Консультация для родителей .
консультация

глазырина татьяна викторовна

«Пение, как способ развития речи детей с ОНР».

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Не редко, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью. Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют обучение. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания. Борьба с дефектами речи у детей – актуальная проблема. Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушение словарного запаса и грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не всегда оправдывается. Речевые дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются. Как известно, у многих детей с речевыми нарушениями, в том числе и негрубыми фонетическими, часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная лабильность, недостаточная стрессоустойчивость, когда в стрессовой ситуации или просто новой, необычной ситуации у ребенка возникает некое блокирование психических функций и волевых действий. В результате ребенок не отвечает на вопрос, даже если знает на него ответ, не выполняет задание в присутствии постороннего человека, хотя только что выполнял его в более комфортной для себя обстановке. Именно такие дети долго не могут автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи, испытывает трудности с коммуникацией. И это то, что не может не беспокоить и заставляет искать каких-то новых подходов к таким детям, чтобы обеспечить комфортность их пребывания в социуме. Поскольку эти дети обучаются в массовых группах, они кажутся уже как бы заведомо включенными в процесс инклюзивного образования. Но все дело в том, что по-настоящему инклюзивный подход подразумевает не просто механическое включение детей с нарушениями в группу с детьми без нарушений, этого явно недостаточно, а предполагает целенаправленное воздействие на абсолютно каждого ребенка, с тем, чтобы его пребывание было комфортным и способствовало бы его самореализации. Любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений. Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение и др. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с нарушением речи в том, что она:  помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;  помогает ускорить прогресс речеобразования, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;  музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; Основной вид музыкотерапии для детей с нарушением речи, это конечно Пение. Активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует избавлению от дефектов речи, так как пение –это комплексная работа над звукоизвлечением, постановкой дыхания и правильной дикции. Детям школьного возраста очень близка народная манера пения. Характерные черты народной манеры пения у детей: естественность звукоизвлечения, взаимосвязь певческого звуковедения с разговорно-речевой интонацией - доступно для детского голоса. Звукоизвлечение, звукообразование является важнейшей проблемой для детей с еще не окрепшим, а развивающимся, растущим организмом. Прежде всего, следует отметить, что должна быть мягкая атака звука, спокойное дыхание. Дыхание в целом бесшумное, незаметное. В освоении верного звукообразования обычно большое место занимает работа над отдельными звеньями певческого акта. В виде отдельных мышечных приемов осваивается, например, как надо вздохнуть, как открыть рот, положить язык и т. п. Все эти подводящие, частичные движения, отрабатываемые отдельно, потом должны быть соединены в единой координации. Это части будущего общего навыка. Распространенным и эффективным в вокальной педагогике является специальный метод обучения – фонетический (формируется на речевой основе). Фонетический метод основан на активной работе артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию. Принимая во внимание речевую составляющую вокального звука, целесообразным представляется применение упражнений в виде разговорных распевок. Упражнения в рамках подобного метода могут предусматривать решение следующих задач:  определить гласные, на которых удобно и полезно развивать голосовой аппарат;  соединить гласные звуки с согласными;  развить беглость и гибкость голоса. Безусловно, полезны в практике занятий с детьми советы выдающегося педагога Н.К. Мешко которая рекомендует для выработки разговорного положения рта при пении: 1. проговаривать желаемую фразу в разговорной манере. 2. проговаривать эту фразу нараспев в 2раза медленнее, следя за артикуляцией. 3. пропевать эту фразу на одном звуке в ритме песни. 4. петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука. Особенное внимание следует обращать на трудные для произношения в пении согласные, как, например, к, п, ,т, ф, х, а также с, ш, ц, г, щ. Первые из них в наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы очень крепко и очень кратко; вторым свойственна особая характерность, резко выделяющая их среди других согласных; коротко и осторожно произносить следует, в особенности, шипящие согласные с и ш. Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Если слог оканчивается на согласную, то она относится к последнему слогу: “но-чка те-мная”, “ся-де-тсо-лнце” и т.п. Большое стечение согласных в одном слоге следует произносить скоро, легко и четко. Активная, четкая, правильная и согласованная работа артикуляционных органов создает отчетливую, хорошую дикцию. Вялость и несогласованность в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. В этом случае страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем поют. Вокальная речь имеет свои особенности. Гласные в выпеваемом слоге удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука (в обычной речи произношение гласных и согласных равно по времени.). Согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. Это очень удобно для учеников имеющих проблемы с речью. Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность мышц шеи и лица. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуются такие упражнения:  Вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения.  При сомкнутых губах развести верхнюю и нижнюю челюсть, языком “колоть” щеки.  Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с ним.  Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с гласными “о”, “у”, “и” (очень хорошо сочетание “и-у”).  При вялости языка – слог «ля», «яли-яли-яли» (внимание на кончик языка),  Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным материалом ритме.  Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.  Использовать для тренажа различные скороговорки (например - Бри-брэбро-бру-бра), или дикционные распевки.  «Дразнилки» - Упражнение для активизации работы языка. Пара учеников становится друг против друга и быстро, первый без перерывов повторяет «да,да,да», а второй «нет,нет,нет..»  Многократно произносить "ДЗЗз", при этом губы поочередно вытягивая вперед, а затем разводя в полуулыбке. Работа над скороговорками преследует важную цель - научить легко, непринужденно преодолевать встречающиеся в речи дикционные трудности, сложные звукосочетания. Начинать работу над скороговорками надо в медленном темпе. Нельзя бессмысленно «пробалтывать» текст. Очень полезно поначалу тренироваться в беззвучном произношении скороговорки в медленном темпе. Потом темп постепенно ускорять и выговаривать текст вслух. Пение в ансамбле, в хоре очень полезно для детей, поскольку создает для них необычную, новую обстановку, и дети учатся приспосабливаться к изменениям обстановки. Одной из форм реализации инклюзивного подхода могут быть и совместные музыкальные занятия детей с речевыми нарушениями и детей без нарушений. Это могут быть, например Музыкальные спектакли в форме игровой деятельности. Интересными получаются и совместные занятия по развитию интонационной выразительности речи. Как известно, у детей с дизартрией, с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями наблюдается и бедность интонационной стороны речи. Но оказывается, что и дети без явных признаков речевых нарушений также испытывают проблемы с мелодической организацией речи. Так некоторые из детей не могут воспринять и воспроизвести изменение высоты тона голоса, которое является неотъемлемым компонентом мелодического рисунка фразы. Поэтому такие совместные занятия полезны не только детям с речевыми нарушениями в плане инклюзивного подхода, но и очень полезны и необходимы в ряде случаев в том числе и детям без явных речевых нарушений. И так же, совместные занятия крайне важны и с точки зрения развития у всех детей коммуникативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение друг к другу. Дети видят, что у каждого из них могут быть проблемы – кто-то звуки не умеет правильно произносить, а кто-то умеет, зато с выразительностью речи у него проблемы. Совместные, музыкальные занятия, репетиции – приносит много радости и детям и взрослым. Для многих детей это как раз та деятельность, в процессе которой они и не только получают новые для себя навыки – в области сценической речи, сценического движения и т.д., и развивают свои способности, но и учатся постепенно в чем-то преодолевать себя, справляться с теми трудностями, которые у них имеются, – и в плане речи, и в плане коммуникации, и в плане эмоций, т.е. происходит коррекция психо-эмоционального фона и развитие личности ребенка. Таким образом, организация работы детей с нарушениями и без них создает психологически комфортную обстановку, в которой каждый из детей имеет возможность и преодолеть имеющиеся у него проблемы, и в максимальной степени проявить и развить имеющиеся у него способности. Репертуар для вокальных занятий с обычной группой детей и где есть ученики с нарушением речи, должен побираться с учетом возраста, так же необходимо учитывать психологическое состояние и голосовые данные. Для детей хорошо подходят русские народные, детские, игровые и шуточные песни. В народных песнях как правило простые слова, не сложная мелодия и понятный смысл. Исполнение таких песен, безусловно, помогает детям, раскрыть свой творческий потенциал, войти в роль, почувствовать себя в своей «Детской» среде. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков и положительно влияет на общее развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_penie_microsoft_word_2.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Не редко, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью. Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют обучение. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания. Борьба с дефектами речи у детей – актуальная проблема. Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушение словарного запаса и грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не всегда оправдывается. Речевые дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются. Как известно, у многих детей с речевыми нарушениями, в том числе и негрубыми фонетическими, часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная лабильность, недостаточная стрессоустойчивость, когда в стрессовой ситуации или просто новой, необычной ситуации у ребенка возникает некое блокирование психических функций и волевых действий. В результате ребенок не отвечает на вопрос, даже если знает на него ответ, не выполняет задание в присутствии постороннего человека, хотя только что выполнял его в более комфортной для себя обстановке. Именно такие дети долго не могут автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи, испытывает трудности с коммуникацией. И это то, что не может не беспокоить и заставляет искать каких-то новых подходов к таким детям, чтобы обеспечить комфортность их пребывания в социуме. Поскольку эти дети обучаются в массовых группах, они кажутся уже как бы заведомо включенными в процесс инклюзивного образования. Но все дело в том, что по-настоящему инклюзивный подход подразумевает не просто механическое включение детей с нарушениями в группу с детьми без нарушений, этого явно недостаточно, а предполагает целенаправленное воздействие на абсолютно каждого ребенка, с тем, чтобы его пребывание было комфортным и способствовало бы его самореализации. Любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений. Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение и др. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с нарушением речи в том, что она:  помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;  помогает ускорить прогресс речеобразования, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;  музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; Основной вид музыкотерапии для детей с нарушением речи, это конечно Пение. Активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует избавлению от дефектов речи, так как пение –это комплексная работа над звукоизвлечением, постановкой дыхания и правильной дикции. Детям школьного возраста очень близка народная манера пения. Характерные черты народной манеры пения у детей: естественность звукоизвлечения, взаимосвязь певческого звуковедения с разговорно-речевой интонацией - доступно для детского голоса. Звукоизвлечение, звукообразование является важнейшей проблемой для детей с еще не окрепшим, а развивающимся, растущим организмом. Прежде всего, следует отметить, что должна быть мягкая атака звука, спокойное дыхание. Дыхание в целом бесшумное, незаметное. В освоении верного звукообразования обычно большое место занимает работа над отдельными звеньями певческого акта. В виде отдельных мышечных приемов осваивается, например, как надо вздохнуть, как открыть рот, положить язык и т. п. Все эти подводящие, частичные движения, отрабатываемые отдельно, потом должны быть соединены в единой координации. Это части будущего общего навыка. Распространенным и эффективным в вокальной педагогике является специальный метод обучения – фонетический (формируется на речевой основе). Фонетический метод основан на активной работе артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию. Принимая во внимание речевую составляющую вокального звука, целесообразным представляется применение упражнений в виде разговорных распевок. Упражнения в рамках подобного метода могут предусматривать решение следующих задач:  определить гласные, на которых удобно и полезно развивать голосовой аппарат;  соединить гласные звуки с согласными;  развить беглость и гибкость голоса. Безусловно, полезны в практике занятий с детьми советы выдающегося педагога Н.К. Мешко которая рекомендует для выработки разговорного положения рта при пении: 1. проговаривать желаемую фразу в разговорной манере. 2. проговаривать эту фразу нараспев в 2раза медленнее, следя за артикуляцией. 3. пропевать эту фразу на одном звуке в ритме песни. 4. петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука. Особенное внимание следует обращать на трудные для произношения в пении согласные, как, например, к, п, ,т, ф, х, а также с, ш, ц, г, щ. Первые из них в наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы очень крепко и очень кратко; вторым свойственна особая характерность, резко выделяющая их среди других согласных; коротко и осторожно произносить следует, в особенности, шипящие согласные с и ш. Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Если слог оканчивается на согласную, то она относится к последнему слогу: “но-чка те-мная”, “ся-де-тсо-лнце” и т.п. Большое стечение согласных в одном слоге следует произносить скоро, легко и четко. Активная, четкая, правильная и согласованная работа артикуляционных органов создает отчетливую, хорошую дикцию. Вялость и несогласованность в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. В этом случае страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем поют. Вокальная речь имеет свои особенности. Гласные в выпеваемом слоге удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука (в обычной речи произношение гласных и согласных равно по времени.). Согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. Это очень удобно для учеников имеющих проблемы с речью. Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность мышц шеи и лица. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуются такие упражнения:  Вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения.  При сомкнутых губах развести верхнюю и нижнюю челюсть, языком “колоть” щеки.  Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с ним.  Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с гласными “о”, “у”, “и” (очень хорошо сочетание “и-у”).  При вялости языка – слог «ля», «яли-яли-яли» (внимание на кончик языка),  Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным материалом ритме.  Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.  Использовать для тренажа различные скороговорки (например - Бри-брэбро-бру-бра), или дикционные распевки.  «Дразнилки» - Упражнение для активизации работы языка. Пара учеников становится друг против друга и быстро, первый без перерывов повторяет «да,да,да», а второй «нет,нет,нет..»  Многократно произносить "ДЗЗз", при этом губы поочередно вытягивая вперед, а затем разводя в полуулыбке. Работа над скороговорками преследует важную цель - научить легко, непринужденно преодолевать встречающиеся в речи дикционные трудности, сложные звукосочетания. Начинать работу над скороговорками надо в медленном темпе. Нельзя бессмысленно «пробалтывать» текст. Очень полезно поначалу тренироваться в беззвучном произношении скороговорки в медленном темпе. Потом темп постепенно ускорять и выговаривать текст вслух. Пение в ансамбле, в хоре очень полезно для детей, поскольку создает для них необычную, новую обстановку, и дети учатся приспосабливаться к изменениям обстановки. Одной из форм реализации инклюзивного подхода могут быть и совместные музыкальные занятия детей с речевыми нарушениями и детей без нарушений. Это могут быть, например Музыкальные спектакли в форме игровой деятельности. Интересными получаются и совместные занятия по развитию интонационной выразительности речи. Как известно, у детей с дизартрией, с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями наблюдается и бедность интонационной стороны речи. Но оказывается, что и дети без явных признаков речевых нарушений также испытывают проблемы с мелодической организацией речи. Так некоторые из детей не могут воспринять и воспроизвести изменение высоты тона голоса, которое является неотъемлемым компонентом мелодического рисунка фразы. Поэтому такие совместные занятия полезны не только детям с речевыми нарушениями в плане инклюзивного подхода, но и очень полезны и необходимы в ряде случаев в том числе и детям без явных речевых нарушений. И так же, совместные занятия крайне важны и с точки зрения развития у всех детей коммуникативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение друг к другу. Дети видят, что у каждого из них могут быть проблемы – кто-то звуки не умеет правильно произносить, а кто-то умеет, зато с выразительностью речи у него проблемы. Совместные, музыкальные занятия, репетиции – приносит много радости и детям и взрослым. Для многих детей это как раз та деятельность, в процессе которой они и не только получают новые для себя навыки – в области сценической речи, сценического движения и т.д., и развивают свои способности, но и учатся постепенно в чем-то преодолевать себя, справляться с теми трудностями, которые у них имеются, – и в плане речи, и в плане коммуникации, и в плане эмоций, т.е. происходит коррекция психо-эмоционального фона и развитие личности ребенка. Таким образом, организация работы детей с нарушениями и без них создает психологически комфортную обстановку, в которой каждый из детей имеет возможность и преодолеть имеющиеся у него проблемы, и в максимальной степени проявить и развить имеющиеся у него способности. Репертуар для вокальных занятий с обычной группой детей и где есть ученики с нарушением речи, должен побираться с учетом возраста, так же необходимо учитывать психологическое состояние и голосовые данные. Для детей хорошо подходят русские народные, детские, игровые и шуточные песни. В народных песнях как правило простые слова, не сложная мелодия и понятный смысл. Исполнение таких песен, безусловно, помогает детям, раскрыть свой творческий потенциал, войти в роль, почувствовать себя в своей «Детской» среде. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков и положительно влияет на общее развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...