Влияние мелкой моторики на речь детей в раннем возрасте
консультация (младшая группа)

Матвеева Светлана Сергеевна

В. А. Сухомлинский говорил:

«Истоки способностей и дарования

детей — на кончиках их пальцев.

От них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_melkoy_motoriki.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

                           Влияние мелкой моторики

                       на речь детей в раннем возрасте

В. А. Сухомлинский говорил:

«Истоки способностей и дарования

детей — на кончиках их пальцев.

От них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Ещё несколько лет назад взрослым и детям в том числе, большую часть домашних дел приходилось выполнять раками перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду, а сейчас эти операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы, мультиварки. Вся эта популярность непосредственным образом отражается на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития детской моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.

Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, тряпочки, бумага.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения.

Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Мелкую моторику рук развивают:

– Пальчиковая гимнастика

– Упражнения с массажным мячом

– Пальчиковый театр

– Игры с конструктором, мозаикой, пазлами

– Пластилинография

– Игры моталочки

– Игры со счетными палочками

– Ниткография

– Вырезальный тренажер

– Рисование пальчиками, ладонью

– Игры с предметами домашнего обихода:

*с макаронными изделиями, с крупой

*с прищепками

*с резинками, бусами, заколками,

– Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты

– Игры с песком и водой

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О пользе развития мелкой моторики у детей с раннего возраста"

В консультации рассказывается о том, что развитвать мелкую моторику рук ребенка необходимо с младенческого возраста. О том,как она связана со всеми мыслительными операциями и непосредственно с речью....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста.

Данный  материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете, для ознакомления педагогов цент ра с формами развития речи детей раннего возраста....

"Мелкая моторика для детей с раннего возраста"

Начинать работу по развитию мелкой моторики надо уже в самом раннем возрасте Детям можно предложить разные игры с пальчиками,кулачками и с подручным ( природным) материалом....

Влияние мелкой моторики на речь детей в раннем возрасте

Другими словами "чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....

Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Данная статья будет полезна воспитателям, которые интересуются методами активизации речи у детей дошкольного возраста. В статье рассказывается о классификации пальчиковых игр, раскрывается их взаимосв...