Консультация для родителей
консультация

Ершова Анастасия Валерьевна

«Особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №7 "Березка" города Новочебоксарска

Чувашской Республики

Консультация для родителей

«Особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Разработан воспитателем

МБДОУ «Детский сад №7 «Березка»

Ершовой Анастасией Валерьевной

Новочебоксарск, 2020

Консультация для родителей

«Особенности формирование у детей дошкольного возраста
умения ориентироваться в пространстве»

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей.

Под пространственными представлениями понимают - представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов.

Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность (высокий – низкий, длинный - короткий). Понятиями о направлениях (вперед – назад, вверх – вниз, налево - направо), о расстояниях (близко - далеко). Об их отношениях (ближе - дальше), о местоположении (в середине).

В процессе взаимодействия приобретаемого в общении с окружающим миром опыта у ребенка формируются определенные представления о закономерностях окружающего пространства.

Развитие ориентировки в пространстве.

Развитие ориентировки в пространстве начинается с различений пространственных отношений собственного тела. Дети познают себя и собственное тело через различного рода ощущения: боль или дискомфорт, напряжение или расслабление, голод или сытость, сырость или сухость, ощущение горячего или холодного, сладкого или кислого, а также через различные соприкосновения с другими людьми.

Следующий уровень развития пространственных представлений, которыми овладевают дети, - это взаимодействие с внешним пространством. Данный этап развития ориентировки в пространстве осуществляется за счет зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов. Здесь пространственные представления касаются взаимоотношений между двумя или несколькими предметами, находящимися в окружающем пространстве, а также нахождения внешних объектов по отношению к собственному телу. Дети оперируют такими понятиями, как «далеко», «близко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева» и т.д.

Сначала формируются представления вертикали («верх-низ»), затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». 

Итогом развития пространственных представлений детей на этом этапе-целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).  

Третий уровень - уровень вербализации пространственных представлений, то есть пространство, отраженное в речи. Оно включает предложные конструкции языка, модификации, происходящие вследствие употребления творительного (кем? чем?) и родительного (кого? чего?) падежей, сравнительные категории и т.д. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи детей позднее, чем такие слова, как «верх», «низ», «близко», «далеко» и т.п.

Детям до 7-ми летнего возраста необходимо как можно больше играть в пространственные игры и находиться в трехмерном пространстве (детская площадка во дворе, лес, цирк, спортивный зал, пляж, бассейн, театр и т.д.).

Таким образом, в норме к 6-7 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6-7 лет дети не должны допускать ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх-низ», «правое-левое», «спереди-сзади». Развитие пространственных представлений является необходимым условием формирования пространственного мышления.

Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

- конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется по аналогии со своим телом, все определяет относительно собственного тела;

-достаточно трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки относительно левой;

- относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

- дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

- легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

Развитие ребенка происходит в присущих ему видах деятельности.

Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности - игра, сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность. Все эти виды деятельности объединяет одна общая особенность - ориентировка в пространстве. Разыгрывая сюжет в игре, дети используют пространственные термины, моделируют взаимоотношения взрослых людей, изменяет положение предметов в игре. Изучая методические приемы формирования у детей пространственных представлений надо обратить внимание на роль игровых, занимательных упражнений с использованием дидактического материала.

Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста с листа (могут зеркалить), и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений.  

Для пространственного восприятия рекомендуется
использовать следующие игры:

  1. «Кто где стоит»: Поставьте перед ребенком игрушки в ряд. И задайте ему следующие вопросы: Кто спереди? Кто сзади? Кто слева от зайчика? Кто справа?
  2. «Что изменилось?»: Поставьте перед ребенком игрушки. Попросите его закрыть глаза, и уберите одну игрушку. Затем ребенок открывает глаза. Спросите: Что изменилось? Где она находилась? Что стояло слева? Что справа?
  3. «Найди похожую игрушку»: Поставьте на столе перед ребенком несколько игрушек, среди них две одинаковые. Попросите его описать словами место расположения одинаковых игрушек.

Так же это можно закреплять в повседневной жизни:

 - во время сервировки стола (например: поставь тарелку в центре стола, ложку справа от тарелки, чашку в правом верхнем углу)

 - во время рисования (например: поставь слева от листа банку с водой, положи справа от листа кисточки) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...