Формы работы логопеда
статья

Полушкина Инна Николаевна

 

К числу наиболее целесообразных средств практической организации методической помощи педагогам и родителям относятся:

 

  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Семинары,
  • Практикумы;
  • Тренинги,
  • Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группе с их последующим анализом;
  • Организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий и прочее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_logopeda.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы логопеда с близкими взрослыми ребенка на основном  этапе

К числу наиболее целесообразных средств практической организации методической помощи педагогам и родителям относятся:

  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Семинары,
  • Практикумы;
  • Тренинги,
  • Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группе с их последующим анализом;
  • Организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий и прочее.

Уже сам перечень форм работы свидетельствует о том, что, в отличие от первого (ознакомительного) этапа, акцент в содержании встреч переносится с информационно-ознакомительной части на практическую, т.е. осуществляется включение участников коррекционно-образовательного процесса в решение его непосредственных задач. Учитель - логопед обсуждает с педагогическим коллективом МДОУ и родителями способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы.

        Большое значение в выборе той или иной формы работы будут иметь степень коррекционно-педагогической компетентности воспитателей и родителей и их заинтересованность в результатах логопедической работы. Исходя из данных, которыми располагает учитель -логопед о семье ребенка и педагогах группы, определяются способы их постепенного (по мере приобретения взрослыми умений осознанной, адекватной и результативной помощи детям) расширения степени их включенности в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми. Доминирующей при этом должна стать тактика активного включения

освоенных речевых эталонов в ситуацию естественного общения, т.е. такая организация совместной деятельности взрослых и детей, которая стимулировала бы последних к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков. Посильный труд, игра, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью, аппликацией, лепкой и др. обеспечивают полноценную мотивацию речи. В этих видах деятельности не просто формально закрепляются заданные речевые конструкции – речь оказывается мотивированной теми действиями, которые ребенок выполняет и тем самым воспринимается им не как упражнение, а как необходимость.

        Также следует особо подчеркнуть, что эффективность работы с родителями определяется даже не столько умелым отбором ее содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом. Проведение с ними, во-первых, дифференцированной (с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей), а во-вторых, индивидуализированной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка и пр., в совокупности помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращению семьи в активного объекта коррекционного процесса и осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.

        В процессе работы с родителями широко используются вспомогательные (наглядные) средства:

  • Специальный логопедический уголок «Волшебная поляна»;
  • Информационные стенды;
  • Тематические выставки книг;
  • Методические авторские разработки;
  • Папки-передвижки и т.п.

Если на организационном  этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, то на основном этапе уже должны быть освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучения элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических занятий.

Оздоровительная работа с детьми.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Поэтому особенно актуальным является системный комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического  развития ребёнка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных.

      Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении, что более эффективно решить задачи, стоящие перед любым профессионалом, можно только включив процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных. Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не и имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребёнком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в комплексной коррекционно-образовательном процессе, улучшает у ребёнка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного  организма-соматическое состояние.

     Большинство  из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности - влияние на соматическое и психическое состояние ребёнка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие-успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике ароматерапии, музыки, фитотерапии и так  далее может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребёнка. Наряду с арттерапией актуально и эффективно применение компьютерных технологий, в частности – метода БОС.

     Массаж и фитотерапию проводят в комплексе – курсами по 10 – 15 процедур 2 – 3 раза в год. Назначение дает врач. Важно правильно скоординировать работу массажиста и логопеда, сначала ребенок идет на массаж, а затем на занятие к логопеду. Музыкотерапию и ароматерапию можно применять  сочетанно втечении года на занятиях логопеда и в массажном кабинете.На тренажере БОС ребенок занимается от 10 –15 раз и более в зависимости от тяжести дефекта.

 Фитотерапия.

 

     Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Это лечебное профилактическое средство при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы, нервозности, восстановления мышечного тонуса. При паретичной форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, гречихи посевной, мордовника обыкновенного; ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой. Для беспокойных детей – отвары смеси чертополоха и подмаренника мягкого. Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а так жесырые овощи, особенно сок капусты.

При паретической форме дизартрии рекомендуются следующие сборы.

Сбор № 1: душица обыкновенная, трава – 40 г, зоря лекарственная, трава – 20 г,зверобой продырявленный, трава – 10 г, василек луговой, розовый, соцветия – 20 г.

1ст.л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, затем настаивать 20 минут, процедить, выпить за день в 3 – 4 приема до еды.

Сбор № 2: синюха лазурная, трава или корни – 10 г, чернобыльник, трава - 20г, первоцвет весенний, цветы – 20 г, мята перечная, лист – 20 г, прострел раскрытый, трава – 10 г, донник лекарственный – 10 г, чернокорень, корни – 10 г.

1 ст.л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, затем настаивать 20 минут, процедить, выпить за день в 3 – 4 приема до еды.

При спастической форме дизартрии эффективны следующие сборы:

Сбор № 1: брусника, лист – 50 г, зверобой продырявленный, трава – 50 г, клевер шуршащий, трава – 50 г, тысячелистник обыкновенный, трава – 50 г.

1 ст.л. смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, затем настоять 30 минут, процедить, выпить за два раза в день – через час после еды (в обед) и перед сном.

Сбор № 2: тмин обыкновенный, плоды – 100 г, ромашка аптечная, соцветия – 60 г, валериана лекарственная, корни – 40 г, пустырник пятилопастный, трава – 100 г, толокнянка обыкновенная, лист – 100 г.

2 ст.л. смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, настоять30 минут, процедить и выпить в два приема за день через час после еды (обеда) и перед сном.

     Ароматерапия.

     Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Физиолог Д.И.Шатенштейн в 1939 г. Впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.

      В Японии проблему повышения производительности труда и снижения уровня утомляемости предложили решать с помощью запахов.

 Мигрень и тошнота отступают при вдыхании аромата мяты. Длительное вдыхание лаванды обеспечивает снотворный эффект, так же, как ромашки, валерияны, тимьяны, фенкеля и мелиссы.

     Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, из кожуры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты, лаванды, тимьяна и вербены создают ароматы, прекрасно успокаивающие перевозбужденную нервную систему. Это должно занять достойное место в лечебной педагогике, особенно в работе с гиперактивными детьми.

Ароматерапию можно применять в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 15 – 20 мин. Курс лечения – от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных или, наоборот, перевозбужденных лиц.

     Музыкотерапия.

     Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании музыкальных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

     Цель занятий с использованием: создание положительного эмоционального фона реабилитации( снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения  социального и личностного статуса);стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно – психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном

возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми. Музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению  исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи( темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

   

  Методика БОС (биологически обратная связь).

     Речь-это огромная нагрузка на организм, а у детей с речевыми нарушениями эта нагрузка возрастает в несколько раз, нарушается слаженность в работе дыхания и сердца. Компьютерная программа CARDIO 2.1  направлена на обучение ребенка навыку диафрагмального дыхания с плавным длинным выдохом, при этом на монитор передается информация о состоянии систем его организма. Информация отражается в доступной для ребенка форме видеосюжета, чаще всего игрового. Например: при правильном выполненном дыхании пчелка долетает до улья или постепенно открывается картинка. В любом случае ребенок видит доказательство правильности выполнения упражнения- это и есть биологически обратная связь. После формирования речевого выдоха отрабатываются элементы речи ,формируется слитная , плавная интонированная речь.

  Этот метод эффективен при подготовке детей к школе, обучении технике чтения, коррекции заикания. На нем можно обучать неусидчивых детей, с синдромом гиперактивности, с дефицитом внимания. Один из дополнительных эффектов применения БОС и диафрагмального дыхания- улучшение снабжения мозга кислородом, оздоровление организма, снижение бронхо- легочных заболеваний.На

таком тренажере можно заниматься с детьми не младше 4,5- 5 лет так как дети должны понимать инструкцию логопеда.

  Массаж.

     Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и  коррекционно-развивающих мероприятий,  которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребёнка, в частности массажистом. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, ариукул, волосистой части головы), профессора Ауглина, сегментарно-рефлекторный , точечный, зондовый.  Массаж может быть как успакаивающий, так и тонизирующий. С помощью него удается расслабить гипертонус, стимулировать функцию паретичных мышц, снизить вегетативные и трофические расстройства, улучшить общее состояние ребенка, его работоспособность, снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи. Релаксация. Секрет успешного массажа состоит  в предварительной релаксации (расслаблении). Релаксационные упражнения

подготавливают ребёнка к массажу. Сеанс  любого массажа желательно начинать с приёмов общего расслабления. В принципе релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслабленны, а дыхание не затруднено. Рассмотрим некоторые из релаксационных поз.

  1.Наиболее оптимальной является поза лежа на спине. Голову нужно положить на плоскую подушку (мышцы шеи при этом легче расслабляются);руки слегка согнуть в локтях ,ладони повернуть вниз ,не касаясь туловища. Ноги должны быть слегка разведены и немного согнуты в коленях, для чего под них подложить маленькие валики.

  2.Поза лежа на правом боку.

  Первый вариант.. Правые руку и ногу вытянуть в линию с туловищем,а левые- полусогнуть и выдвинуть вперед.

  Второй вариант. Правую ногу вытянуть в линию с туловищем, а левую полусогнуть и выдвинуть вперед. Ладонь левой руки положить на бедро; правую руку согнуть в локте и выдвинуть вперед ладонью вверх на уровне лица.

  3.Основной позой для релаксации сидя является поза «кучера». Она широко

используется при коррекции заикания. Так достигается максимальное расслабление всех мышц тела. Сидящий в положении «кучера» должен сохранять равновесие без смещения туловища вперед или назад.Голову при этом следует мягко опустить,ноги согнуть в коленях под прямым углом и слегка расставить их в стороны, руки со свисающими вовнутрь кистями согнуть в локтях и положить на бедра.

  Наиболее частой ошибкой при выполнении позы «кучера»является излишний наклон туловища вперед, что приводит к повышению напряжения в мышцах щеи и спины. Поэтому особенно внимательно надо следить за тем,чтобы плечевые суставы находились над тазобедренными.

  4.При наличии условий рекомендуется, сидя в мягком кресле с подлокотниками, применять позу «авиапассажира». В этой позе спина и затылок опираются о спинку кресла или валик для головы, руки лежат на подлокотниках, носки расставлены немного врозь. Для создания максимальной релаксации можно подложить небольшие мягкие валики под поясницу и колени.

      Для получения от массажа максимального эффекта необходимы:

  • -методическая и техническая подготовленность выполняющего массаж;
  • -условия для проведения процедуры;
  • -правильное положение ребенка во время массажа;
  • -информация о степени тяжести нарушения функционального состояния речи ребенка;
  • -регулярность проведения сеансов и курсов массажа.

.

Работа с родителями

Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией предполагает довольно длительный срок обучения в дошкольном учреждении. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.

        Задача учителя - логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

        У нас в МДОУ сложилась определенная система работы учителя - логопеда с родителями, которая включает в себя:

  • индивидуальные беседы;
  • практикумы;
  • оформление логопедических уголков для родителей;
  • изготовление экранов звукопроизношения;
  • разработаны индивидуальные тетради, для закрепления у детей знаний, полученных на занятии

     Во время индивидуальных бесед, учитель - логопед в доступной форме объясняет родителям суть речевого дефекта детей, знакомит с популярной литературой по речевому нарушению.

         Большинство родителей, имеющих детей с ОНР и псевдобульбарной дизартрией, не осознают тяжести этой речевой патологии, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико- грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

        Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана. Поэтому родителям на первом собрании предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ОНР и псевдобудьбарной дизартрии. Индивидуально, каждого из родителей, учитель – логопед знакомит с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информирует об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дает четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.

       Учитель - логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного»  разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформулировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

        Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно – логопедического

воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

        На первом собрании родители получают задание: к первой индивидуальной беседе с учителем - логопедом, которая проводится в начале учебного года - подготовиться к сообщению достоверных анамнестических сведений об особенностях течения беременности, родов,  и раннего речевого развития ребенка.

        Определить и оценить уровень готовности родителей к сотрудничеству можно по таким параметрам:

  • адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи (что не менее важно) состояния речи ребенка в данный период его развития;
  • степень инициативы родителей в плане сотрудничества;
  • признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.

В процессе регулярных индивидуальных бесед родителей знакомят со знаниями, умениями детей по различным видам деятельности и с требованиями школы к умственному и психическому развитию детей к моменту поступления в 1 класс. Учитель - логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы. Многим родителям знакомство с результатами обследования дает истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы учителя - логопеда и воспитателя. Некоторые из них проявляют обеспокоенность и активно включаются в коррекционно – воспитательный процесс, другие,  к сожалению, предпочитают не замечать трудностей в развитии ребенка, его успехи и неудачи их не волнуют.

        В январе родителей знакомят с итогами обучения детей за истекший срок. Это знакомство может иметь форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной. Можно провести открытое занятие по звукопроизношению или занятие – развлечение (например, «Праздник звука Л», если этот звук к этому времени введен в речь всех детей) или предложить родителям обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей. В мае, по итогам коррекционного обучения родителям даются рекомендации по закреплению полученных навыков в летний период.

        Важным видом взаимосвязи в работе учителя - логопеда и родителей являются консультации (фронтальные и индивидуальные). Фронтальные проводятся один раз в месяц. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Перед очередной консультацией, за одну – две недели, родители могут ознакомиться (информацию можно найти в специальной папке) с вопросами, выносимыми на консультацию, предложить свои для обсуждения.

Примерный перечень тематических консультаций:

  • «Выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»;
  • «Обучение  детей  звуковому анализу»;
  • « Автоматизация отдельных групп звуков дома»;
  • «Обучение детей с ОНР рассказыванию»;
  • «Обучение грамоте детей с ОНР»…

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению учителя - логопеда или по просьбе родителей один раз в неделю, в определенный день. На этих консультациях специалист демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители имеют право посещать занятия учителя - логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка. Учитель - логопед дает рекомендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предметами в домашних условиях. Родители получают также информацию о необходимости дозирования нагрузки на детей, выполнения санитарно – гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.

        Большим удобством в работе является возможность использовать карточки с заданиями, материал для которых собран в результате многолетней работы. Карточки помогают родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия на речевой дефект. Родители в них находят домашнее задание, с их помощью выбирают наглядный материал для закрепления лексики и грамматики, а также отвечающие теме сюжетно – ролевые игры, определяют режимные моменты, которые позволяют использовать данный материал.

Описанные формы работы с родителями эффективно применяются в нашем детском саду, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Совместная деятельность специалистов службы сопровождения развития ребенка.

Успех коррекционно–логопедической работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе всех специалистов МДОУ - службы сопровождения развития ребенка, преемственности  в работе учителя - логопеда, психолога, воспитателей, медиков.

              Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие из коррекционных задач решаются специалистами совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить  их функции, чтобы исключить возможность дублирования занятий.

          Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю - логопеду. Он как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей  с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с речевой нормой, динамику коррекционной работы, а так же принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей.

        В начале учебного года на совещании учитель - логопед знакомит всех участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя цели, задачи программы, методы ее реализации, продолжительности этапов коррекционной работы, намеченные результаты. Совместно обсуждается план оздоровительной работы.

        При определении содержания работы учитель - логопед знакомит всех с перспективным планом работы, а в течении всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

        Специалисты обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности ребенка, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Воспитатели проводят предшествующие логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Так же воспитатели закрепляет учебный материал логопедических занятий.

        Контингент дошкольников с ОНР представлен в главном образе с детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. В начале года психолог проводит диагностику психических процессов и разрабатывает индивидуальный план работы  коррекции нарушений. Таким детям требуется обязательное медикаментозное лечение, которое назначает врач-невропатолог. С детьми проводится комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий: массаж, фитотерапия, ароматерапия, работа по методике БОС.

Преодоление общего недоразвития речи является комплексной  медико-педагогической проблемой и ее решение зависит от слаженной работы всех специалистов службы сопровождения развития ребенка.  

.

Формы работы учителя - логопеда с родителями и педагогическим коллективом на организационном этапе.

  Формы работы учителя - логопеда с родителями и педагогическим коллективом МДОУ на организационном этапе следующие:

  • Тематические педсоветы, консультации для специалистов МДОУ;
  • Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
  • Родительские собрания и тематические консультации для родителей;
  • Индивидуальные консультации для родителей;
  • Круглые столы;
  • Творческие гостиные;
  • Теоретические и практические практикумы…

      Однако следует помнить, что определенной подготовки к предстоящим коррекционно-речевым занятиям требуют и дети, зачисленные в группу.     Формирование позитивной установки детей на участие в таких занятиях также требует определенного времени и усилий со стороны логопеда, педагогов ДОУ и родителей. Залогом успешности этого процесса служит доброжелательный и искренний настрой самих взрослых на помощь детям, в устранении имеющихся у них речевых трудностей, наличие которых они в одних случаях еще недостаточно осознают, а в других – наоборот, относятся к ним чрезвычайно критично и в связи с этим неадекватно воспринимают любое высказывание или действие взрослого.      Случается, что дефектное произношение даже одного-двух звуков негативно сказывается на всем поведении ребенка, который из-за этого сознательно ограничивает активность общения со сверстниками, отказывается вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и т.д. кроме того, отдельные негативные особенности в поведении и общении у части детей могут быть вызваны трудностями адаптации к новым условиям жизнедеятельности и новым взрослым. Поэтому от того, насколько верный тон выберут педагоги в общении с каждым ребенком с первых дней зачисления в группу, зависит его дальнейшее эмоциональное и психофизическое благополучие.

        Итог работы на организационном этапе – составление индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых программ, расписания (графика) индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, плана работы с педагогическим коллективом МДОУ и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы логопеда с родителями

Основные виды работ логопеда с родителями детей....

Читательский клуб «Вместе с книгой мы растем»- одна из форм работы логопеда с детьми и родителями по воспитанию интереса к книге.

Вниманию коллег предлагается одна из форм работы с родителями  по привлечению внимания и развитию интереса    детей к художественной литературе. Представлен перспективный план работы чи...

Информационно-просветительские формы работы логопеда

Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно скажется на эффективности работы....

Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Формы и средства для сотрудничества  с родителями....

Формы работы логопеда

К числу наиболее целесообразных средств практической организации методической помощи педагогам и родителям относятся: Индивидуальные и групповые консультации;Семинары,Практикумы;Тренинги,На...

Формы работы логопеда

Какие новые формы и методы практикуютсяДля родителей практикуются следующие виды работы по устранению речевых нарушений: Анкетирование и проведение тестов (проводятся с целью определить наи...