Консультация для родителей «Возрастные особенности младшего дошкольного возраста»
консультация

Компаниец Татьяна Викторовна

Консультация знакомит родителей с возрастными особенностями развития детей младшего дошкольного возраста, особенностями поведения дошкольников в данный возрастной период. В консультации представлены  рекомендации для  родителей по преодолению возможных сложностей и проблем детей 2 младшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_mladshego_doshkoln_vozrasta.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Возрастные особенности младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст-важный период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. У ребенка заметно возрастает потребность в движении. Двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования. Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию.

 Быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движения. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Ребенок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Он осознает себя, как отдельного человека со своими желаниями, особенностями и потребностями.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети, мы за слова свои в ответе и за дела.  Толкнуть дитя на неразумный путь, а как потом его вернуть? Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки зависят от ситуации, их последствия ребенок чаще всего не представляет, ребенку данного возраста свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3-4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными решениями и запретами. (Например: «можно», «нужно», «нельзя»).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте уже сформированы основные сенсорные эталоны, Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Способен выбрать основные формы предметов (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник).

Внимание детей 4-го года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности, Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течении 10-15 минут. Но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.

Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки,2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших их).

Мышление является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (например конструирование по образцу).

Воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул- машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка носитель определенной общественной функции. Желание выполнять такую же функцию приводит к игре. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.

В этом возрасте у ребенка возникает желание действовать самостоятельно, вопреки ситуации, вопреки требованиям взрослых, и, как следствие, возникает так называемый «кризис 3-х лет», который выражается во внутреннем противоречии из-за желания ребенка сделать по-своему и одновременно поступать соответственно требованиям взрослых. Поэтому в этом периоде жизни ребенка возможны вспышки негативизма, упрямства, капризы, раздражительность, требовательность и неустойчивость настроения. Внешне это выражается в противоречии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого.  

Любимым выражением ребенка становится «Я сам!». Формируется сознание «Я сам».

Негативизм.

Ребенок поступает не только вопреки родителям, но порой даже вопреки своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется. А только потому, что его об этом попросили.

Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома он отказывается от определенного продукта. Но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно с удовольствием ест.

Проявление упрямства.

Когда ребенок упрямиться, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал: «Я так решил!»

Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, а мама предлагает ему замену, Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч, Но все равно настаивает на своем:» Дай мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? Просто подождать несколько минут. Малыш сам примет решение—попросит книжку. Выдержать паузу необходимо.

Упрямство порождает неврозы, лживость, расстройство нервной системы, раздражительность.

Капризность. 

Это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все». Капризы могут проявляться в двигательном перевозбуждении, в продолжении начатого дела, в недовольстве и раздражительности, в плаче.

Условия возникновения капризов:

-Повышенная эмоциональная возбудимость

-Некомфортная обстановка

-Плохое самочувствие

-Переутомление

-Чувствительность

Что делать нам взрослым?

1.Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

2.Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Например, если дочь, пыхтя натягивает кофточку или пытается застегнуть обувь, так хочется ей помочь, но малышка не оценит вашего стремления, скорее всего. Она будет громко сопротивляться.

3. Помните, что ребенок испытывает ваш характер, проверки по несколько раз в день. Действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту, переходить проезжую часть без взрослого, уходить без разрешения и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

4. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами. Поэтому следите за собой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

Каждый возраст характеризуется  своими особенностями, психическими новообразованиями. Консультация  направлена на формирование у родителей правильного понимания возрастных особенностей детей...

Консультация для родителей" Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра ...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"....