Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры
консультация

Пестерева Инга Михайловна

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsutatsiya_intelektualnye_igry_.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры

               Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В современных обучающих программах начальной школы большое значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков, уже сейчас, в дошкольный период, нужно развивать интеллект ребёнка.

Проблеме логического мышления на современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

              Мощным фактором интеллектуального развития дошкольников является развитие их математических способностей.

Организованная работа с дошкольниками по развитию математических способностей в соответствии с современными требованиями, способствует повышению уровня развития математических способностей детей. Они стремятся к достижению поставленной цели, не боятся ошибок, преодолевают трудности, у них вырабатывается интерес к самому процессу познания математики, дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности с помощью логико-математических игр, которые опираются на поисковую активность и сообразительность ребёнка, способствуют развитию мыслительной деятельности.

               Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.  Элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольников мышление, внимание, воображение, восприятие, память. Математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную деятельность воспитателя и детей, а также познавательно-игровую деятельность детей.  Математика в детском саду должна быть занимательной, не надо стремиться, всё объяснять детям, а лишь направлять их на путь поиска, давать им возможность самим искать и находить варианты ответов.

                  В своей работе я использую развивающие игры.  Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалку и сообразительность, волевое усилие, активность, выдержку и целеустремлённость.

                В группе создан центр «Занимательная математика», где собраны разнообразные настольно-печатные игры по математике, дидактические и развивающие игры, геометрические мозаики и головоломки, занимательные книги по математике, раздаточный материал.

               Дети с удовольствием используют пособия математического центра.

Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем, что основной метод развития - проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности - игра.  С детьми нужно «играть» в математику.  Но обучение математике немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений.  

 Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.  Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.  В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную деятельность.  Ребенку интересна конечная цель и эта цель увлекает его.  

              Из многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки со счетными палочками.  Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к.  в ходе решения, как правило, идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.  Дети, не отвлекаясь, могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывать палочки по заданному образцу и собственному замыслу.

             Особое место среди математических развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.  Наборы эти представляют части разрезанной определенным способом фигуры: квадрата, круга, овала.  Они интересны детям и взрослым.  Детей увлекает результат: составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта.

 Например, «Танграмм», «Колумбово яйцо»

Эти игры можно использовать как в образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.

               Кубики «Сложи узор» Никитина – одни из любимых игр детей.  Они создают атмосферу радостного творчества и не терпят принуждения, в то же время они являются своеобразной «умственной гимнастикой».

Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных 2-3 летнему малышу до таких, с которыми трудно справляются взрослые. Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребёнка.

                Игры, в которых требуется из нескольких частей сложить предмет, доставляют большой интерес у детей. Даже самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить, например, цветок, машину, мяч и другое. При решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения, происходит развитие сообразительности, творческих способностей, воображения, логического мышления, пространственного восприятия.

              Благодаря игре «Раздели на части» дошкольники способны понять не только то, что часть меньше целого, а целое больше части, не только научиться получать целое, складывая две половинки, но и осознавать такую непростую закономерность: чем на большее количество частей разделить предмет, тем меньшей по количеству получится каждая часть.

            Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки, задачи-шутки.

 Например, «Четыре братца под одной крышей живут».

«Кто в году 4 раза переодевается?»

«Сколько орехов в пустом стакане?»

 Их можно использовать в процессе бесед и наблюдений с детьми.  

С целью развития мышления детей также хорошо проводить различные виды логических задач и упражнений.  Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, лишнего предмета, сравнение предметов (сходства и отличия), на поиск закономерностей, на умение дорисовывать, достраивать предмет и другие. Например, «Чем похожи, чем отличаются?», «Что лишнее?»  и другие.

Эти игры развивают у детей воображение, пространственные представления, сообразительность, умение классифицировать, мышление.

Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения.  Эти игры на смекалку вызывают у ребят большой интерес.

 «Лабиринты» - это сложные, требующие внимательности и упорства, развивающие игры, но очень любимы детьми. На основе зрительного прослеживания ходов, линий они отыскивают нужный предмет, выход и т.д., тем самым приобретают навыки пространственного мышления.

                Работу с логическими блоками Дьенеша, которые способствуют интеллектуальному и сенсорному развитию дошкольников, можно проводить в форме занятий (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Эти игры используют и вне занятий, их можно проводить во всех сферах деятельности:

- подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов)

- настольно-печатные игры («Рассели жильцов в домики», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре» и другие)

- сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар - кодовыми карточками).

Игровые упражнения и игры с блоками Дьенеша отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами.

               Индивидуальные и групповые формы работы с палочками Х.Кюизенера (построение лестниц, составление ковриков, рисунков и другое) помогают детям легче осознать отношения больше – меньше, учат делить целое на части и измерять объекты условными мерками, кроме того, они осваивают такие понятия как «длиннее», «короче», «между», «слева», «справа» и другие.

Игры с палочками подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, отношение, порядок следования, счёт, измерение, мерка и другие. Особенности структуры игр и упражнений с палочками Кюизенера, позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

             Логико-математические игры помогают отойти от школьно-урочных форм обучения. Форма занятий (непосредственно-образовательной деятельности) становится подвижной и меняется в зависимости от поставленных задач. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, КВН, занятия-диалоги, занятия-сюжетно-ролевые игры. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрения самостоятельности поиска решений задач, стимулировании творческой инициативы.

             Очень важно отметить, что развитию логико-математического интеллекта у дошкольников способствует совместная деятельность родителей с ребенком, обязательная поддержка в семье.  

 Задача воспитателя - это информирование родителей обо всем многообразии логико-математических игр, используемых в детском саду, помощь в создании развивающей среды дома.  

              Итак, на мой взгляд, логико-математические игры необходимы для развития познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств. Их многообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают ма...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Статья посвящена современному дидактическому инновационному материалу для развития интеллектуальных способностей дошкольников....

Консультация на тему:"Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"

             Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В современных обучающих...

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры.

Игра «Найди закономерность»Цель: развитие визуального, понятийного интуитивного мышления, умения систематизировать, обобщать вербально предметы.Инструкция для взрослого: Систематизация – это...

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в с...

методическая разработка "Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"

игровой стол  с целью творческой активности и инициативы педагогов , повышения интереса педагогов к логическим играм....

Круглый стол «Математика вокруг нас. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры»

Математика вокруг нас. Главное быть внимательным, и творчески подходить к процессу обучения детей. Когда ребенок поймет, что математика везде, и осознает ее роль в повседневной жизни, то обучение прин...