О пользе прогулок для детей
консультация

Гулиева Зарифа Автандиловна

О ПОЛЬЗЕ ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_polze_progulok_dlya_detey.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»

 «О пользе прогулок для детей»

           Подготовила: Гулиева З.А.

воспитатель первой квалификационной категории

О пользе прогулок для детей

Прохожие сутулятся,

И капли на окне.

А я иду по улице,

А дождь идёт по мне.

Р.Г. Муха

Интенсивный ритм жизни взрослых, особенно в мегаполисах, практически не оставляет время на ежедневные прогулки. Сложно позволить себе потратить бесценные часы на «свежий воздух», когда запланировано столько дел.

Если сравнивать пользу от прогулки и карьеру, как правило, более весомой кажется вторая, но если поставить на чашу собственного ребенка, его благополучие, то результат, скорее всего, будет другой. Особенно, если каждый раз напоминать себе, почему детям так необходимы ежедневные длительные прогулки.

Перед тем, как перейти к главным аргументам, напомним, что в идеале детские прогулки должны быть:

  • не менее двух раз в день (оптимально — утром и вечером);
  • на свежем воздухе, а не вдоль загазованной дороги;
  • минимум 2 часа (это суммарное время) – можно в эти часы засчитать и время, которое тратите на дорогу в сад (туда и обратно), если добираетесь пешком, и непосредственно прогулки в детском саду (только убедитесь, что ребенок точно гулял в этот день).
  • в удовольствие! Так, например, длительная пешая прогулка скорее утомит дошкольника, чем доставит радость. Детям такого возраста необходимо чередовать ходьбу и подвижные игры на площадке с короткими передышками: покататься на качели, посидеть на лавочке, повисеть на турнике, поиграть в песочнице и т.д.

семь аргументов в пользу детской прогулки:

✅ Прогулка для ребенка – это спортивная тренировка, ведь на улице можно делать то, что плохо удается дома: бегать, прыгать, упражняться на турниках, лазить по лесенкам и катиться с горок, преодолевая страх высоты, испытывать вестибулярный аппарат на качелях, играть с мячом и многое другое. Любые подвижные игры на улице развивают ребенка физически, тренируют его выносливость, воспитывают характер.

✅ Ребенок получает бесценный опыт взаимодействия с естественной окружающей средой – ветром, солнцем, дождем и другими факторами. Конечно, соблюдать меры безопасности нужно: глупо оставаться на улице во время грозы и наблюдать молнию, сидя на лавочке. Однако, заметьте, только испытав на себе порыв ветра, ливень, палящее июльское солнце, человек по-настоящему познает силу и мощь стихий. Поэтому не стоит прятать ребенка в четырех стенах, если погода не идеальна. Пусть сызмальства он привыкает к различным погодным условиям, учится оценивать силу природных явлений и выбирать для себя оптимальные действия.

✅ Прогулка помогает ребенку стать самостоятельнее. Сама обстановка – детская площадка, аллеи парка, спортивное поле – позволяет увеличить физическое расстояние между родителями и детьми. Совсем маленький ребенок будет постоянно проверять дистанцию: отбегать от взрослого и тут же возвращаться. Такая странная игра важна для малыша, ведь в данный момент он учится доверять (взрослый никуда не исчезает, не бросает его), а также проверяет «границы» (контролирует расстояние, то приближаясь, то удаляясь).

✅ Гуляние на свежем воздухе полезно для здоровья. И хотя об этом знают все взрослые, почему-то данный аргумент не слишком мотивирует. Но все-таки напомним основные плюсы гуляния для здоровья ребенка:

  • прогулка – это естественное закаливание (ребенок принимает воздушные ванны);
  • на свежем воздухе очищаются легкие, улучшается работа верхних дыхательных путей, а также сердца и кровеносных сосудов;
  • восстанавливается после болезни и укрепляется иммунитет;
  • под действием солнечных лучей в коже вырабатывается витамин D, который содействует нормальному росту и развитию костей и предупреждает рахит. Лучшее время для такой «подпитки» – утро и вечер.
  • естественное освещение, разнообразие объектов вокруг, их удаленность на разные расстояния – все это положительно влияет на зрение. Согласно последним исследованиям офтальмологов, существует связь между частотой пребывания на улице (при естественном освещении) и зрением. У детей, которые мало гуляют, близорукость развивается быстрее. Помимо благотворного солнечного света, зрение улучшает и постоянная тренировка, ведь ребенок вынужден фокусировать взгляд на разных объектах, находящихся то далеко, то близко.

✅ Во время прогулок улучшается настроение. Во-первых, опять помогает солнце – в организме вырабатывается «гормона счастья» (серотонин). Во-вторых, ребенок получает новые впечатления. А если родители еще и приложат немного усилий, то эффект от всего увиденного и услышанного будет в разы больше. Чего только стоит заметить самим и показать ребенку настоящего дождевого червя или жука-оленя (рогача).

✅ Свежий воздух позволяет «прочистить» мозги. Конечно, такой эффект от пребывания на улице больше знаком взрослым, ведь их головы постоянно загружены. У детей дошкольного возраста настоящее умственное переутомление возникает крайне редко. Причина в том, что их мозг работает иначе. Как только наступает пограничное состояние  – ребенок больше не может воспринимать информацию – его мозг как бы «отключается». А заставить себя вновь «включиться» он не может: волевая регуляция еще слаба. В такой ситуации детям нужна смена деятельности, и прогулка подходит лучше всего.

✅ Гуляя в парковой зоне или где есть насаждения и водоемы, ребенок взаимодействует с деревьями, травой, землей, водой. Он не только познает мир живой и неживой природы, но и привыкает, «возвращается» к естественной среде. Если вы хотите, чтобы ваши дети полюбили природу, видели ее красоту, ощущали гармонию и хотели ее оберегать, необходимо выводить и вывозить их в парки, скверы, леса, поля.

Дорогие родители, надеемся, что перечисленные доводы вас убедили и вы сможете найти время для прогулки с ребенком как после работы, так и в выходные. Осталось лишь не поддаться соблазнам — забыть на время про диван, экран, Интернет.

 

Варианты игр с детьми на прогулке:

Игра «Беги к тому, что назову»

Эта игра очень простая и доступная для малышей. Она учит ребенка ориентироваться в пространстве, ну и конечно дарит ему прекрасную возможность подвигаться.

Мама объявляет ребенку: «Давай мы с тобой будем машинками!» (или паровозиками). Изображая машинки, можно, стоя на месте, гудеть как мотор машины и «бибикать».

Затем мама объявляет: «А теперь машины поехали к горке!» все машинки едет к горке. «А теперь к домику!» и т.д. если ребёнок стоит и никуда не бежит, можно ему помочь – взять его за руку и побежать вместе с ним. Постепенно он втянется в игру самостоятельно.

Игра «Кто как ходит?

Взрослый называет малышу животных, птиц, предметы. Задача ребёнка изобразить, кто как передвигается. Например, говорите: «Зайка». Малыш должен прыгать вперёд, «Мишка» - идти, косолапя и вперевалочку, «Самолёт» - бежать с расставленными руками, «Солдат на параде» - идти, поднимая ноги. Можно поменяться ролями, пусть малыш загадывает зверя или предмет, а вы изображаете.

Игра «Птичка»

Дети изображают птичек сидя на корточках. Взрослый поёт:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко!

Подожди не улетай.

Улетела птичка… Ай!

Как только прозвучат последние слова, ребёнок птичка улетает, помахивая крылышками-руками.

Вот несколько примеров зимних игр:

Игра «Зимние забавы»

Взрослый произносит слова:

Возьмём снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими мы бросались —

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили.

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

Ребенок повторяет стихотворение и выполняет движения согласно тексту.

Игра «Помощники Деда Мороза»

Для этой игры понадобится лопатка и пушистый снег. Расскажите ребёнку, что зимой Дед Мороз очень радуется, когда всё вокруг усыпано чистым снегом. Он заботливо укутывает кустики и деревья в снежные шубки, чтобы они не мёрзли на морозе. Предложите ребёнку с друзьями посыпать снегом все деревья оставшиеся зимой без «снежной шубки».

Игра «Снежные шары»

Перед началом игры мама, папа и ребёнок скатывают из снега 2 – 3 больших шара. Они ставятся на площадке на расстоянии 30 – 50 см друг от друга по одной линии. Затем игроки лепят 6 – 10 снежков и кладут их на расстоянии 1 -2 м от снежных шаров. Мама говорит: «Будем мы бросать снежки в эти снежные шары. Раз, два, не зевай, в снежный шар попадай». Все начинают бросать снежки в снежные шары.

Игра «Кто быстрее?»

Перед игрой ребёнок вместе с родителями лепит небольшого снеговика. Напротив снеговика на расстоянии 5 – 6 м обозначается линия старта. Играющие встают за линию старта. Мама произносит: «Перед нами снеговик, пусть совсем он не велик. Но он любит пошутить, да детей повеселить. Побежим к нему быстрее, бежать вместе веселее». Все бегут наперегонки к снеговику. Побеждает тот игрок, который первым прибежал к снеговику и дотронулся до него.

Игра «Санные горки»

Необходимо напротив друг друга на расстоянии 4 – 6 м обозначить две линии. За первую линию становятся родители и ребёнок  на небольшом расстоянии друг от друга, рядом с каждым из них санки. Мама говорит: «Ты за саночки берись и беги скорее, быстро саночки вези, будет веселее!» Играющие становятся за санками, берутся за их задний край и начинают толкать санки вперёд. Необходимо двигаться как можно быстрее, стараясь первым достигнуть противоположной линии. Победителем считается игрок, который первым пересёк финишную черту.

Игра «Движущаяся мишень»

На площадке на противоположных сторонах  на расстоянии 3 м друг от друга  обозначаются две линии. За одной из них становится ребёнок и родитель (папа). Они лепят из снега несколько снежков. За другую линию становится мама. Мама начинает двигаться вдоль линии. Ребёнок и папа в это время бросают в неё снежки. По окончанию метания, мама и папа меняются местами, готовятся новые снежки, игра возобновляется. В эту игру также можно играть с одним из родителей.

Игра «Кружева на снегу»

Родители и ребёнок заранее дома изготавливают из «цветной воды» разноцветные льдинки, замораживая их в морозильнике. На утоптанной снеговой площадке игроки «цветной водой» рисуют разнообразные кружева, украшая их, как мозаикой, разноцветными льдинками. После окончания игры родители и ребёнок определяют, у кого на кружеве получился более интересный и красивый узор.

Игра «Волшебные очки»

Предложите ребенку представить себе, что на нем надеты волшебные круглые очки, через которые он может видеть только круглые предметы. Пусть он посмотрит внимательно вокруг и найдет «все круглое» - это могут быть колеса от машины, солнце, рисунки на одежде и т. п. Потом очки превращаются в «квадратные», «треугольные» и т. д. Эта игра развивает и внимание, и мышление.

Игра «Выше - ниже»

Предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать все что «выше дерева», «ниже куста», «выше мамы», «ниже сапога» и т. д. Эта игра не только развивает внимание, но и учит выделять часть из общего.

Игра «Берег и река»

На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями «река», а по краям – «берег».  Все стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ», все выпрыгивают на «берег».

Игра «Берегись, заморожу»

Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», - говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

 

А также на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика и т.д. Это лишь список традиционных развлечений, которые могут превратить обычную зимнюю прогулку в увлекательный досуг.

Существует масса интересных игр для детей самого разного возраста, позволяющих ребёнку активно двигаться, воспитывать характер и творчески развиваться.

Можно организовать настоящие игры по зимнему многоборью. Включите в него стрельбу по мишеням, «метание» снежка на дальность и прыжки в высоту через возведённые снежные барьеры. По-настоящему азартной игрой может стать поиск «сокровищ», зарытых в снегу на очерченной территории.

Играйте со своими детьми на прогулке! Проведение таких игр позволит не только сделать вашу прогулку интересной, но и использовать её эффективно для развития движений у детей. Берегите своих детей, закаляйте, помните, что прогулки в любое время года полезны для здоровья детей и вас самих!

 Используемая литература:

1. М. Н. Жуков «Подвижные игры».

2. Э. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Польза прогулок для детей.

Любому человеку полезно бывать на свежем воздухе. Гулять с малышом можно, и даже нужно практически при любой погоде. Перемены температуры полезны для системы адаптации тела к холоду или жаре.  Пр...

Консультация для родителей"Польза прогулок на свежем воздухе для детей"

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Родит...

"Польза прогулок для детей дошкольного возраста."

Консультация для родителей«Польза прогулки для детей дошкольного возраста»  Многие родители недооценивают пользу прогулки для ребенка, но прогулки очень важны для человека, в осо...

«О пользе прогулок для детей»

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровит...

О пользе прогулок для детей

Зачем ребёнку прогулка...

Консультация О пользе прогулок для детей

Консультация  для родителей "О пользе прогулок для детей"....