Картотека прогулок
картотека (старшая группа)

Герасимова Ольга Алексеевна

Используя пособие, можно  интересно и необычно проводить наблюдения за явлениями неживой природы. Рекомендую  использовать родителям для организации прогулок в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok.docx947.03 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека прогулок

Наблюдения за объектами неживой природы

Старший возраст

                                               http://picstons.ru/img/picture/Apr/12/4e3fe3daf54345de4fe8e958401dbd0e/8.jpg

                                                   

Прогулка

Наблюдение за погодой (осень)

Цель: учить определять время года по характерным признакам.

Ход наблюдения:

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры, ветры буйные,

 Ходят тучи, тучи темные.

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва.

Если на деревьях листья пожелтели, 

Если в край далекий птицы полетели, 

Если небо хмурое, если дождик льется, 

Это время осенью зовется.

Исследовательская деятельность:

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход опыта: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Трудовая деятельность:

Поливание песка для игры. 

Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать
оказывать помощь взрослым;

закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль».

Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

«Береги предмет».

Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Выносной материал

Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с песком, кукла, машинки.

Прогулка

Наблюдение за облаками

Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;

Развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

«Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (облака)

Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются – образуя облака. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые – перед дождём или снегопадом.

Воспитатель задаёт детям вопросы.

 - Какие бывают облака?

 - Из чего они образуются?

 - На что похожи?

Исследовательская деятельность:

Найдите облака похожие на лошадку.

Сравните перистые облака и кучевые.

Исследовательская деятельность:

«Дождевые облака»

Цель: Дать понятие, что облака – это скопившаяся в воздухе влага, которая в определенный момент может пролиться дождем или другими осадками.

Оборудование: банка, пена для бритья, вода, гуашь.

Ход опыта: В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Трудовая деятельность.

Сезонная, по интересам и желанию детей.

Цель: приучать работать сообща, получать радость от результата.

Подвижные игры:

«Наседка и коршун»

Цель: продолжать учить ловко увёртываться от ловящего.

Индивидуальная работа:

Разучивание скороговорки.

Пришел Прокоп, кипит укроп,

Ушёл Прокоп, кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

Цель: выработать правильное произношение.

Прогулка

Наблюдение за облаками.

Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.

Ход наблюдения:

«Могу я бесконечно

Смотреть на небеса,

Но шлепнул дождик в речку,

И скрылись чудеса». (А. Сиголаев.)

По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

«Чем вата ниже,

Тем дождик ближе». (Облака)

- Из чего состоят облака?

 - Всегда ли они бывают одинаковыми?

 - Чем отличаются облака в солнечную погоду?

Исследовательская деятельность:

«Как обнаружить воздух?»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Ход опыта: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

Трудовая деятельность:

Работа граблями и метлой.

Цель: учить видеть результат своего труда.

Подвижные игры:

«Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».

Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко и беззвучно.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, реи. Развитие силовых качеств.

Прогулка

Наблюдение за солнцем.

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы – мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.

Ход наблюдения:

«Где, ты солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промёрзла.

Выйди солнышко скорей!

Приласкай и обогрей!

Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встаёт, а вечером оно будет в другой стороне – на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встаёт поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Исследовательская деятельность:

«Свойства солнечных лучей».

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей. Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать. Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Трудовая деятельность:

Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры:

«Пустое место», «Сделай фигуру».

Цель: учить выполнять действия по сигналу воспитателя, не наталкиваться друг на друга.

Индивидуальная работа:

Элементы хоккея.

Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

                                                                            Прогулка

Наблюдение за солнцем

«Солнце источник света и тепла»

Цели: формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно. 

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

- Что нужно для роста растений, животных?

- что делает солнце?

Солнце – источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.

Солнце – раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.

Раскаленное вещество излучает свет, т. е. светит. Вот и солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Солнце светит необычайно сильно, поэтому даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдаёт тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.

Исследовательская деятельность:

«Солнечная лаборатория»

Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

 Ход опыта: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

 Вывод: Солнце нагревает предметы.

Трудовая деятельность:

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижная игра:

«Пожарные на учении»

 - закреплять умение лазать по стенке;

 - развивать внимание.

Индивидуальная работа:

«Попади в обруч»

Цель: упражнять в метании в цель.

Прогулка

Наблюдение за солнцем.

Цели: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды. Сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

Ход наблюдения:

«Люди добрые, солнцу красному,

Лику ясному

Поклоняйтесь, улыбайтесь

Распрекрасному.»

В. Брюсов

Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце.Весной солнце начинает подниматься всё выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.

Воспитатель задаёт детям вопросы.

 - Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?

 - Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?

 - Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

Исследовательская деятельность:

«Разноцветные огоньки»

Цель: Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч?

 Материал: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Ход опыта: дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой — слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.)

    Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.

Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек от мусора и снега.

Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.

Подвижные игры:

«Поймай мяч», «Караси и щука».

Цели:

 - продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей;

 - упражнять в умении ловить и передавать мяч.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цели:

 - обучать прыжкам в высоту с бокового разбега;

 - закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

                                                                 

                                                                  Прогулка

 

Наблюдение за ветром.

Цели: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;

       дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.

Ход наблюдения:

Ветер – движение воздуха. Он видим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару. Одновременно очень сильный ветер переносит штормы бури, ураганы, что иногда приводит разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.

             Воспитатель загадывает детям загадку.

             «Свищет, гонит, вслед ему кланяются.» (Ветер)

Исследовательская деятельность:

«Движение воздуха».

Цель: показать детям, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха. Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

Трудовая деятельность:

           Расчистка дорожек.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры:

            «Быстрее ветра», «Кто смелее?»

Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.

Индивидуальная работа:

               «Прыгни дальше»

Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.

Прогулка

Наблюдение за ветром.

    Цели:

 - расширять и углублять знания о неживой природе;

 - формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения:

«Ветер дул всю ночь,

Шумели ели,

Морщинилась вода,

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало,

И когда пришел рассвет,

Ветра будто небывало».

                Воспитатель задаёт детям вопросы:

 - Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная).

 - Как называется снег с ветром? (сильный ветер со снегом – метель, слабый ветер со снегом – позёмка).

 - С какой стороны дует ветер? Как определить? (Дует южный, определили с помощью компаса).

 - Как образуется ветер? (Разница температуры назревания воздуха солнцем).

Исследовательская деятельность:

«Буря»

 Цель: доказать, что ветер — это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход опыта: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Трудовая деятельность:

Постройка горки

Цель: воспитывать доброжелательное отношение.

Подвижные игры:

         «Кто самый меткий»

             Цели:

           - упражнять в метании предметов.

           - развивать глазомер.

Индивидуальная работа:

             «Найди предмет».

           Цели:

 - закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;

 - находить предмет по описанию

 

                                                                  Прогулка

Наблюдение за ветром.

Цель: продолжать учить определять силу ветра;

расширять знания детей о неживой природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

«Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задевает,

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет».

 - Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создаёт ветер)

 - Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые)

 - Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч)

 - Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Исследовательская деятельность:

«Куда дует ветер».

Цель: Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера (Куда повернул флюгер – оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света)

Как определить силу ветра? (с помощью бумажки и секундомера)

Как определить с какой стороны дует ветер? (с помощью компаса: если с севера – холодный, если юга – тёплый)

Трудовая деятельность:

Уборка участка, сезонные работы.

Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполнения работы.

Подвижные игры:

           «Коршун и наседка»

        Цель: учить слушать команды воспитателя, развивать внимание.

          «Ветер»

          Цель: закреплять представления о связях в природе;

        учить внимательно слушать команды воспитателя.

Индивидуальная работа:

            Упражнения с мячом.

Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловля его обеими руками.

Прогулка

Наблюдение за снегопадом.

                          Цель: уточнить представления о свойствах снега;

 закрепить знания о сезонном явлении – снегопаде.

Ход наблюдения:

«Светло – пушистая

Снежная белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную –

На землю просится… (К. Бальмонт)

В холодное время года вместо дождя идёт снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте пар начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звёздочки – снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.

Воспитатель задаёт детям вопрос.

 - Где образуются снежинки?

 - На что они похожи?

Исследовательская деятельность:

«Лепка из рассыпчатого снега».

Цель: подвести детей к пониманию, зависимости свойств снега от температуры воздуха.

Ход опыта: предложить ребятам вылепить снег в морозный день снежки.

Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

В морозный день снег не лепится. Снег рассыпчатый, легкий и воздушный.

Трудовая деятельность:

Сбор снега в кучу для постройки горки.

Цель: Продолжать работать сообща.

Подвижная игра:

            «Ворона – воробей»

        Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя,

      развивать внимание, продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа:

        «Не сбей флажок»

Цели: продолжать ходить «змейкой»         между предметами, не сбивая их;

Развивать внимание и наблюдательность.

                                                                                                                                                                                                 

                                                                          Прогулка

Наблюдение за снегопадом.

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде.

Ход наблюдения:

«Снег из тучи прилетел,

Лечь на землю захотел.

Ищет места – не найдёт,

Задержался у ворот».

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звёздочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе с большими хлопьями, падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звёздочки, превращая их в белую пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звёздочками до земли и покрывают её снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег – это очень много снежинок.

     Воспитатель задаёт детям вопросы.

 - Почему скрипит снег?

 - Где образуются снежинки?

 - Какой на ощупь снег?

 - Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

  - Из какого снега легче лепить? Почему?

 - Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их.

 - На что похожи снежинки?

 - Что станет со снежинкой, если она попадёт на голую ладошку? Почему?

Исследовательская деятельность:

«Вода и снег».

Цель: Закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход опыта: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Трудовая деятельность:

Уборка участка от снега.

Цель: учить убирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры:

«Гуси – лебеди», «Кто лучше прыгнет»

Цель: продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.                                     Индивидуальная работа: 

«Хоккей»

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

Прогулка

Наблюдение за снегопадом

                                   Цель:

- уточнять представления о свойствах снега;

- закрепить знания о сезонном явлении – снегопаде.

Ход наблюдения:

«Светло – пушистая

Снежная, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную –

На землю просится…»

К. Бальмонт

В холодное время года, зимой идёт снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте пар начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крохотные шестиугольные звёздочки – снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.

Воспитатель задаёт детям вопросы

 - Где образуются снежинки?

 - На что они похожи?

Исследовательская деятельность:

«Таяние снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход опыта: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Трудовая деятельность:

Сбор снега в кучу для постройки горки

Цель: продолжать работать сообща.

Подвижная игра:

       «Ворона – воробей»

       Цели:

           - учить внимательно слушать команду воспитателя;

            - развивать внимание;

            - продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа:

           «Не сбей флажок»

            Цели:

            - продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;

             - развивать внимание и наблюдательность.

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                           

                                                                         

                                                                          Прогулка

Наблюдение за снегопадом

                                      Цели:

    - формировать представления о свойствах снега;

 - закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде;

 - развивать чувство прекрасного.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает загадку.

«Не мыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит». (Снег).

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звёздочки и лучики.

Воспитатель задаёт вопросы:

 - При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?

 - Почему снег хрустит под ногами?

 - Почему снег бывает рыхлым?

Исследовательская деятельность:

«Эти разные снежинки».

                Цель: определение свойств снега.

             Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги,

           рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая деятельность:

           Засыпка снегом корней деревьев на своём участке.

            Цель: развивать умение работать сообща.

Подвижная игра:

            «Снежная карусель».

            Цель: учить действовать по сигналу воспитателя,

               постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

Индивидуальная работа:

          Развитие движений

              Цель: учить метать, снежки вдаль.

                                                                            Прогулка

Наблюдение за первым.

              Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Ход наблюдения:

«…в полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка,

Воздух легок и чист,

И замерзла река.»

И. Никитин

В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два – три дня».

Третье своё дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле, присыпанной снегом, всё остановилось в росте. Но это ещё не зима – предзимье. Ещё нет – нет и выдаётся солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку всё живое!

Воспитатель задаёт детям вопросы:

 - Как долго лежит первый снег? (Два, три дня.)

 - Какой он на ощупь? (Мокрый.)

  - Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью)

Исследовательская деятельность:

Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть её.

Сравнить две снежинки.

Определить место, где снег быстрее тает.

Найти место, где снег ещё не растаял.

Исследовательская деятельность:

«Первый снег».

            Цель: выяснить как быстро растёт одинаковое количество

            снега на ладошке или рукавичке.

             Ход опыта: слепить два снежка, один положить в рукавичку,

             другой на ладошку.

             Вывод: снежок в ладошке быстрее растает, чем в рукавичке.

Трудовая деятельность:

            Утепление снегом корней деревьев.

             Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.

Подвижная игра:

                «Раз, два. Три – беги!»

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.

                                                Индивидуальная работа

«Попади в обруч»

Цель:

 - упражнять в умении действовать по сигналу;

 - закреплять умение метать предметы в цель.

                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                               Прогулка

Наблюдение за снегом и льдом.

                   Цель: закреплять знания о разнообразных состояниях воды;

                               формировать реалистическое понимание неживой природы.

Ход наблюдения:

                      Воспитатель задаёт детям вопросы.

                       - Из чего состоит лёд?

                       - Какие свойства льда(снега) вам знакомы?

                       - Как образуются снежинки?

«Мы - снежинки! Это мы –

Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Лед – замерзшая твёрдая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечёт с пальцев тонкой струйкой.

Признаки льда: блеск, гладкость, твёрдость, хрупкость. Подгадьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.

Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звёздочки – снежинки.

 - Какой снег в тёплую погоду? (Липкий, тяжёлый, влажный, сырой).

 - Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, лёгкий, рассыпается)

Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; тёмный грязный снег сходит раньше чистого и светлого.

Исследовательская деятельность:

«Замерзание воды»

 Цель: закреплять знания детей о свойствах воды.

Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

 Ход опыта: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

Трудовая деятельность:

         Сезонные работы.

          Цель: формирование интереса к труду в природе, экологическое сознание.

Подвижные игры:

           «Волк во рву», «Мышеловка»

            Цели: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно;

              развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Индивидуальная работа:

           Лазание.

            Цель: развивать координацию движений, воспитывать смелость и          

             решительность.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                               Прогулка

Наблюдение за сосульками.

Цель: - знакомить со свойствами воды, различными её состояниями;

 - способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Ход наблюдения:

«Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идёт трезвон –

Кап – кап! Дон – Дон!»

Ю. Клюшников

Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонечко и послушайте, как падают капли.

Пусть каждый ребёнок рассмотрит сосульку, потрогает её руками, выяснит, какая она – гладкая, шершавая и т.д.

Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким)

Воспитатель загадывает детям загадку.

 Что растёт вершиной вниз? (Сосулька)

Есть примета: длинные сосульки – к долгой весне.

Исследовательская деятельность:

«Прозрачность льда»

Цель: Познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход опыта: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

Трудовая деятельность:

Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

Подвижные игры:

«Мы -  капельки», «Живой лабиринт».

Цели:

 - учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг;

- тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.

Индивидуальная работа:

         Развитие движений.

          Цели:

 - обучать самостраховке при выполнении движений в равновесии;

 - развивать выносливость.

Прогулка

Наблюдение за метелью. 

Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

«Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю» (Метель)

 - Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое).

 - Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)

 - Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)

 - Как вы думаете, метель — это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев – могут замёрзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)

Исследовательская деятельность:

«Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинноследственную зависимость, делать выводы.

Ход опыта: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Трудовая деятельность:

Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.

Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.

Подвижные игры:

           «Метелица».

            Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.

             «С кочки на кочку».

             Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперёд.

Индивидуальная работа:

             Развитие движений.

            Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                Прогулка

Почему происходит смена дня и ночи?

                      Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

Ход наблюдения:

Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи?

Солнце даёт Земле свет и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, - ночь, на другой - день.

Воспитатель задаёт детям вопросы.

 - Куда исчезают звёзды? (Звёзды и днём остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звёзд.)

 - Почему заходит солнце? (Земля вращается вокруг Солнца, и создаётся впечатление. Что оно восходит на востоке и садится на западе.)

Исследовательская деятельность:

«Как образуется тень»

         Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

 Ход опыта:

1) Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.

2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.

Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

Трудовая деятельность:

        Уборка участка после снегопада; вывоз лишнего снега с участка на огород.

         Цель: прививать трудолюбие, умение работать дружно.

Подвижная игра:

          «Движение планет вокруг солнца»

            Цель: закреплять знания о Солнечной системе.

Индивидуальная работа:

         «Кольцеброс»

            Цель: развивать меткость.

                                                                                                                                                                    https://konspekta.net/poisk-ruru/baza21/12225436923705.files/image006.jpg

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                           Прогулка

Наблюдение за градом.

             Цель: познакомить с понятием «град»;

           - дать представление о том, почему в природе наблюдается град;

           - активизировать внимание и память;

Ход наблюдения:

«С неба полетели

Белые горошки.

Испугалась курица,

Убежала кошка.

Я хотел попробовать

Белого горошка,

Только почему –то

Тает он в ладошках».

Когда земля нагревается, тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается в верх. Высоко над землёй всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идёт с дождём: одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные, падают на землю. Вот так и мы наблюдаем это природное явление.

Исследовательская деятельность:

«Льдинки – горошки».

         Цель: изучение свойств града, определение способности

         к таянию града в разных      

          условиях.

          Ход опыта: понаблюдать и определить,

           где дольше не тают льдинки горошки: на дороге, под кустами и т. д.

Трудовая деятельность:

          Уборка обрезанных веток кустарников и деревьев.

           Цель: учить трудиться сообща, дружно,

           доводить дело до конца, радоваться результату труда.

Подвижные игры:

           «Птица и лиса».

           Цель: учить ловко спрыгивать с пеньков, бегать,

      не наталкиваясь друг на друга, по сигналу воспитателя находить свой пенёк.

          «Подбеги и поймай»

           Цель: учить ловкости и быстроте, чтобы поймать мяч.

Индивидуальная работа:

           «Кто впереди?».

              Цель: учить бегать в колонне по одному, в среднем темпе.

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                       

     

Прогулка

Наблюдение за погодой (осень)

Цель: учить определять время года по характерным признакам. Проводить наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что осенью, чем в августе в среднем на 5 градусов.

Ход наблюдения:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье» …

А.С. Пушкин

Исследовательская деятельность:

«Измерение температуры воздуха»

Цель: научить пользоваться термометром, делать запись, анализировать результат измерения.

Ход опыта: в метеобудке рассмотреть внимательно показания термометра, сделать запись. Число градусов тепла записывают со знаком +, а число градусов мороза со знаком -.

Ребята делают выводы. Можно сравнить показатели термометров в группе и на метеостанции.

Трудовая деятельность:

Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.

Подвижные игры:

«Пчелы и медвежата», «Мяч водящему».

Цели: упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чередующимся шагом; упражнять в подбрасывании и ловле мяча.

Индивидуальная работа:

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Прогулка

Наблюдение за осадками.

Цель: учить определять виды осадков, проводить наблюдение за осадками. Определять их характер, интенсивность, пользуясь дождемером, определять их количество.

Ход наблюдения: 

Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

 Определяют характер и особенности осадков, измеряют, определяя количество.

Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

«Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ёжик,

По осени бредет». С. Егорова «Осень»

Исследовательская деятельность:

«Дождик лей – не жалей»

Цель: определение количества выпавших осадков.

Ход опыта: Утром в одно и тоже время производится забор воды прибора «Дождемера» на метеостанции. Измеряется мерной кружкой количество и делается запись.

Ребята делают выводы. Когда больше, когда меньше осадков, почему.

Трудовая деятельность:

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижная игра:

«Пожарные на ученье».

Цели: закреплять умение лазать по стенке; развивать внимание.

Индивидуальная работа:

 «Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                         

                                                                Прогулка

Наблюдение за туманом.

Цель: учить проводить наблюдение за утренним туманом и росой,

             объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха).

                                        Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

«Кто–то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?» Е. Трутьнева.

Исследовательская деятельность:

«Туман – мельчайшие капли воды в воздухе».

Цель: объяснить происхождение тумана, подвести к пониманию, что туман - это мелкие капельки воды.

Ход опыта: выбрать подходящее время, когда туман поиграть во дворе, совершая активные действия. Мы заметим, что участки волос стали влажными, местами мокрыми.

Вывод: туман образуется вследствие "столкновения" теплого воздуха и холодной земли, или слоев воздуха с сильно отличающейся температурой, и представляет собой скопление паров воды. При столкновении паров воды образуется конденсат, процес превращения пара в капельки воды, появляется – роса.

Трудовая деятельность:

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки. сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижная игра:

        «Мяч водящему».

          Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.

Индивидуальная работа:

           Развитие движений.

            Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                         Прогулка

Наблюдение за инеем.

Цель: учить проводить наблюдение за изморозью и инеем.

Ход наблюдения: 

Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также, как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).

«В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает».      (Иней)

Исследовательская деятельность:

«Откуда берется иней»

Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: термос с горячей водой, тарелка.

Ход: На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулки дети легко увидят на ней образования инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар.

Пар – при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Трудовая деятельность:

Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастающим на участке.

Цель: формировать умение и желание работать сообща.

Подвижная игра:

           «Перебежки».

Цель: учить не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться.

Индивидуальная работа:

         Упражнение на развитие равновесия.

          Цель: учить сохранять правильное положение туловища,

             головы, действовать уверенно.

Прогулка

Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: продолжать учить проводить наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

Ход наблюдения:               

«Как на речке изумрудные мосты,

Ну а в поле белоснежные холсты.

В заметенном студеном декабре

Семь погод все куролесят на дворе».

М. Сухорукова.

Охарактеризуйте погоду. Зимой солнце не греет, поднимается невысоко, путь его становится короче, оно не успевает прогреть воздух, понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве, поэтому становится все холоднее.

Исследовательская деятельность:

«Измерение температуры воздуха»

Цель: научить пользоваться термометром, делать запись, анализировать результат измерения.

Ход опыта: в метеобудке рассмотреть внимательно показания термометра, сделать запись. Число градусов тепла записывают со знаком +, а число градусов мороза со знаком -.

Ребята делают выводы. Можно сравнить показатели термометров в группе и на метеостанции.

Трудовая деятельность:

          Уход за растениями, растущими на участке.

          Цель: формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.

Подвижные игры:

        «Волк во рву», «Мышеловка».

           Цели: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно;

         развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Индивидуальная работа:

          Лазанье. 

           Цели: развивать координацию движений; воспитывать смелость,        

            решительность.

                                                                   

Прогулка

Наблюдение за долготой дня.

                   Цель: опираясь на знания, определить самый короткий день.

Ход наблюдения: 

Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота.

 С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

      Воспитатель загадывает загадку: 

«Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год».      (Декабрь) Исследовательская деятельность: 

Воспитатель ежедневно отмечает с детьми солнечный или пасмурный день, места участка, которые освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки.

Замечают и называют части участка, освещенные солнцем во время утренней прогулки.

В одно и то же время несколько дней подряд мелом на стене отмечать положение тени (например, ствола дерева).

Вывод: тень перемещается от того, что солнце совершает определенный путь и с каждым днем все позже бывает у одной и той же точки.

Обратите внимание на вечерней прогулке на то, что часть прогулки проходит при зажженных фонарях. Световой день короткий, рано темнеет.

Вывод: солнце совершает определенный путь. Сейчас путь солнца короче.

Трудовая деятельность:

          Подметание дорожек на участке младших групп.

           Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры:

           «Бездомный заяц».

             Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

            «Следопыт».

             Цель: развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа: 

          Развитие движений.

           Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить            

           предмет по описанию.

 

                                                                Прогулка

Наблюдение за сугробом.

                              Цель: совершенствовать представления о свойствах снега.

Ход наблюдения: 

Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

«Смотри, какой большой сугроб:

Вот это у сугроба – лоб,

Вот это – лапы, это – нос.

«Ты кто?» - задай ему вопрос.

И, притвориться не сумев,

Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»

.                                                                                                И. Лопухина.

Ребята рассматривают сугроб в разрезе, определяют плотность снега, глубина.

Исследовательская деятельность:

 установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада.

Ход опыта: после снегопада измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах.

Вывод: Чем выше сугроб, тем больше глубина.

Трудовая деятельность:

         Очистка от снега участка и постройка лабиринта.

          Цели: приучать действовать сообща, доводить дело до конца; воспитывать            

           трудовые навыки.

Подвижные игры:

         «Охотники и звери», «Не попадись», «Быстро возьми, быстро положи».

            Цели: закреплять двигательные навыки; развивать эмоциональную сферу,              

             ловкость и смелость.

Индивидуальная работа:

        «Пройди по мостику».

          Цель: упражнять в равновесии.

                                                                                                                                                                                           

 

Прогулка

Наблюдение за изменениями погоды (весна)

                    Цель: совершенствовать умения проводить

                                           наблюдение за изменениями погоды.

«Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя» …

Ю. Тютчев.

                                                             Ход наблюдения: 

            Что изменилось с приходом весны? Дни стали прибавляться, солнышко стало      

            чаще появляться и не только светить, но и греть.

           Появились проталины. Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а лежит        

                маленькими клочками? Скоро прилетят с юга птицы, и если мы повесим на  

          деревьях скворечники, то они захотят в них поселиться.

          Каждое утро они будут своим пением поднимать нам настроение,

            радовать нас.                                              

Исследовательская деятельность:

«Как работает термометр»

           Цель: посмотреть, как работает термометр.

          Материалы: 2 уличных термометра.

          Ход опыта: на одном термометре фиксируется показание температуры воздуха,        

             на другом фиксируется показатель температуры после зажатия пальцами рук        

            основания термометра.

            Вывод: когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает        

        подниматься. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре.        

          Термометр в естественных условиях показывает температуру ниже. Уличными  

       термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его

        температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо  

            опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

Трудовая деятельность:

            Расчистка дорожек от мусора.

            Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры:

       «Зайцы».

         Цель: развивать умение быстро бегать, увертываться от ловящего.

          «Не задень».

           Цель: учить перепрыгивать через веревку на высоте 15—20 см.

Индивидуальная работа:

                 Развитие движений.

              Цель: упражняться в попадании в цель снежком

Прогулка

Наблюдение за дождём.

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением –дождём.

Ход наблюдения:

«Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут.  (дождь)

        Рассматривание неба, уточнение его внешнего вида, наличия облаков,                                

           определение количества осадков с помощью дождемера.

Исследовательская деятельность:

«Как измеряют осадки».

       Цель: определение количества осадков с помощью дождемера.

        Обычно осадки считают в миллиметрах. Миллиметры осадков – это слой воды,      

        который образовался бы от выпадения осадков, если бы они не просачивались в                  

        почву, не стекали и не испарялись.

         Количество осадков измеряют за определенный отрезок времени, например, за            

          сутки, месяц или год

          Для измерения осадков используют резервуары – дождемеры. Когда пришло            

           время измерять осадки – подсчитывают, насколько поднялась вода.

           Измеряют количество выпавших осадков, делается запись.

         Вывод: измеряя количество осадков определяют интенсивность дождя в мм

         (слабый, умеренный, сильный, ливень)

Трудовая деятельность:

          Уборка участка от весеннего мусора.

          Цель: воспитывать положительное отношение к труду,

            учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры:

          «Мы — капельки», «Живой лабиринт».

            Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать          

         слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

Индивидуальная работа:

          Развитие движений.

           Цели: упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном

       направлении;

            развивать координацию движений; формировать навыки коллективной

             деятельности.

                                                                   Прогулка

Наблюдение за грозой.

Цель: продолжать знакомить с физическими явлениями в природе.

  Обратить внимание на изменения, происходящие в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

Ход наблюдения:                           

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.    (Гроза)

Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния — это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух.

Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздается гром. Молния во время грозы очень опасна. Очень часто попадает в высокие, одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки дерево и устроить пожар. Нельзя стоять под деревом во время грозы.

Исследовательская деятельность:

       Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства и различия.

        Трудовая деятельность: расчистка граблями участка; вынос мусора.

       Цели: учить трудиться небольшими группами;

         воспитывать желание трудиться, дружбу в коллективе.

Подвижные игры:

          «Гуси-гуси».

           Цель: учить внимательно слушать пастуха и быстро «улетать» от волка, четко                  

           проговаривать слова гусей.

            «Найди свое дерево».

           Цель: учить называть и запоминать свое дерево, быть внимательными и    

           быстрыми.

Индивидуальная работа:

          «От дерева до дерева».

            Цель: упражнять в прыжках на двух и на одной ноге

Прогулка

Прогулка наблюдение за радугой.

Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.

Ход наблюдения: 

воспитатель загадывает загадку.

«Что за чудо -  красота!»

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни пройти!»

(Радуга)

Когда идёт дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке.

Воспитатель даёт задание нарисовать на асфальте радугу цветными мелками.

 - Когда исчезнет радуга?

 - Когда она может появиться?

- Что это за явление - радуга?

Исследовательская деятельность:

«Радуга - дуга»

Цель: Познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход опыта: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Трудовая деятельность:

          Сбор мусора на участке.

          Цель: оказывать помощь дворнику.

Подвижная игра:

        «Мы – весёлые ребята».

          Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание,

         следить за правильностью выполнения заданий.

Индивидуальная работа:

          Развитие движений.

          Цель: закреплять умение двигаться спиной вперёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА

Картотека  прогулок  на зимнее время года для второй младшей  группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ

Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми.  Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок " Зима" 1 младшая группа

Картотека удобна при написании планов. К каждому структурному компоненту продуманы три цели. Указаны образовательные области. Прописано содержание подвижных игр....

картотека прогулок 2-ая мл.гр.- ЛЕТО

картотека прогулок  для второй младшей группы лето...

картотека прогулок на осень -старший возраст

В последнее время издано много пособий, с помощью которых можно отлично спланировать проведение прогулок.Но все же при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что з...

картотека прогулок - зима /старший возраст/

Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...