Консультация для родителей "Не оставляйте ребенка без ответа"
консультация (старшая группа)

Надёжкина Любовь Владимировна

Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: 

«Не оставляйте ребёнка без ответа»

Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи Сорокина и Рубенштейн выявили различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские вопросы на две группы:

1 группа. Познавательные вопросы.

Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д. Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.

2 группа. Коммуникативные вопросы.

Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.

Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет-это «почемучки», т.е. у детей появляется огромное кол-во познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как показывают учёные, кол-во вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.

Как правильно отвечать на вопросы детей.

Умению отвечать на вопросы детей нужно учиться, это большое искусство.

1. Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.

2. К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.

3. Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд считается самым лучшим из других сортов. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.)

4. Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.

5. Если есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь решается ещё одна важная задача - мы приобщаем детей к книге, к источнику знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии: «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Почемучки» и т.д.

6. На такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т.д. не обязательно рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом мы приобщаем детей к школе.

Уважаемые родители, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.

Если вопрос поставил вас в тупик, не стоит злиться, уходить от ответа или не отвечать вовсе. Лучше признайтесь, что вы не знаете ответа, но обязательно прочтете об этом в книге и позднее расскажете ребенку.

Помните, что вовремя поддержанный интерес и грамотные ответы положительно повлияют на дальнейшую учебу ребенка. Отвечая на вопросы, старайтесь, чтобы объяснения были доступны для детского восприятия. Во время общения с ребенком задавайте встречные вопросы на ту же тему, которая заинтересовала дошкольника. Это необходимо для того, чтобы он учился рассуждать и самостоятельно делать выводы.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, зависит, появится ли у него желание дальнейшего изучения окружающего мира. Не забывайте, что все занятия с детьми должны проходить в форме игры. В этом случае обучение происходит опосредованно – ребенок думает, что только играет, а на самом деле получает новые знания. Например, это могут быть самые простые упражнения. Идя по улице, домой, взрослый спрашивает: «Назови высокие предметы». Ребенок отвечает: «Деревья, дома, подъемный кран». Усложняя задачу, попросите его сравнить два предмета: что выше – дерево или многоэтажный дом? и т. д.

В течение всего дошкольного детства ребенку надо уделять много внимания: говорить с ним на разные темы, задавать и отвечать на большое количество вопросов, много ему читать, покупать яркие книжки с картинками и развивающими заданиями для самостоятельного изучения. И конечно, как можно чаще посещайте музеи, выставки, ходите в театр, зоопарк, цирк, планетарий, вместе читайте детские энциклопедии, книги и обязательно обсуждайте прочитанное и увиденное. Такие мероприятия очень запоминаются, вызывают много вопросов и значительно расширяют кругозор ребенка.

Благодаря познавательной активности детей происходит обогащение словаря, развитие их мышления и фантазии.

Помните: не игнорируйте вопросы детей, отвечайте спокойно и понятно, не бойтесь не знать ответа на вопрос, познавайте окружающий мир вместе. Следуя этим правилам, вы поможете своему ребенку успешно учиться в школе.

Подготовила воспитатель Надёжкина Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителейна тему «Пришла весна»

Весенние прогулки полезны для здоровья и развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трав...

Консультация для родителей "Опасные предметы или не оставляйте ребенка одного дома"

quot;Опасные предметы илине оставляйте ребенка одного дома"Памятка для родителейБезопасность ребенка в быту...

Консультация для родителей "ОДИН ДОМА. Когда и как можно оставлять ребенка дома одного?"

Можно ли оставить ребенка дома одного? Позволяет ли закон оставлять ребенка дома одного? В каком возрасте можно оставить ребенка дома без присмотра? Как приучить ребенка сидеть дома без родителей? Как...

Консультация для родителей "Не оставляйте ребенка без присмотра"

Информация о источниках опасности детей дома, оставленных без присмотра родителей...

Консультация для родителей "Не оставляйте ребенка без присмотра"

Консультация для родителей "Не оставляйте ребенка без присмотра"...