Психическое развитие ребенка от 1 до 3 лет
консультация (младшая группа)

Бежелева Раксолана Рауфджоновна

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной  деятельности  ребенка  со  взрослым  на  правах  сотрудничества  и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._psihicheskoe_razvitie_rebenka_ot_1_do_3_let.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет

Подготовила педагог-психолог Бежелева Р.Р.

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию

совместной  деятельности  ребенка  со  взрослым  на  правах  сотрудничества  и

раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова).

Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.

В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно

«открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления.

Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел

назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции.

По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Вторая линия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам».

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:

  • складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
  • формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно- образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;
  • возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Источник: Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зависимость психического развития ребенка от развития его речи

В статье рассматривается связь между развитием речи и интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков....

Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...

Зависимость психического развития ребенка от развития речи

Зависимость психического развития ребенка от развития речи...

"Зависимость психического развития ребенка от развития его речи"

Консультация для воспитателей «Зависимость психического развития ребенка от развития его речи"...

Зависимость психического развития ребенка от развития его речи

Понятие развития. Ступени возрастного развития человека.Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в ко...

Общение ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии ребенка.

Описание форм развития общения у детей раннего возраста....