Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста."
консультация (младшая группа)

Бауэр Елена Александровна

Речь играет огромную роль в жизни любого человека, как взрослого, так и ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему строить взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем эффективней проходит его психоэмоциональное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста.

Речь играет огромную роль в жизни любого человека, как взрослого, так и ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему строить взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем эффективней проходит его психоэмоциональное развитие.

Речь возникает при наличие определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

Речь в своем развитии проходит определенные этапы. Для каждого возраста характерны свои особенности и закономерности.

Развитие речи начинается с 3 месяцев с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков, одновременно осуществляется процесс развития понимания речи. Сначала малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы, действия. В 10-11 месяцев появляются первые слова. После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов из 2-3 слогов. Возникает потребность в речевом общении в связи с различными видами деятельности. У ребенка появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Ребенок в процессе общения просит, указывает, показывает, требует и сообщает. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. В 1,5 года ребенок понимает значение многих слов, может показать некоторые части тела, выполняет простые инструкции, понимает содержание небольших рассказов по сюжетным картинкам. К 1,5 годам в активном словаре ребенка около 20 слов, в 2 – 50 слов. К 2 годам появляется фраза из 2-3 слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме. Естественно, сразу ребенок не будет говорить так, как мы, взрослые – четко произносить звуки, слова. У ребенка недостаточно развиты рече двигательные механизмы, мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги и подвижны. Сначала в речи детей появляются более простые по артикуляции звуки: а,у,о,и,ы,в,ф,п,б,н,м,т,д,к,г,х, в младшем возрасте – с,з,ц,щ,ч, в среднем – ш,ж,л,р. К 5 годам у ребенка должна сформироваться звуковая сторона речи.

Формирование и развитие речи не происходит само по себе. Важное условие – речевое окружение, общение; ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи.

Чтобы речь малыша развивалась своевременно, родители обязательно должны общаться и играть с ребенком:

1. Даже если вы не очень общительны – все равно говорите с малышом, сопровождайте все свои действия речью, рассказывайте обо все вокруг. Читайте короткие стихи и сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают знакомые тексты. Пусть ребенок договаривает строчку, помогает рассказать сказку. И, обязательно, следите за своей речью – она должна быть четкой, неторопливой, выразительной, грамматически и фонетически правильной. Ни в коем случае не следует подлаживаться под язык ребенка, сюсюкаться с ним – это еще больше закрепляет у ребенка детский лепет.

2. Развивайте мелкую моторику: рисование, аппликация, лепка, конструирование, пазлы, пирамидки, шнуровки, прищепки, липучки, кнопки, замки, кубики, откручивание-закручивание пробок у бутылок, раскладывание макарон, круп, рисование на манке, су-джок, катание шишек, грецких орехов, крупных макарон ладошками, пальчиками, пальчиковые игры, массаж и самомассаж, навыки самообслуживания. Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.

3. Для формирования правильного звукопроизношения развивайте подвижность артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти). Детям всегда интересны разные истории, а артикуляционная гимнастика дает возможность стать их непосредственным участником. Можно начать с такой истории: «Жил-был Язычок в своем домике – ротике. Утром он проснулся рано, сладко потянулся (высовывать язык изо рта и прятать обратно) и пошел завтракать (кусать язык зубами вверх-вниз). Пришел Язычок на кухню и испек себе круглый блинчик (рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе под счет до 10, блинчик он ел с вареньем и измазался (облизать языком верхнюю и нижнюю губы, захотел попить и налил чай в чашечку (рот открыт, передний и боковые края языка подняты, но не касаются верхних зубов). После завтрака Язычок почистил зубы (рот закрыт круговым движением языка провести между губами и зубами). Погода на улице хорошая – решил Язычок пойти погулять (кусать язык зубами вверх-вниз). На улице Язычок катался с горки (рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята, играл в футбол (рот закрыт, упереться языком то в одну, то в другую щеку, играл в прятки (рот открыт, «прятать» язык за нижние-верхние зубы, качался на качелях (рот открыт, тянуться языком к носу – к подбородку, играл в снежки (рот открыт, стучать языком в десна верхних зубов, катался на лошадке (прищелкивать языком). Вдруг Язычок увидел лису, хотел ее погладить, но лиса убежала, только хвостиком махнула (рот открыт, тянуть языком к уголкам рта). Долго гулял Язычок, устал и пошел домой (кусать язык зубами вверх-вниз)Сел у окошка и смотрит: увидел лягушку (губы улыбаются, зубы не видны) и слона с длинным хоботом (вытянуть сомкнутые губы вперед, слон и лягушка дружно играли (чередование «лягушка» - «слон»). К забору (губы улыбаются, видны сомкнутые зубы) подъехала машина с большими колесами (губы округлены и чуть вытянуты вперед, лягушка с слон забрались в машину и уехали (чередование «забор» - «колесо», а Язычок лег в кроватку и уснул (сомкнуть зубы и губы). Каждое упражнение следует выполнять 5-8 раз, а истории вы можете придумать сами.

4. Чтобы различать звуки речи – развивайте слуховое внимание –учите различать окружающие нас звуки:

домашние звуки (холодильник, стиральная машина, фен, миксер, блендер, мясорубка, пылесос, телефон и др.);

звуки улицы (дождь, ветер, шум машин и др.);

музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, колокольчик и др., сначала послушайте с ребенком, как звучит каждый инструмент, а затем ребенок угадывает – на коком инструменте вы играете;

шумы (топот ног, хлопок ладошками, шуршанье бумаги, стук рукой по столу, удар мяча и др.).

Главное – общение с ребенком!

Как любая другая функция, речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку. Если мама не считает своего ребенка интересным собеседником, и ей приятней общаться с другими людьми, а не с ребенком, то речь его будет неполноценной.

Раннее  детство – особый период становления органов и систем, и, прежде всего, функций мозга. Период от 0 до 3-х лет является определяющим для развития речи. Речь – ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребность, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются в речи.

 Речь ребенка  проходит определенные стадии развития. 

Второй год жизни – период интенсивного формирования всех сторон речи.  В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т.д.  К 1,5 годам в активном словаре речи ребенка насчитывается около 50 слов, а при благоприятных условиях

к 2 годам – 250-300 слов, в речи появляются короткие фразы из 2-4 слов, дети начинают задавать вопросы. В этот период для развития речи и ориентировки в окружающем мире необходимы такие виды деятельности, как наблюдение и рассматривание картинок. Яркость, динамичность, эмоциональность – условия для наилучшего запоминания названий, предметов и действий.

 В этот период допустимо неправильное произношение большинства звуков, аграмматизмы.

Третий год жизни – речь становится грамматически правильной, ребенок использует все основные части речи. Количество слов приближается к 1000. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме (шипящие, «Р», «Л»), пропуски отдельных слогов в сложных словах. Учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. Ребенок любит слушать сказки, заучивает первые стихи, песенки. Развивая речь, малыш может вступать в контакт с другими детьми, образует свои слова, обозначающие действия, явления.

Упражнения, активизирующие речь.

Для развития речи своего ребенка многие родители используют излюбленный прием всех времен и народов: «Скажи « мама»…». И, действительно уже в 8-10 месяцев малыш начинает отчетливо повторять слова. Такая игра развивает у ребенка подражание звуковому образцу. Долгое время это считалось едва ли не единственным источником развития речи. Но в последнее время эффективность метода «Скажи…» оказывается сомнительной. Дело в том, что прямой связи между подражанием и активной речью нет. Ребенок может легко воспроизвести слово, но никогда не употреблять его самостоятельно, по смыслу. И воспроизводит его некоторое время спустя, когда даже взрослый забудет, что сам научил этому слову ребенка. Следовательно, одной опоры на подражание в развитии речи ребенка недостаточно.

Воспроизведение речевого звука не есть собственное слово ребенка. Его первые слова очень непохожи по своему звучанию на слова взрослых. И все же подражание необходимо. Дети всегда разговаривают на языке родителей, используя те же слова, звуки, но не механически, а выражая и отражая собственные действия, отношения, чувства, мысли, впечатления. Именно это и делает ребенка говорящим, а произнесенное им, превращается в речь. Потому очень важно научить ребенка не столько правильно произносить слово, сколько научить воспринимать мир через это слово. Вот несколько приемов активизации речи детей 1 –3 лет

Совместное рассматривание предметов

Взрослый вместе с ребенком наблюдают за чем-то, за кем-то. При этом он очень выразительно описывает все, что они видят. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у кисы. Киса сидит спокойно. Давай позовем ее: «Киса-киса, иди сюда». Прим этом важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами. И, конечно, всякие проявления активности ребенка к предмету следует поощрять и поддерживать.

Чтение потешек, стихов

Взрослый повторяет стишок или потешку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, взрослый делает в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах, который приносит радость малышу и взрослому. Так развивается и речь и память ребенка – так малыш начинает читать наизусть.

Знакомство с новым словом

Новое слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет и ли субъект этого действия, усиливая таким образом интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, « Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками.

Рассматривание картинок

Взрослый и ребенок рассматривают вместе знакомые картинки. «Это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, - а что он делает? А где птичка? Покажи дерево?» Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но все же надо добиться, чтобы потом он ответил сам, глядя на ту же картинку. На третьем году жизни вопросы могут быть более сложными.

Поручения, требующие ответа-действия

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от развития речи ребенка (пассивной и активной): поручение должно быть ему понятно и доступно, но потребовать от него сосредоточенности и не механических действий. Простейшая просьба – принести игрушку, лежащую на виду, когда ничто не отвлекает внимания ребенка. Более сложная – найти и принести игрушку, отобрав ее среди других: сначала двух, потом трех... Еще сложнее найти игрушку, лежащую не на виду, требуется целенаправленный поиск. Последующие задания включают поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом – пока еще словом взрослого. Помочь ему можно, повторив слово. Желательно, чтобы и ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра.

Звуковое обозначение своих действий

Любые действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными звуками. Стучит – «тук-тук». Рисует дождь – «кап-кап». Хлопает – «хлоп-хлоп». Взрослый обучает ребенка звукоподражанию, малыш повторяет за ним, затем они вместе сопровождают звуками действия ребенка, а потом он уже сам делает одновременно и то, и другое.

Речевое сопровождение действие

Ребенок сопровождает свое действие уже не звуками, а развернутой речью. Для этого упражнения походят хороводные игры, многие детские стихи. Например «Зайка»:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, и вот эдак, и вот так.

Кроме таких игр, полезно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать соответствующие вопросы: «Ваня умывается. Что Ваня делает?

 Что Ваня хочет?»

Спектакль

Разыграйте простую сценку с игрушками малыша. Зайчик плачет, мишка бегает, собачка ест, котик потерял мячик. Ребенок должен пожалеть игрушку или помочь ей так, как это делает взрослый. После 2 –го спектакля, можно спросить малыша, что он видел.

Игровых приемов, активизирующих речь малыша, множество, все зависит от вашего желания играть, общаться и фантазии.

Важно придумывая игры, соблюдать условия:

  • Занятия должны быть интересны для малыша, и приносить радость.
  • Недопустимо заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет.
  • Занятия по развития речи должны быть включены в собственную деятельность малыша, слова должны опираться на его конкретные впечатления.
  • Адресоваться нужно к конкретному ребенку, даже если пред вами несколько малышей.
  • Занятия должны быть очень короткими. 5-7 минут. Лучше повторять их в разное время и в разных ситуациях, чтобы они стали для детей узнаваемой и привычной деятельностью.

 

      Правильное развитие речи

Для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок овладел чистой, хорошо развитой речью можно порекомендовать соблюдать следующие правила, которые помогут развитию речи:

  • с первых дней жизни ребенка разговаривайте с ним обо всем: что вы делаете, для чего, как называются предметы и явления, какими свойствами они обладают, ваше отношение к ним;
  • берите ребенка на руки, рассказывая потешки, напевая песенки, чтобы ребенок видел ваше лицо, следил за артикуляцией, мимикой;
  • стимулируйте речевую активность ребенка, избегая общения с помощью жестов: не спешите давать ребенку желаемое, едва он протянет руку, спросите о том, что он хочет получить или сделать;
  • говорите с малышом медленно и правильно, называя предметы, действия, явления: «Это машина. Она едет и гудит би-би». В дальнейшем ребенок использует это  звукоподражание для обозначения предмета и действия, но от Вас он должен слышать только правильное название;
  • каждый день читайте малышу, не ограничиваясь только стихами или сказками. Ребенок должен слышать разнообразно ритмически и интонационно оформленную речь;
  • стройте свое общение по типу диалога, то есть, обращаясь к малышу, оставляйте время для его ответа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...

Консультация для родителей «особенности речевого развития детей раннего возраста»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. ...

Консультация для родителей " Особенности речевого развития детей раннего возраста"

Ранний возраст является периода, особенно подходящим для освоения речи. Бурно формирование речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребёнка....

консультация для родителей "Особенности речевого развития ребенка раннего возраста"

Наиболее чувствительный, или сенситивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В течени...