Пора самим одеваться и раздеваться!
консультация (младшая группа)

Калентьева Марина Вячеславовна

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 58»

г. Дзержинск

Пора самим

одеваться и раздеваться!

Как научить ребёнка одеваться и раздеваться самостоятельно?

Начинаем с раздевания

Навыки раздевания даются детям гораздо проще. Поэтому всячески поощряйте стремление ребенка самостоятельно снять обувь, одежду, головной убор. Помогайте только в том случае, если видите, что ребенок не справляется. А это может быть лишь в случае с неподатливыми застежками или тугими резинками. В остальных ситуациях достаточно лишь немного помочь ребенку. Обязательно хвалите его за каждую удачную попытку. И уж совсем без проблем двухлетний ребенок должен справляться с колготами, кофточкой, носками, трусиками – эти вещи снять ему по силам.

С самого начала приучайте ребенка аккуратно складывать одежду. Понятно, что он этого не умеет, но пусть сложит как сможет. Чем раньше вы начнете приучать ребенка к порядку, тем меньше проблем будет, когда ребенок начнет взрослеть.

Чтобы у ребенка не появилось неуверенности в собственных силах и возможностях, сведите до минимума необходимость снимать вещи со сложными застежками. Верхнюю одежду расстегивайте сами, помогайте ее снимать. Справляться с легкой одеждой, которая снимается без проблем, предоставляйте самому малышу.

Учимся одеваться, играя

Чтобы ребенку было проще овладеть навыками одевания, чаще устраивайте ему «тренировки». Предлагайте ему застегнуть пуговицы на вашей или бабушкиной кофте. Просите его надеть футболку и штаны на большую куклу или зверушку. Попутно учите различать переднюю и заднюю стороны одежды, а также, правильно называть все детали – воротник, рукав, штанина, карман и т.д.

Если при одевании футболки или свитера малыш растопыривает пальцы, объясните ему, что руки, сложенные в кулачок, лучше и быстрее пролезают в рукава и никогда не застревают. А вот брюки и колготки лучше надевать сидя. Объясните ребенку, что вставать со стула можно лишь тогда, когда ноги показались из штанин брюк.

Как ускорить привитие навыков одевания-раздевания?

Выбирая одежду для ребенка, отдавайте предпочтение той, где ярко выражены передняя и задняя сторона – аппликация или бантик, вышивка, кармашки. Ребенок быстрее научится одеваться, если юбки и штаны будут на резинках. Не пойдут на пользу футболки и свитера с очень тугим воротом. Детские колготки не должны быть слишком узкими, а резинка у носков – слишком тугой. И еще одно важное правило – в этот период лучше покупать одежду на размер больше, чем на размер меньше.

Чего не стоит делать?

  • Никогда не критикуйте ребенка даже в шутку за неправильно надетую вещь, за долгое раздевание или одевание.
  • Не помогайте ребенку, если медленно, но верно с хорошим настроением он идет к поставленной цели.
  • Никогда не торопите ребенка, если опаздываете. Заранее планируйте время выхода из дома и строго придерживайтесь своего плана.
  • Если ребенок устал или приболел, не стоит настаивать на самостоятельном одевании – считайтесь с его настроением и самочувствием.
  • Обязательно принимайте во внимание психологические особенности ребенка. Ваш и его темперамент могут не совпадать. У родителей-торопыг нередко бывают медлительные дети. Считайтесь с этим!

подготовила

воспитатель Калентьева М.В.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям                                                                                                       по воспитанию культурно-гигиенических навыков                                                              у детей 2-3-го года жизни

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.

Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

http://co32tula.ru/wp-content/uploads/washing-2983118.jpg

Гигиеническое воспитание

после года направлено на приобщение ребенка

к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;                                                                        
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком

создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;                                    
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку - держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1946308/e2307853-f871-40e6-8a41-f3f25e7f197c/s1200?webp=false

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/30/s_588f6bbe9f9de/543408_1.png

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик".

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик. Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

http://2.bp.blogspot.com/-7dmJYCHjOzw/Tian82hTkyI/AAAAAAAACfU/BGsEF3wE93Y/s1600/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2586%25D0%25B5.jpg

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

https://thumbs.dreamstime.com/b/girl-2967885.jpg

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учите детей последовательно одеваться и раздеваться.

Вэтой консультации показано на последовательность одевания и раздевания(рисунок)....

Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»

Цикл мероприятий по  формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и  раздеваться» включает в себя:1....

ПОРА САМИМ ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

С полутора лет дети могут частично одеваться и раздеваться: сначала снимать с себя расшнурованную взрослым обувь, носки, шапочку. К двум с половиной годам ребенок сможет научиться снимать платье, наде...

"Учимся одеваться и раздеваться" мл. группа

Целенаправленно формировать детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса до целостного процесса....

Консультация для родителей на тему : « Пора самим одеваться и раздеваться !»

Консультация для родителей на тему : « Пора самим одеваться и раздеваться !»...

11.01.2022 Консультация для родителей "Приучаем малыша самому одеваться и раздеваться"

11.01.2022 Консультация для родителей "Приучаем малыша самому одеваться и раздеваться"...

Консультация "Пора самим одеваться"

Памятка для родителей....