Психосенсомоторика
материал

Шатова Алёна Владиславовна

Психосенсомоторика-совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihosensomotorika.docx844.77 КБ

Предварительный просмотр:

Психосенсомоторика-совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. Развитие движений (моторики) и развитие психики ребенка тесно связаны. Научившись держать голову, поворачиваться, вставать, ребенок получает больше возможностей для познания окружающего мира, а интерес ко всему, что он видит вокруг, стремление приблизиться к привлекающему внимание предмету, захватить рукой игрушку, выяснить, откуда идет звук становится стимулом двигательной активности.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее развитие и дифференцировка происходят под воздействием внешней среды до 20—25летнего возраста.
Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.


Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

  • соматовегетативный, или первые два года жизни;
  • психомоторный, или 3—6й годы жизни;
  • этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10й годы жизни;
  • аффективноидеаторный этап — 11—12 лет.

Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

  • пищевых — сосательного, хоботкового и др.;
  • опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
  • опоры автоматической ходьбы — переступает;
  • рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
  • хватательного-сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.
    Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.


Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и двусложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

Врожденные рефлексы-ответная реакция организма на внешние раздражители. Те или иные рефлексы угасают на определенном  возрасте.

  • Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

  • Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

  • Глотательный рефлекс 

Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

  • Рефлекс кляпа

 Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

  • Рефлекс высовывания языка- защищает от возможности задохнуться. Пропадает к 5 мес. Если не исчезает возникают проблемы к приемом твердой пищи.
  • Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

  • Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка—в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

  • Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина 

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.Если легко нажать на обе ладони ребенка у него открывается рот. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем — исчезает совсем.Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.Быстрое становление рефлекса и его угасание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

  • Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) 

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

  • Рефлекс подвешивания Робинсона 

К 3-4 мес. этот безусловный рефлекс трансформируется вусловный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

  • Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.Если погладить подошву, по центру стопы, то большой палец загибается вверх, пальцы расширяются.Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

  • Пяточный рефлекс Аршавского 

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

  • Рефлекс охватывания Моро 

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.При стуке по столу, где лежит малыш:

- 1 фаза: он раскидывает руки и ноги, разжимает пальцы

-2 фаза: собирается обратно

Появляется сразу после рождения. Если есть внутричерепная травма, рефлекс может отсутствовать. Выражен до 5 мес. Отсутствие говорит о нарушении в развитии моторики, ДЦП. Если было давление у мамы рефлекс может быть ослаблен.

  • Рефлекс Кернига- реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. Примерно после 4 мес. исчезает.
  • Рефлекс Бауера- спонтанное ползание. Если ребенка положить на живот, к ногам пожить точку опоры, то ребенок отталкивается и ползет. Исчезает через 3-4 мес.  
  • Спинальные рефлексы- изучают, что бы понять развитие мышечного аппарата
  • Верхний защитный рефлекс- появляется в 1 часы жизни. Если ребенка положить наживот, он поворачивает голову всторону, поднимает ее, что бы не задохнуться. Пропадает в 1, 5мес.
  • Рефлекс автоматической походки- когда ставим на ножки ребенка, он начинает идти. Важно, как ребенок ставит стопу, касается ли поверхности пальчиками. Если не касается ногами, стопами поверхности, свидетельствует о слабом тонусе.
  • Рефлекс опоры- когда ставят на поверхность, ребенок расправляет стопу.

1фаза- ножки резко сжимаются в коленях,

2фаза-прижимаются к поверхности. Исчезает к 1,5месяцам.

  • Рефлекс Галанта-реакция позвоночника на внешний раздражитель. Ребенка берут под живот, держат в воздухе и  по  одной стороне позвоночника проводят пальцем от шей к пояснице. Ребенок изгибается в дугу в противоположную сторону от раздражителя. Появляется на 5-6 день жизни. Если поражена нервная система, то может отсутствовать или начать проявляться к 1 мес. жизни, иногда к 6 месяца

Группа позотонических рефлексов- попытка перераспределения тонуса мышц, при изменении позы тела, когда у ребенка нет возможности держать голову, сидеть, ходить:относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявляются, что создает оптимальные условия для развития произвольных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП.

  • Рефлекс Магнума Клейма (поза фехтовальщика),если голову повернуть в сторону, то с этой стороны выпрямляется рука и нога. Сохраняется до 2 мес.
  • Тоновый рефлекс- когда голова поворачивается в одну сторону, с этой стороны рука вытягивается, с противоположной стороны рука сгибается локтем вверх, при этом колено тоже может сгибаться. Если к 2 мес. не исчезает, может быть признаком ДЦП
  • Сгибание шеи и корпуса- если положить ребенка на спину и поворачиваем голову в одном направлении, то корпус поворачивается туда же, если поворачивает руку, корпус поворачивается за рукой. Если есть ассиметрия, то это признак работы одного из полушарий.
  • Рефлекс Ландау-тест супермена- ребенка держат в воздухе, поместив ладонь под живот, ребенок распрямляет руки и ноги, как будто лети. Показывает, что есть рефлекс разгибания рук и ног. Ребенка держат свободно в воздухе лицом вниз. Вначале он поднимает голову (результат лабиринтной установочной реакции), так что лицо находится в вертикальной позиции, а рот – в горизонтальной, затем наступает тоническое разгибание спины, ног. Иногда оно может быть настолько сильным, что ребенок изгибается дугой, открытой кверху («поза Бэтмена»). Если пригнуть голову ребёнка к груди, разгибательный тонус исчезает и тело складывается, как перочинный нож. Рефлекс появляется в возрасте 5-6 мес, а его отдельные элементы– раньше. На втором году жизни он начинает угасать.

Группа защитных рефлексов

- сужение зрачка при попадании яркого света

-накалывании пальца- отдергивание

Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам

К концу 1 месяца появляется улыбка при появлении близких, появляются следящие движения глаз за предметом. Большая часть времени во сне, реакция на громкий звук- вздрагивает, поворачивает голову, может появляться испугналице, морщит лоб, может расплакаться

1-2 мес.- наблюдается снижение тонуса в мышцах сгибателях и повышение в мышцах разгибателях. Движения более разнообразные (поднимает ручки, потягивается, если вложить предмет может удерживать). К концу 2 месяца обнаруживает, что может толкать предмет, попасть по нему, возникает желание повторить. Может к концу 2 мес., лежа на животе поднимать и опускать голову. Это первое осознанное движение, которым он может управлять. Когда ребенка берут на руки, он осматривает пространство и наблюдает за статичными, далеко стоящими, крупными предметами. К концу 2 мес. начинает следить за движущимися предметами. Появляется оживление при появлении близкого человека. Стремиться соединить руки межу собой. Далее, возникает стремление изучения своих пальцев. Поворачивает голову в сторону раздражителя. Поза к концу 2 мес. более расслабленная, начинает тянуться к лежащим объектам

3 месяца- уверенно держит голову, возрастает скоординированность рук и ног, пытается схватить объект, тянется к объектам, хочет их схватить. К концу 3 мес. Начинает переворачиваться на бок, уверенно держит голову. Опираясь на предплечья, лежа на животе,  поднимает верхнюю часть тела. Усложняются движения руками, лежа на спине, начинает хватать предмет, пытается потянуть предмет в рот. Можно увидеть предпочтения по материалу. Появляется единый зрительно – звуковой образ, отличат своих от чужих, понимает интонации

4 месяца- совершенствуются повороты на живот и обратно, подсаживается с помощью взрослого. Угасает хватательный рефлекс, появляется осознанный захват. В начале промахиваются,  пытаются захватить обеими руками. Совершает много лишних движений (ноги, рот), которые со временем сокращаются. Все, что находится рядом изучает при помощи рта и рук, ощупывает. Рассматривает пальцы, контроль за рукой возрастает. Сопоставление тактильных ощущений в единый образ

5-6 месяцев- берет предметы и удерживает, хватает, ощупывает, тянет в рот. Начинает переворачиваться на бок, опирается на руку и садится. Дифференцированная реакция на взрослых

7-8 месяцев-садится из положения лежа без опоры. Лежа на животе опирается на предплечья, пытается встать поднимая верхнюю часть корпуса, пытаются ползти назад. Начинает ставать при поддержке или при подтягивании, может вставать вначале на носочки, затем на всю стопу. Часто боятся сесть обратно. Может сидеть и заниматься материалом. Пытается привлечь внимание взрослого. Возникает понимание смысла слов, реагирует на слова, обращенные к нему.

9-10 месяцев- ползание на четвереньках, скоординировано работают руки и ноги. Начинает активно вставать. Перемещаются держась за опору, начинают брать мелкие предметы, узнает любимые игрушки, появляется подражание.

Появляются первые социальные игры (ку-ку, ладушки, до свидания)-признаки социальных коммуникаций

11-12 месяцев-уверенно стоит, начинает самостоятельно ходить, держится за мебель, может держась одной рукой за опору, поднимать предмет, подниматься и идти дальше. Ноги широко расставлены, ходит на полусогнутых, постепенно ноги разгибаются. Далее, наклоняясь добивается равновесия. Может показать свои части тела (гласа, нос и т.д.). Хорошо держит ложку, уверенно пьет из чашки. Может кивать головой в знак согласия, несогласия, выполняет поручения (принеси то-то). На рубеже 12-13 мес.-появляется человек, который ходит и с этого периода переходит на следующий этап развития.