации, далее предложите ребенку присоединиться к вашему танцу. Следующее задание, возможно, ребенок захочет исполнить самостоятельно, полагаясь на собственную фантазию. А если нет – составьте ему компанию.

Два клоуна. Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами. Не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немного грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны помогают друг дружке встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: голова откинута, рот широко открыт, губы растянуты в улыбке, брови приподняты, глаза слегка прищурены.

После дождя. Жаркое лето. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараются не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают. Главное, чтобы каждый раз, благодаря изменению ритма и характера музыки, менялся и характер движения детей. Музыка в этом случае должна иметь двухчастную форму. Первая часть по характеру спокойная, вторая часть –подвижная.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Музыка как средство укрепления и

профилактики здоровья дошкольников»

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами на современном этапе развития образования в России является воспитание жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Только здоровый ребенок может играть, бегать смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Проблему укрепления и профилактики здоровья дошкольника позволяют решить средства музыки. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние давно известно. Вместе с тем эти возможности в современных социальных условиях используются не всегда эффективно. Необходимым условием повышения качества музыкального воспитания на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) является знание методики музыкального воспитания.

Многолетний опыт музыкальных руководителей ДОУ. учителей музыки показывает, что музыка психологически раскрепощает ребёнка, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает его эмоциональный мир, совершенствует мышление. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Следовательно, музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на его общее развитие.

Всем известно могущество музыкального ритма. Согласимся с мнением выдающихся музыкальных деятелей, что ритм пронизывает всю жизнь человека. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что нарушен ритм нашей жизнедеятельности.

Есть все основания предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса – совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкально-ритмической пульсации. Поэтому лица со слабой нервной системой будут, гораздо глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений. Они будут тяготеть к спокойной и негромкой музыке. А те, кто принадлежит к сильному типу высшей нервной деятельности, предпочтут музыку быстрых темпов, громкую и звучащую достаточно долго.

Уильям Грей Уолтер пишет о том, что, «наблюдая исчезновение и развитие ритмов мозга у детей, можно в известной мере прослеживать процесс формирования характера и устанавливать необходимость и форму внешнего вмешательства в этот процесс». Музыка способна улучшить психическое состояние человека. Специалисты в области музыкотерапии считают, что в психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм. Иногда достаточно провести 8–10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2–3 специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих сходную реакцию.

Для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки очевидно, что пение – один из наиболее эффективных видов комплексной терапии. Известно, что оно тесно связано с дыханием. Исследования доказали, что люди, которые занимаются вокалом, легче переносят ОРЗ и бронхо-легочные заболевания. Педагоги не случайно включают в свои занятия распевание, оказывающее благоприятное воздействие на голосовой аппарат и весь организм в целом. Выработка правильного певческого дыхания связана с применением того или иного вида атаки звука, который в свою очередь определяет характер работы голосовых связок. Для голоса необходима постоянная тренировка. Она позволяет укреплять голосовые связки, формировать правильное дыхание. Например, если нужно добиться мягкого звука и устранить напряжённое, громкое звучание, то следует использовать мягкую атаку или даже придыхательную атаку. Твёрдая же атака активизирует процесс голосообразования у детей, склонных к инертности. Обеспечивая интенсивную работу голосового аппарата, она помогает точности интонирования.

Поскольку голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент, с которым нужно бережно обращаться, то музыкальные руководители ДОУ и учителя музыки, добиваясь красивого и выразительного пения, особое значение придают заданиям по артикуляции и дикции. Не секрет, что при помощи логопедических попевок можно скорректировать определённые дефекты речи у ребёнка. Следовательно, необходимым условием преодоления речевых нарушений у ребёнка становится сотрудничество музыканта с учителем-логопедом и педагогом-психологом образовательного учреждения.

Также при сочетании слов и музыки происходит развитие и коррекция двигательной сферы. Здесь уместно обратиться к сотрудничеству преподавателей по музыке и физическому воспитанию.

На всех этапах развития ребёнка необходима поддержка и понимание со стороны родителей, которая обеспечивает психологическую комфортность и общее духовное становление детей. Уже сегодня многие образовательные учреждения тесно сотрудничают с семьей, что способствует полноценному формированию комплекса способностей у дошкольников. Проводимые праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия стали привлекательным местом семейного отдыха. Именно в дошкольный и школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в образовательном учреждении значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и педагоги.

Однако следует обратить внимание на то, что в настоящее время оздоровительная работа чаще всего носит бессистемный характер, слабо используются новые технологии оздоровления. В современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей, возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения новых форм оздоровления (например эстетотерапии и музыкотерапии) в учебно– воспитательный процесс дошкольников и школьников. В литературе описывается применение таких методик в основном в терапевтической практике, где успешно осуществляется реабилитация больных методами музыкотерапии. В то же время имеются лишь единичные, разрозненные сведения о применении таких методов для профилактики и коррекции здоровья детей, отсутствуют отработанные схемы и технологии, научно обоснованные рекомендации их использования в детских образовательных учреждениях.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном музыкальном образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период посещения ДОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на музыкальных занятиях в ДОУ музыкальные руководители могут использовать разные виды здоровьесберегающих технологийсреди которых :

1. Ритмопластика.

Система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Ритмопластика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.

Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др., позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

2. Динамические паузы (во время занятий – 2–5 мин., по мере утомляемости детей).

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

«Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – красиво покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела».

3. Подвижные игры.

Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

4. Релаксация.

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

5. Гимнастика пальчиковая (с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой).

Комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

6. Гимнастика дыхательная.

Комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха).

* Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

* Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

* Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м.).

7. Арт-терапия (терапия искусством).

Метод лечения посредством искусства или художественного творчества (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое). Виды арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, оригами, игротерапия, анимационная терапия и т. д.

8. Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок – обряд, урок – концерт, урок – праздник, урок – путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

9. Артикуляционная гимнастика.

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме.

Упражнения:

1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

2. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

3. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

4. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

10. Логоритмика.

Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

музыка выполняет не только эстетические, коммуникативные, но и оздоровительные функции;

актуальным становится применение эстетотерапии и музыкотерапии для сохранения и укрепления здоровья детей детского образовательного учреждения;

успех развития ребёнка зависит как от родителей, так и от всего педагогического коллектива образовательного учреждения;

комплекс воспитательно-оздоровительных и образовательных мероприятий и системный подход к руководству ими позволяют повысить оздоровительный эффект, физическую подготовленность, готовность к школьному обучению.

Сегодня много говорится о том, что и детские сады, и школы должны создавать такие условия, которые будут направлены на обеспечение здоровья детей. Поэтому педагоги стараются вводить в образовательный процесс новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, формировать у ребёнка стремление сохранить собственное здоровье, а процесс музыкального воспитания сделать интересным и увлекательным



Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно – эстетического развития детей.

    Возраст 6-7 лет специалисты считают наиболее благоприятным для художественно-эстетического  развития. Это развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, напряжённая и кропотливая работа по взаимодействию педагогов с родителями.

   Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественные произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось малышу. Для решения этих задач в каждой семье необходима домашняя детская библиотека, а в старшем дошкольном возрасте дети должны вместе со своими родителями пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки.

   Чтобы эти задачи были воплощены в жизнь, педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения нужно проводить систематическую и содержательную работу с детьми и их родителями

( консультации, беседы, встречи с библиотечными работниками, учителями школы, организация выставок детской литературы, знакомство с детскими журналами, обмен опыта между родителями, проведение читательских конференций, литературных развлечений и многое другое).

   Для полноценного музыкального развития дошкольников взаимодействие с семьёй необходимо осуществлять по нескольким направлениям. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя как собственные записи, так и те, которые представляет в их распоряжение музыкальный руководитель. Интерес представляет сотрудничество педагогического коллектива со специалистами музыкальной школы.

   Важной задачей, стоящей перед дошкольным образовательном учреждением и семьёй, является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театром. Для этого музыкальный руководитель может провести консультации для родителей, познакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями ребята могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

   Не менее важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников, направлять их интересы на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку: небольшие по объёму, с яркими мелодиями в удобном диапазоне. При этом родители должны стараться оградить детский голос от излишних нагрузок (не петь «взрослых» песен с большим диапазоном мелодии). Можно устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.

   Велика роль семьи и в развитии дошкольников в театрализованной деятельности.

   Вместе с родителями необходимо определить оптимальное время и день проведения спектаклей, инсценировок. Это необходимо для того, чтобы у маленьких актёров всегда были настоящие зрители, а родители могли постоянно наблюдать за развитием своего ребёнка и даже участвовать в театрализованных постановках. Независимо от того, как ребёнок действовал во время спектакля, он обязательно должен получить положительную оценку своих действий от взрослых. На первых порах родителям можно предложить памятку, в которой будет указано, о чём можно и нужно говорить с ребёнком после просмотра. Например, можно сказать малышу: «Я была зрителем. Такого замечательного спектакля я никогда ещё не видела. А как твой зайчик грыз морковку! Мне даже показалось, что я услышала, как она хрустит у тебя на зубках».

   Не менее важным и содержательным должно стать взаимодействие с родителями в изобразительной деятельности. Именно родители призваны способствовать постоянному накапливанию у дошкольников эстетических впечатлений. При восприятии природы необходимо обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, запахов, на совершенство строения живых и неживых объектов природы и целенаправленно воспитывать отзывчивость к красоте природы, побуждать воспринимать природу как источник красоты в искусстве.

   Для того чтобы вызвать у родителей интерес к проведению этой работы, в дошкольном учреждении могут быть организованы специальные конкурсы фото- и видеоматериалов на тему «Природа и дети», «Как прекрасен этот мир, посмотри…» и т.п.

   Особое значение в вопросах взаимодействия дошкольного учреждения с родителями имеют праздники. Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Причина кроется в самой атмосфере этих мероприятий, ни к чему не обязывающей родителей, но наполненной радостью и весельем. К сожалению, в настоящее время праздники в детском саду являются своеобразным отчётом перед взрослыми, демонстрацией достижений детей в музыкальном развитии. Зал детского сада, в котором проходят праздники, условно поделён на две части – исполнителей и зрителей. Под руководством ведущего дети-исполнители развлекают себя и родителей. Даже в том случае, если музыкальный руководитель привлекает взрослых к играм, танцам, пению и даже исполнению отдельных номеров, общую направленность праздников можно охарактеризовать как развлечение родителей силами детей и сотрудников.

   Однако значение праздников состоит в том, что в процессе их проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Не секрет, что в настоящее время у большинства людей напряжённая жизнь и постоянный дефицит времени. Общение родителей с детьми в лучшем случае ограничивается воскресной прогулкой, чтением сказки на ночь и назиданиями по разному поводу. В результате своеобразной болезнью века стало отлучение детей от своих мам и пап. Отдавая ребёнку всё, родители в то же время лишают его… себя. Для большинства из них гораздо проще купить малышу дорогой подарок, красивую одежду, вкусную еду, чем поиграть с ним на интересующую его тему и т.п.

   Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от родителей усилий, но зато они рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность общаться. К сожалению, многие взрослые не знают об этом, и только с помощью педагогов дошкольного учреждения они начинают понимать простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт не столько о его количестве, сколько о качестве. Можно на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останется у него на всю жизнь.

   Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные праздники в детском саду, если заменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми.

   Перечислим основные требования к содержанию праздников, методам и приёмам их организации и проведения.

  • Содержание праздников должно включать работу с детьми по вопросам здоровья, воспитания и развития, что позволит сформировать у родителей представление о необходимости всестороннего развития ребёнка.
  • Доводить до сведения родителей такое содержание работы с детьми, которое они могут осуществлять в домашних условиях.
  • Полностью исключить назидания и нравоучения в адрес родителей и соревновательность между детьми и между родителями. Могут использоваться только соревнования двух команд – команды взрослых и команды детей.
  • Воспитателям и музыкальным руководителям необходимо: исключить замечания родителям даже в том случае, если они ведут себя по отношению к своему ребёнку неправильно; проявлять терпимость к действиям родителей, сохраняя за ними право на ошибку.
  • В работе с детьми и родителями демонстрировать:

            профессиональную заинтересованность;

            одинаковое искреннее и доброжелательное отношение ко всем присутствующим;

            проявлять тактичность в общении с детьми и взрослыми;

            заранее продумать стратегию и тактику поведения педагога-ведущего с теми детьми, которые на празднике могут вести себя вызывающе, отказаться участвовать в выполнении общего задания, пении, танцах.

  • По окончании каждого праздника проводить коллективные обсуждения. Подробно анализировать трудные случаи, накапливать положительный опыт.
  • Чаще хвалить детей и их родителей. Постоянно дарить грамоты, значки за малейшие достижения.
  • Деликатно интересоваться мнением родителей о проведённой работе.

   Работу по подготовке к празднику надо начать с педагогического коллектива, заранее ознакомив всех с памяткой.

Примерное содержание памятки для педагогического коллектива.

   В Толковом словаре русского языка под редакцией Ушакова слово «праздник» разъясняется как «день массовых игр, развлечений», «счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием». Для педагогического коллектива праздник – это возможность общения в непринуждённой, радостной обстановке с родителями и детьми одновременно. На праздниках мы с гордостью демонстрируем родителям свои достижения.

   Вместе с тем всем педагогам хорошо известно, что с каждым годом у нас становится всё больше «проблемных» детей. Ситуация осложняется тем, что родители (не виной, а бедой которых является низкий уровень педагогической культуры) своими поступками (грубые окрики, одёргивание и т.п.) зачастую усугубляют неадекватное поведение ребёнка.

   Вы знаете, как трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы - родительские собрания, педагогические университеты и др. – не оправдали себя, поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически эффективным содержанием.

   Одной из таких форм, наиболее любимой родителями, являются праздники в детском саду.

   В настоящее время, когда многие семьи испытывают экономические трудности, именно атмосфера праздника может явиться той формой, которая психологически наиболее адекватна сегодняшнему времени.

   Мы можем использовать праздники не только с целью радостно провести с детьми и взрослыми время, но и как средство повышения педагогической культуры родителей. Для этого необходимо во многом пересмотреть свои взгляды на организацию праздников, их содержание, своё отношение к детям и их родителям. А для этого нам необходимо понять, что на празднике:

  • встречаются и общаются дети и их родители;
  • проводятся игры, развлечения, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке;
  • ребёнок получает социальный опыт общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной атмосфере;
  • родители могут увидеть своего ребёнка на фоне других детей, соотнести свои действия с действиями других родителей;
  • применяются практические приёмы работы педагога с детьми в той или иной ситуации (инструктаж ребёнка для выполнения задания, разрешение конфликта между детьми, воздействие на гиперактивного ребёнка и т.п.), с которыми могут познакомиться педагоги с небольшим опытом и родители;
  • педагоги предоставляют родителям возможность почувствовать очарование детства и получить опят полноценного взаимодействия со своим ребёнком.

Музыкальный руководитель:

Пономарева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки, советы, рекомендации для родителей.

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, к...

Консультация :"Советы логопеда для родителей будущих первоклассников".

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной ...

Несколько советов – рекомендаций для родителей

Надеюсь что эти рекомендации помогуи в вопросах семейного воспмтания молодым родителям,а родителей " со стажем " убедят в правильности намеченной линии воспитания....

Советы - рекомендации для родителей и воспитателей "Формирование культуры трапезы"

Уже с раннего возраста следует вырабатывать у детей правильное отношение к еде. Главное в этом процессе - не навредить. А поэтому нужно прислушиваться к ребенку и учесть несколько "железных" правил, п...

консультации, советы, рекомендации

Консультации, советы, рекомендации для родителей  являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Этот вид работы позволяет психологу дать квалифицированный совет по воспитанию и разви...

консультации, советы, рекомендации

Консультации, советы, рекомендации для родителей  являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Этот вид работы позволяет психологу дать квалифицированный совет по воспитанию и разви...

Консультация для родителей "Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В данной разработке представленны материалы для работы с родителями по формировнаию нравственно-патриотического воспитания детей....