Ребенок в детском саду: безопасность и психологическое благополучие
статья

Лебедева Татьяна Александровна

Некоторые аспекты безопасности и психологической комфортности пребывания детей в детском саду. Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок в детском саду: безопасность и психологическое благополучие

Безопасность ребенка в детском саду, а также его психологическое благополучие, напрямую зависит от правильной организации педагогами предметно-пространственной среды в группе. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды, представленная образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

Безопасное пребывание ребят в пространстве группы обеспечивается комплексом мер: все элементы среды соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Предметы, материалы, наполняющие помещения группы, имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей. Мебель имеет закругленные края, расставлена по периметру помещения и надежно закреплена. Все игры, игрушки, пособия  находятся в целом рабочем состоянии, без дефектов, сколов; их использование и хранение происходит согласно  санитарным  нормам по эксплуатации и хранению игр в группах.  Состояние мебели и пособий отслеживается, при необходимости осуществляется ремонт. При организации пространства учитывается акустическое оформление, помещение хорошо и равномерно освещается. Оборудование помещений соответствует росту и возрасту детей, расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.

При отборе игрушек, игр, игрового оборудования должны быть учтены принципы оценки безопасности игровой продукции:

1. Физическая и экологическая безопасность - отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки физиологическим параметрам ребенка, возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

3. Психологическая безопасность - отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

4. Нравственно-духовная безопасность - отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Цветовая палитра группы выдерживается в спокойных, приятных глазу пастельных тонах, центры активности содержат умеренно яркие цветовые стимулы, привлекающие внимание ребенка. Помещение может быть украшено детскими работами, совместными работами детей и родителей, фотографиями воспитанников и членов их семей (например, спортивный уголок может быть украшен стенгазетой «Мы со спортом крепко дружим», на которой представлены фотографии семей воспитанников, в раздевалке группы могут находиться поздравительные плакаты для родителей, выполненные совместно детьми и воспитателями группы, также включающие в себя фотографии семей воспитанников). В совокупности это оказывает эстетически благоприятное, радостное, позитивное воздействие на детей.

В помещении группы часто находятся живые цветы, разрешенные по возрасту, программе и состоянию здоровья детей, которые создают психологически комфортную обстановку и тесную взаимосвязь с окружающим миром.

При создании обстановки в группе учитывается ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества.

Психологически комфортная среда пребывания детей обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.  Все игровое оборудование, материалы, пособия, обеспечивающие основные виды детской деятельности, располагаются в группе таким образом, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к ним.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей. Они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя различные конструкторы, занавеси, ящики для игрового материала, коврики обручи и скакалки, стулья. В играх активно используются многочисленные предметы-заместители, позволяющие, в зависимости от замысла ребенка, каждый раз использовать предмет по-новому. Трансформируемость предметной среды позволяет детям взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. В зависимости от воспитательно-образовательных задач, зоны так же могут трансформироваться, меняться, дополняться и объединяться.

Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, создаются условия для отдыха от общения, зоны располагаются так, чтобы у детей была возможность уединиться. При этом сам педагог видит, но не мешает тем детям, которым необходима условная изоляция в данный момент. Такие условия обеспечивают индивидуальную комфортность для каждого ребенка.

Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. Для достижения максимальной реакции ребенка, для внимательного отношения к пространству и поиску нового, более интересного, осуществляется смена игрушек, оборудования и прочих материалов или меняется их местоположение (из нескольких видов железных дорог, имеющихся в группе, в непосредственной доступности детей находится только одна, через некоторое время, когда дети начинают терять к ней интерес, она заменяется другой, то же – с настольными, дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр и т.д.). Это позволяет среде группы быть вариативной.

В среде также учитываются гендерные особенности воспитанников. В пространстве группы воспитателями создаются зоны по интересам, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности. Для мальчиков и для девочек подбирается соответствующий игровой материал. В частности, для развития творческого замысла в игре для девочек создаются уголки с   предметами женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения  русских богатырей, викингов, технические игрушки.

Такая организация среды в группе безопасна и несет в себе психологический комфорт для детей, позволяет воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

" Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду" - консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор...

Адаптиция ребенка в детском саду - важная составляющая психологического здоровья!

Адаптация ребенка в детском саду – важная составляющая психологического здоровья!Почему одни дети вливаются в детсадовский коллектив без особых проблем, а другие испытывают непреодолимые труднос...

Консультация для родителей " Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

В данной консультации даются рекомендации родителям по обеспечению  эмоционального благополучия ребенка в детском саду....

Статья на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

Статья на тему:«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»...

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Развитие эмоциональной сферы детей  дошкольного  возраста - одноиз важнейших направлений деятельности педагога - психолога в современном детском саду....

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду....