КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?"
консультация (подготовительная группа)

Мартыненкова Мария Ивановна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_rebyonku_logicheskoe_myshlenie.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

         Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в  старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!

Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика?

Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Как наука логика изучается в высших и специальных учебных заведениях.          Знание законов логики важно  при выработки решений в сложных, ситуациях,   при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.

Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние, подавляя психику и нивелируя желание учиться.

Малыши, освоившие навыки и приёмы логического мышления:

•        Умеют легко сосредоточиваться на проблеме;

•        Очень внимательны;

•        Обладают хорошей памятью;

•        Легко концентрируются над решением поставленной задачи;

•        Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;

•        Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;

•        Легко справляются с решением любой логической задачи;

•        Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;

•        Очень общительны и любознательны;

•        Помимо обучения в школе, как правило, дополнительно посещают различные кружки и студии по интересам.

Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания.

Давайте попытаемся охарактеризовать кратко некоторые из этих логических операций. К примеру, у детей среднего возраста навыки логических операций в обучении открывают следующие способности:

•        Анализ является логическим приёмом, позволяющим разделять предметы/явления/события на отдельные части/этапы. Анализ необходим при выявлении признаков и свойств, характеризующих конкретный предмет/явление/событие или их группу.

•        Сравнение – это несложная логическая операция для выявления различий и сходства предметов/явлений/событий по определённым их признакам и свойствам.

•        Синтез – логическая операция, посредством которой целое складывается из отдельных частей. Детям среднего возраста принцип синтеза легко пояснить с разборной игрушкой (пирамидка, домик и т.д.) или в процессе таких игр, как «Дорисуй рисунок», «Найди недостающие элементы и собери фигуру», «Дострой домик»» и пр.

•        Алгоритм действий – с помощью этого логического приёма у ребёнка можно сформировать навык последовательности действий. Легче всего это сделать посредством игр определённого вида. К примеру, предложите малышу продолжить ряд предметов, которые чередуются по определённому (размер, цвет, форма) признаку или с учётом некоей закономерности их расположения (от маленького – к большому предмету и т.д.).

•        Классификация относится к более сложным логическим операциям и требует от ребёнка умения распределять предметы/явления/события по группам относительно их общих признаков или других критериев. Этот навык особенно необходим детям, наделённым незаурядной фантазией, обладающим хорошей памятью и высоким творческим потенциалом.

 -В классификации важно умение ребёнка выполнять два логических действия:

- Выделять общие признаки у группы предметов (явлений) событий, что составляет основу классификации;

Разделение предметов (явлений) событий по классам на основании выделенных признаков.

Отрицательная частица «не» – навык её использования крайне важен для развития у ребёнка логического мышления и речевых навыков. Она необходима ему для выполнения логических операций отрицания.

Дети 5-7 лет

Дети старшей дошкольной группы способны более тщательно разложить целое на составляющие его элементы. Кроме этого, они уже могут объяснить функциональное значение некоторых из этих элементов.

К примеру, если вы предложите ему к рассмотрению игрушечного зайца и попросите назвать и описать элементы его тела, малыш должен смело назвать и показать ушки, лапки, хвостик и головку зайчика. Помимо того, он должен объяснить, зачем, например, зайчику такие длинные ушки или почему его задние лапы длиннее передних. Также ребёнок должен знать ответы на такие вопросы, «Почему у совы глаза большие?», «Зачем животным нужен хвост?», «Для чего кошке нужны когти?» и т.д.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.

С целью развития у детей мышления, можно использовать   игры:  

«Найди лишний предмет»

«Найди пару»

«Что есть что?»

«Поймай рыбку»

«Подбери заплатку нужного цвета»

«Ассоциации»

 «Семейка»

«Что из чего сделано»

«Ребусы»

«Часть и целое или мартышки учатся делиться»

«Лабиринты»

«Подберет картинку» и др.

         Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.

Формированию дошкольников логического мышления должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком; повышенным вниманием компьютеризации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Зачем вашему ребёнку нужна музыка?"

Консультация  о том, как музыка развивает речь ребёнка, памямь, внимание, координацию движений, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть и чувствовать....

Консультация для родителей "Зачем вашему ребёнку нужна музыка"

Материал для родителей о роли музыки в жизни ребёнка....

Консультация для родителей "Зачем учить ребёнка играть в шашки и шахматы"

«Зачем учить ребенка играть в шашки и шахматы»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время ...

Консультация для родителей "Зачем Вашему ребёнку музыка"

Консультация для родителей "Зачем Вашему ребёнку музыка"...

Консультация для родителей "Зачем вашему ребёнку музыка?"

     «Зачем вашему ребёнку музыка?» Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка....

Консультация для родителей "Зачем Вашему ребёнку нужна музыка?"

Исследования педагогов и психологов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.Уважаемые родители, задавали ли вы когда-нибудь себе вопро...