Консультация для родителей: «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста».
консультация

Гайнутдинова Айна Каирбековна

Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движение пальцев рук ребёнка достигает достаточной точности и силы.

      Начать тренировать пальчики ребёнка нужно как можно раньше. Вы можете:

-Делать массаж  пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья.

-Делать гимнастику для пальчиков.

-Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как  застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что всё чаще обувь детей имеет липучки), развязывание узелков на шнурках - это доступно всем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvivaem_rech.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста».

        Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.

Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка. Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение предметов. Перестраивается  под влиянием речи и процессы памяти, изменяется характер деятельности ребёнка.

      Сначала, как мы знаем, игра для ребёнка - это действие с предметами

Ребёнок общается со взрослыми, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию. Через слово происходит взаимоотношение маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других людей.

      Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими. Какова же роль родителей в развитии речи детей? Ваш малыш хорошо развивается, вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чём говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, и всё-таки он не разговаривает. Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками стоит ли волноваться или ещё немного подождать?

    Вполне вероятно если в период от 1,5 до 2 лет ребёнок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего, это допустимый вариант нормы. Но если после двух лет малыш не заговорил, надо понять причину и помочь ребёнку. Остановимся на советах, которые  помогут  вам, родители.

1.Проверьте слух ребёнка

          Если есть малейшие подозрения, что у ребёнка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращённую к нему речь),не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

2.Разговаривайте с ребёнком больше и чаще

         Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте всё, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его  ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов. Потребность ребёнка в речевом общение со взрослыми должна всячески поддерживаться. Важную роль при этом играет воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребёнка внятно, по возможности  ясно выражать словами свои желания- и только в этом случае исполнять их. Ребёнок подражает взрослому, поэтому родителям важно следить за своим произношением. Говорить не торопясь, чётко произносить все звуки и слова. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, произносить усечённые слова (бибика, ляля), нельзя сюсюкать

3.Обратите  внимание на строение артикуляционного аппарата

          Отклонение в развитии зубов, неправильный прикус-повод обратиться к специалистам, чтобы  вовремя выявить патологию зубочелюстной системы и предупредить дефекты речи.

4.Избавьтесь от лишней словоохотливости

         Излишняя словоохотливость взрослых может быть причиной отставания в развитии речи ребёнка. Среди обилия не понятных слов, незнакомых  слов ребёнок не может уловить, что к чему относится. С малышом надо говорить не спеша, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка. Приучайте ребёнка к тому, чтобы за словами и выражениями стояло конкретное содержание.

5.Развивайте мелкую моторику ребёнка

         Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движение пальцев рук ребёнка достигает достаточной точности и силы.

      Начать тренировать пальчики ребёнка нужно как можно раньше. Вы можете:

-Делать массаж  пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья.

-Делать гимнастику для пальчиков.

-Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как  застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что всё чаще обувь детей имеет липучки), развязывание узелков на шнурках - это доступно всем.

6.Давайте детям речевые задания

Более простые из них - это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учить произносить слово правильно. Более сложные - когда ребёнка просят:« Пойди к бабушке и скажи ей: « Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку»

Таким образом, взрослый даёт ребёнку образец речи (пример использования речи в конкретных условиях общения), способствует формированию грамматической, лексической правильности речи. А также ребёнок учится сознательно, осознано строить свою речь. Воспитывается культура речевого общения, речевого поведения ребёнка.

7.Читайте книжки ребёнку, рассматривайте картинки

Уже в раннем возрасте ребёнку нравится слушать рассказы стихи сказки. Он учится понимать речь- рассказ, содержание которых в настоящий момент нет перед глазами. Ребёнок получает возможность познавать действительность через слова. Используйте для рассматривания предметные и сюжетные картинки. Малыш с помощью взрослого, отвечая на его вопросы, учится последовательно, связно рассказывать, что является предпосылкой связной речи.

Не маловажно знать, что делать нельзя

1.Не требуйте от ребёнка невозможного. Не приставайте с постоянной просьбой: «Скажи, «повтори», «назови». Это совершенно точно не поможет ребёнку заговорить.

2.Не упрекайте его за то, что он всё ещё не говорит. Ни в коем случае не наказывайте малыша за это .Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения меду вами буду испорчены. Кроме того ощущения, неуспеха порождает у ребёнка чувство тревоги.

3. Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребёнка  можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным  достижениям.

4.Не прибегайте к шантажу и не запугивайте  ребёнка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не подозревают, какую психическую травму может нанести  ребёнку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет».     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь ребёнка в раннем возрасте

В раннем возрасте важно расширять словарь детей за счёт существительных, а позднее-глаголами и прилагательными....

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»

Консультация дляродителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста"...

Как развивать речь ребёнка в раннем возрасте

игровые приёмы развития речи в раннем возрасте...

Консультация для родителей " Развиваем речь ребенка с раннего возраста"

Консультация для родителей " Развиваем речь ребенка с раннего возраста"...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»

  Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение пр...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка раннего возраста».

Консультация и памятка по развитию речи ребёнка раннего возраста....