материал для родителей
консультация (старшая группа)

Задорожняя Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Левша – это не патология

          Очень часто можно слышать сетования родителей: «Мой ребенок левша. Что делать?». Некоторые  из них произносят это так, словно наступает конец света. Но плохо ли быть левшой, и чем это чревато для ребенка?

          Большинство из нас (90-95%) праворукие, можно даже сказать, что праворукость – один из видовых признаков человека. А леворукость, следовательно, отклонение? Да, но отклонение это само по себе не относится к числу болезненных, а считается вариантом нормы. Есть и еще один вариант – отсутствие предпочтения какой-либо руки. Это явление называется амбидекстрией.

          Леворукость – это индивидуальная особенность, с которой необходимо считаться. Конечно, все помнят Левшу, подковавшего блоху. Леворукий спортсмен всегда имеет преимущества: удар левой в боксе, в тенисе, подача левой в футболе считаются выигрышными. Кстати, выражение «одной левой» подразумевает высшую степень мастерства. Среди дошкольников и младших школьников до 9% леворуких! Но чуть ли не в каждой семье, где ребенок берет карандаш, кисточки, ножницы в левую руку, возникают по этому поводу  волнения и споры. Ребенка пытаются переучить, а он нервничает, плачет. Леворукий ребенок в семье – причина не только волнений и забот, но и споров между родителями. Почти все леворукие дети неудовлетворены собой и считают справедливыми недовольство родителей. Как помочь леворукому ребенку не потерять себя?

          «Как определить леворукость?» - этот вопрос волнует, пожалуй, многих. Понаблюдайте за двигательною активность своего ребенка. Вы очень быстро убедитесь, что действия, которые выполняются только одной рукой многочисленны. В основном повседневная двигательная активность требует участия обеих рук, но каждая из них выполняет свою специализированную функцию. Приглядитесь, например, как ваш ребенок развязывает узелок или накидывает кольцо на стержень пирамидки. Наблюдение покажет вам, что одна рука- ведущая и осуществляет активное движение, а другая -  удерживает предмет. Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то. Какая рука у ребенка ведущая.

          Особенно важно определить ведущую руку перед школой, если у вас есть сомнения, то лучше сделать это пораньше в 4-5 года. Почему? Во – первых, потому что переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Во – вторых, потому что за год-два до школы можно помочь ребенку преодолеть «навязанное правшество». Леворуким считается ребенок, который берет ручку в левую руку и пытается писать ею. Но даже если ребенок большую часть действий выполняет правой рукой, а рисует левой и при этом качество рисунка выше, чем при рисовании правой, то не следует принуждать его писать правой.

           Исследования французский ученых, специально изучавших эти виды предпочтения рук, показали, что есть дети левши по графическим навыкам и правши по бытовым и наоборот. Есть дети, одинаково использующие обе руки, и в бытовых и в графических действиях. Поэтому разберем наиболее характерные варианты:

  • бытовые левши, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным;
  • ярко выраженные бытовые правши, но пишущие и рисующие левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной  использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение ее моторной функции. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

         Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку.

        Ответ на вопрос: «Надо ли переучивать левшу?» - не однозначен. Если цель облегчить жизнь левши с бытовой точки зрения, то да, нужно. Правда, очень осторожно, без насилия. Идти против природы трудно, организм всеми  силами сопротивляется, и если пренебречь бытовыми соображениями и идти за кодом полушарных взаимоотношений, данных каждому из нас генетически, переучивать не надо.

         Пишут переучиваемые медленно, с видимыми физическими усилиями, без соблюдения каллиграфии. Обычно они отстают от праворуких сверстников

в выполнении   письменных заданий, как в классе, так и дома. Иногда отстают и в навыках чтения, так как неосознанно стремятся по одной -двум буквам угадать слова, а не прочесть его. Эти неудачи, сопутствующие им упреки учителей, а порой и насмешки одноклассников могут привести к тому, что у бедного переучиваемого левши вообще пропадает желание учиться, о письме он думает с  отвращением и стремиться избегать его. Важно учитывать, что при переучивании левшей неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников, т.к. насильственное переучивание – сильный стрессовый фактор.

         Наиболее часто встречающиеся проявления неврозов у переученных левшей:

  • нарушение сна и аппетита;
  • головные боли или боли в животе;
  • страхи;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость, раздражительность;
  • двигательное беспокойство, неусидчивость;
  • вялость, заторможенность.

Леворукость- это не помеха в творчестве, труде, спорте, а в иных видах спорта даже преимущество

    Помните, леворукость – не патология, а один из возможных вариантов нормы. Не пренебрегайте обращением к специалистам, позаботьтесь о будущим своего ребенка!

Советы родителям левшей

                Многие родители, ребенок которых левша, не знают как себя с ним вести, что правильно, а что нет, ведь левша – это особенный ребенок.

              Леворукий ребенок – очень чувствителен и раним, поэтому он никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Однако надо помнить, что негативное отношение – это необязательно высказанный упрек, но и тяжелый вздох, когда вы берете в руки тетрадь, и нетерпение при объяснении и даже случайное упоминание о неловкости и т.п. если не дается письмо, ели не запоминаются буквы, если они корявы, разновелики, ели неуверен штрих и дрожит рука – ребенку просто нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координаций. Эти занятия должны быть ежедневными, но не продолжительными – 15 – 20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание и прочие действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. Даже завязывание и развязывание узелков годится для такой тренировки.

           Если ваш ребенок пишет зеркально, путает близкие по конфигурации буквы и цифры, если переставляет местами буквы, теряет строку при чтении, путает правую сторону с левой -  займитесь тренировкой зрительно-пространственного восприятия. День должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления. Если ребенок быстро утомляется, и вы отмечается любые проявления невротических расстройств, то лучше дать ему отдохнуть.

          Что должно обеспокоить родителей:

  • чрезмерное неугомонное поведение, неусидчивость, импульсивность, драчливость;
  • неспособность сосредоточиться на одном задании даже очень короткое время;
  • раздражительность, плаксивость;
  • чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
  • плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает, просыпается в страхе, плачет, мочется в постель);
  • частые простудные заболевания;
  • хронические болезни;
  • страхи темноты, одиночества;
  • тики (подергивание век, мышц лица, шеи и т.п.)
  • задержка в речевом развитии, дефекты в звукопроизношении. Общая невнятность речи, сопровождающаяся повышенным слюноотделением; заикание.

         Внимательно прочтите все вышеперечисленные пункты, найдите те, которые соответствуют вашей ситуации и если их болше4, не откладывайте визит  к психоневрологу.

         Кроме того, еще до начала обучения курсивному письму, необходимо научить ребенка правильно сидеть и правильно держать карандаш и ручки. Расстояние от стержня до указательного пальца должно составлять около 4 см.. Держать  карандаш нужно так, чтобы он составил одну линию с рукой. Цвет пасты в ручке нужно подобрать так, чтобы он был темно-синим или темно-фиолетовым. Оптимальная длина ручки и карандаша 15 см, очень короткие и очень длинные ручки не использовать. Ни в коем случае нельзя пользоваться ручками или карандашами, диаметр которых более 7 мм! Поставьте письменный стол так, чтобы свет падал справа.

           Ребенок должен четко дифференцировать строку, уметь писать буквы в строке, выполнять основные элементы букв, а именно: вертикальные, наклонные, параллельные прямые, овалы, линии с округлением вверху и внизу. Кроме того, ребенок должен обладать умением делать связные ритмические движения, копировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами, причем все буквы должны быть одинаковой высоты и ширины. Если в буквах есть элементы, выходящие за  верхнюю и нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх или вниз.

         Что касается линий, то все они при письме должны быть параллельными, а прямые линии ровными.

 



Предварительный просмотр:

« Играем дома »

    Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском саду. Причем в семейной обстановке общение взрослых с ребенком осуществляется на фоне доверительных, теплых отношений. Родители способны формировать игровые навыки у детей во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел..

   Взрослые должны понимать, что ребенку важно с ранних лет не только овладеть трудовыми навыками, но и быть причастными  к делам и заботам взрослых.

 Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретав бессценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живая в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в "Семью". В свою очередь игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим,

Как правило игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание музыки, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство. Большинство отцов и матерей убеждены: если игра- самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в нее вмешиваться. Главным средством развития игры многие читают приобретение игрушек.

Взрослые не всегда осознают, что для ребенка .любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение.

Практика показывает: не все родители понимают, что для игры должно быть отведено специальное место. Даже при наличии достаточной жилой площади (иногда и отдельной детской комнаты) игрушки хранятся бессистемно на полу или в шкафу. Если ребенок не имеет отдельного места для игрушек, то у него развивается небрежность, безответственность, стремление переложить свои обязанности по уходу за ними на других членов семьи. С возрастом эти отрицательные качества закрепляются  и в дальнейшем проявляются в учебной и бытовой деятельности.

Педагоги -  практики Никитины определили ряд так называемых правил игры.                1.Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. Радуйтесь успехам ребенка- это обоюдное достижение и ваше и его.

2.3аинтерисовывайте ребенка игрой, но не доводите до пресыщения, удерживайтесь от обидных замечаний в игре.

3.Развивающие игры- это творческие игры. Все задания ребенок должен выполнять сам.

4.Прежде,чем давать ребенку задание, обязательно попробуйте выполнить его сами. 5.Обязательно начинайте с самых посильных заданий. Успех вначале -обязательное условие.

6.Не торопите малыша в выполнении все более сложных заданий.

 7.Если в семье не один ребенок, то игры, игрушки должны быть у каждого.

8.Игры давать от простого к сложному.

9.Старайтесь записывать успехи, достижения, сдвиги каждой из "волн" увлечения игрой.

10.Для самых маленьких оживляйте игру сказкой.

11.Больше хвалите за успехи, подбадривайте в случае неудач.

12.Создайте в игре непринужденную обстановку.

13.Когда складывание готовых узоров, мозаики освоено, переходите к предумыванию.

 14.Устраивайте соревнования. Не бойтесь признать перед ребенком свое порожение.

15.Учите ребенка играть.



Предварительный просмотр:

Пальцы помогают говорить

            Первая буква, первое слово.… Как много усилий порой затрачивает ребенок, а в тетради появляются лишь каракули. «В чем же дело? - беспокоятся родители.- Ведь ребенок старается.»

            А причина в недостаточно развитой, как говорят специалисты, ручной ловкости. Это значительно затрудняет овладение навыком письма, а в последующем и совершенствование его.

             Ребенок с плохой координацией движения руки хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультуры и труда. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно – еще до поступления в школу, и продолжать его в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах.

             Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движения пальцев рук. Если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движения пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальная и даже выше нормы. Влияние специализированных нервных окончаний чувствительных волокон мышц руки так значительно только в детском возрасте: пока идет формирование речевой моторной области. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

            В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и такое упражнение:  брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать их. Так можно делать по 2-3 минуты ежедневно. С 10-месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные ярко окрашенные предметы, а затем более мелкие. Для этих целей хороши деревянные   раскрашенные бусы, нанизанные на резинку, можно использовать кольца от пирамидки.

            Для детей 2-х лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить народные игры с пальчиками, которые обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон, они способствуют развития умения слушать и понимать содержание потешки, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Народные потешки являются прекрасным материалом для обучение разговорной речи, так как большинство их построено на диалогах. Например, «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик, где ты был», «Сидит белка на тележке» и т.д. Наряду с описанными играми для тренировки движений пальцев рук можно использывать разнообразные упражнения без речевого сопровождения. Хорошую тренировку обеспечивают пальчиковые игры, они очень эмоциональны, простые. В ходе этих игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При хорошей фантазии родители могут придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением фигурок из пальцев. При выполнении каждого упражнения нужно стараться  вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Необходимо добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

        Пожалуй, самой увлекательной, но в тоже время и самой сложной является игра «Волшебные тени», позволяющая устроить дома теневой театр, для которого понадобятся всего-навсего фонарик или настольная лампа, собственные руки и немного фантазии.

     Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук также оказывает само массаж и такие занятия, как: изготовление бус; собирание пирамидок,  матрешек,  мазаик, застегивание молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины; аппликация; обведение лекал с последующей их штриховкой или раскрашиванием; игры с набором мелких фигур для развития активного восприятия; работа с дошкольными прописями.

          Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.



Предварительный просмотр:

Учите детей общаться

            Так устроено человеческое бытие, что, появившись на свет, человек вступает в разнообразные отношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения ребенок не научиться воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретет опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности.

            Что же надо понимать под общением, какую роль оно играет в жизни ребенка, нужно ли его учить обжаться  и если необходимо, то каким образом?

            Необходимо заострить ваше внимание, уважаемые мамы и папы, на том, что в настоящее время многими теоретиками и практиками дошкольного воспитания отмечается такой факт: современным детям очень трудно договориться друг с другом, они испытывают значительные трудности при организации совместной деятельности. Это сказывается на интеллектуальном и нравственном развитии, на одностороннем восприятии взрослого и, в конечном счете, на психологической подготовленности детей к школе. Развитие совместной деятельности ребенка с другими людьми находится в прямой зависимости от развития его форм общения. Если у ребенка появилась и развивается произвольность в общении, то это служит фундаментом для реализации им совместной с другими людьми деятельности. Таким образом, для участия в коллективной деятельности ребенок должен овладеть соответствующими формами общения, которые возникают и развиваются в совместной с другими людьми деятельности.

            Деятельность детей дошкольного возраста, по их психологическим особенностям активно направлена на получение оценки со стороны взрослого и воспринимается ребенком, как характеристика его личностных свойств и качеств.

            Взрослый воспринимается ребенком как образец для подражания, поэтому взаимоотношения, складывающиеся между взрослыми и детьми имеют особенно важное значение. В том случае, когда ребенок положительно настроен на взрослого, признает его авторитет, происходит добровольное принятие позиции взрослого. Ребенок не приспосабливается к требованиям, предъявляемыми взрослым, и не подчиняется им, а изначально присутствует и развивается внутри сферы деятельности взрослого, внутри человеческого общения. В старшем дошкольном возрасте осознание своего поведения формируется в социальном взаимодействии с взрослым, где смысл и средства деятельности передаются ребенку в единстве. Взрослый дает ребенку возможность, почувствовать и осознать себя, свои действия. Вне опоры на отношения взрослого ребенок не может знать, что и как он делает. Осознание и принятие правил делают поведение ребенка осознанным и произвольным.

            Следующим этапом на пути развития произвольности в общении детей является сознание у ребенка интереса к деятельности, что поможет осознать преимущество совместной деятельности перед индивидуальной. В этих целях следует использовать задания типа «готовимся к игре», «строим магазин». Смысл этих заданий сводиться к тому, что взрослый хочет поиграть с ребенком в магазин, но нет ни самого магазина, ни товара, поэтому приходится создавать все своими руками, совместными усилиями ребенка и взрослого. Вырезают овощи и фрукты, какими-то предметами, оборудуя и украшая «товаром» витрину магазина. Играя взрослый и ребенок договариваются, кто будет продавцом, а кто покупателем, взрослый позволяет малышу много раз поиграть, проделать то, что у него хорошо получается. Формирование произвольности в общении детей должно стать закрепление опыта разных типов отношений со взрослым через игру, ролевое содержание в игре или через индивидуальное проявление.

            В младшем и среднем возрасте осознание совместной деятельности проходит через несколько этапов, которые кратко характеризуются следующим: сначала у ребенка появляется интерес, как к индивидуальной, так и к совместной деятельности со взрослым, затем возможность вступления всех участников совместной деятельности в отношения разного типа, позже способность понимать преимущество совместной деятельности над индивидуальной.



Предварительный просмотр:

Чтобы с вашим ребенком не случилось беды.

            Предупреждение детского травматизма – одна из серьезнейших проблем. Нередко она ведёт к гибели или увечью ребенка, серьезно травмируя его психику, на длительное время выключает его из нормальных условий жизни, а в последствии может ограничить выбор профессии.

            За последние годы травматизм среди детей заметно возрос.

            Различают бытовой (в домах, квартирах), уличный, дорожно-транспортный, школьный и другие виды травматизма. Ведущее место занимает бытовой травматизм -  он составляет более  80% всех случаев травм. Это различной степени тяжести ушибы, порезы, переломы, ожоги, электоротравмы, удушения, утопления, отравления и т.д. как правило, причиной бытового травматизма является безнадзорность детей дома и во дворе, недостаточная настороженность родителей, их легкомыслие.

            Жизнь и здоровье детей в большей степени зависят от родителей. Именно поэтому мы хотим дать ряд советов всем тем, от кого зависит здоровье, а нередко и жизнь ребенка.

            Не оставляйте ребенка без присмотра:

  • На балконе, у открытого окна. Балконные двери, окна без решеток должны быть закрыты, следует пользоваться только форточками.
  • В ванной комнате, где велик риск и ушиба, и ожога, и утопления.
  • Около включенного электронагревательного прибора.
  • Во дворе, на детской площадке, где имеются неисправные качели, горки, открытые люки колодцев, разрытые для ремонта теплоцентрали, не огороженные стройки и т.д.

            Взрослые обязаны немедленно ставить в известность представителей жилищно-комунального хозяйства о неисправностях на территории двора. Такими местами так же могут быть лестничные перила, лифтовые клетки, крыши домов, места купания. Дети не должны находиться там, где им грозит опасность.

            Родители! Следите за тем, чтобы ваш ребенок не засовывал в рот или нос мелкие предметы. Которые он может проглотить или вдохнуть; не играл острыми, колющими и режущими предметами, особенно опасайтесь травм глаз; не хватал с плиты горячую сковородку, горячий утюг, чайник, спички; убирайте емкости с горячей водой, чтобы ребенок не обварился.

            Следите за газом, кипящая жидкость может залить огонь, в результате чего может возникнуть угроза отравления газом. Дети значительно меньше устойчивы к вредному влиянию газа, чем взрослые.

            Не оставляйте на виду таблетки, коробочки, пузырьки и т.п. Следует тщательно убирать лекарственные средства в недоступное для детей место! Надёжно прячьте растворы и препараты бытовой химии, а так же уксус.

            Помните о том, что ваша халатность может привести к необратимым последствиям!



Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»

Цикл консультаций для родителей

«Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Подготовила :воспитатель Шутова Н.А.

                                Описание: C:\Users\кристина\Pictures\hygiene30.gif

                                       

                                       

                 

                                                   Описание: C:\Users\кристина\Pictures\Childrens-Day-in-bath-694.jpg

      Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог.  Само слово "гигиена" произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).

             Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Поэтому

работа по формированию  у детей навыков личной гигиены должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

  Для воспитания у детей хорошей привычки мыть руки  можно пользоваться маленькими стишками:

             ***                                              

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

            ***                                                          

 Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться
Мама может рассердиться…
В. Науменко

В ванне.                                                  

Любо плавать Ване
В белом море - в ванне.
Только вот обидно -
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...
А. Шлыгин

Вода и мыло                                

- Грязнуля ты!
На лбу твоем чернила! –
Воскликнула Вода,
Увидев Мыло.
- Да, - Мыло говорит, -
Я это знаю,
Зато других от грязи

Я спасаю!

В речке кончилась вода
Ой, беда, беда, беда -
В речке кончилась вода!
Это из-за Вали:
Валю - умывали!!!
В. Шуржик

Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Предлагаем вместе  с детьми научиться,  правильно мыть руки.

Описание: C:\Users\кристина\Pictures\post-269426-1300937211.jpg

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Надеемся, что наши рекомендации помогут  Вам.

Многие родители считают, что ребёнка надо одевать теплее. Дети, которых кутают,  чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь "ста одежек" излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода -воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги - шерстяные носки и теплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.

Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой - особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами.

Многие считают - беда, если у ребенка замерзли уши. В сильный мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков, шапок - ушанок, шапок - шлемов. Однако если у ребенка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка - именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.

                                           104998460

       

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось: 50 – 80 % детей имеют различные заболевания.  Причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка. Мы, конечно же, любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает. В повседневности же не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятельности.                                                              

    Главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви ребенка температурному  режиму. Значит, необходимо всегда сопоставлять температуру воздуха и одежду ребенка, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела.

     Очень важны для здоровья ребенка музыкальная терапия и терапия запаха, как компоненты в создании фона, той обстановки, где живет ребенок.

  • Режим. Всегда был и остается основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено, что по понедельникам дети приходят в детский сад нервозные, трудные. Вероятно потому, что в выходные дни дети отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых; поздно встают, не гуляют, к ночи (из-за гостей) поздно укладываются спать. Дети от этого капризны, потому что нарушается устоявшийся стереотип детского организма.
  • Утренняя гимнастика.   Как хорошо, когда в семье существует традиция -  ежедневно проводить утреннюю гимнастику.
  • Прогулка. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок выполняет в день 6 – 13 тысяч движений. Причем замечено, что если ребенок совершает  меньше 6 тысяч движений – ребенок испытывает дискомфорт. В условиях гиподинамии малыш хуже развивается, капризничает. Двигательный комфорт дошкольнику лучше всего обеспечивать на свежем воздухе. В ненастную погоду: ливень, снегопад, сильный мороз – дети, как правило, остаются дома. Тем самым дети лишаются кислорода, общения со сверстниками. В таком случае,

рекомендуем использовать дома так называемые «комнатные прогулки». Советуем проводить их так: всем тепло одеться (шерстяные носки,

         спортивный костюм, шапку), открыть балконную дверь и в течение 30 –          40 минут активно двигаться, играть. А на обычных прогулках практиковать     походы, бег, как универсальные средства укрепления здоровья.

  • Подвижные игры.  Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Среди которых могут быть «лапта», «третий лишний», «классики». Ребенок обязательно будет играть, если увидит играющих,  папу и маму, бабушку и дедушку.

  • Пантомима.  Немаловажную роль в обеспечении двигательной активности детей играет пантомима.

  • Спортивные игры.  Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр с элементами спорта вполне доступны детям 5 -6 лет (и даже более раннего возраста). Дети, как пищу, должны с ранних лет иметь свой спортивный инвентарь. Это могут быть - санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона или  мячи, кегли, городки, шашки и  шахматы.  Таким образом, физическая культура – понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.

                     

       

       Болезни – штука неприятная, особенно детские. Но на календаре зима, а значит избежать многочисленных простуд, скорее всего не удастся. Дети очень часто не любят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и не обязательным. Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить! Психоэмоциональное состояние ребенка играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии пребывают родители, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

      Другая особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т.е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограничение движения негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движения влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства ЦНС и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабеет сердечнососудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям. Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины – ЛФК. Однако психика ребенка особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно, заниматься. Именно поэтому упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний адаптированы и изменены в виде

игры. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют

иммунитет. Следует помнить, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях.

     В горле «запершило», из носа потекло, а через два дня появляется кашель. Это отек, который поразил слизистую носа, затронул и бронхи. Ребенку стало тяжело дышать. А тут еще мокрота, которую воспаленное лимфоидное кольцо носоглотки щедро выделяет день и ночь, стекает по бронхиальному дереву вниз. Если ребенок лежит, мокрота застаивается, не откашливается, микробы в ней размножаются, вот уже и до воспаления легких недалеко.

    Но дети интуитивно чувствуют; не надо лежать. И как только температура снижается, а высокой она бывает при ОРЗ от силы день-два, они сразу начинают скакать по постели. И правильно делают. Во время прыжков и беготни малыши интенсивнее дышат, получается своего рода аутомассаж. Бронхи при этом освобождаются от мокроты, кашель быстрее проходит и осложнения непоседам не грозит.

    В первый же день после снижения температуры можно начать делать лечебную гимнастику. Вот упражнения для детей среднего дошкольного возраста.

    «Солдатским шагом». 

              Спокойная ходьба по комнате с переходом на маршировку. Высоко поднимаем ноги, согнутые в коленях. Дышать при этом надо через нос, ровно держать спину. Время выполнения – 1 минута.

    «Самолетик».  

              Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. При этом ребенок тянет звук «у-у-у». За 10-15 секунд до окончания бега темп постепенно замедляется.

«Тикают часики». 

               Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – «тик». Наклон влево – «так». Спинка не сутулится, слова произносятся громко. Упражнение выполняется 4-5 раз.

 

      Окружающие человека природные факторы: солнце, воздух и вода – постоянно влияют на закаливание организма, а система терморегуляции у нас включается при жаре или холоде. Закаливание нужно рассматривать как естественное (влияние природных факторов на человека в повседневной жизни) и специально организованное, с выполнением обязательных условий.

Специально организованное закаливание, хотя и более кратковременно по дозированию, но значительно эффективнее по своему воздействию. Воздух оказывает сильнодействующее влияние на человека. От рождения и до конца жизни мы дышим воздухом в основном через легкие и кожу. И от того, каков воздух, какой он температуры, зависит наше здоровье. Если мы дышим постоянно воздухом комнатной температуры, то никакого закаливающего эффекта происходить не будет. Полезнее находиться на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.

     Спать необходимо в прохладной комнате. Кто спит при температуре 17 – 18 *, тот дольше остается молодым. По мере утраты связи с природой, человек стал терять и свое здоровье. Раньше крестьяне все время трудились на природе, женщины зимой полоскали белье в ледяной проруби … Весь крестьянский труд выполнялся в поте лица, с постоянным изменением теплового баланса в организме – тепла и холода. Человек ходил босыми ногами по земле и тем самым не нарушал биологические законы.

     Болезнь века – психологические стрессы. Борьба с ними: более частое пребывание на воздухе (даче, рыбалке, в лесу). Многие же из нас отдают предпочтение пребыванию в квартире у телевизора – бича нашего здоровья. Насладившись природой, человек заряжается положительной биоэнергией, снимает с себя отрицательные психические эмоции, получает необходимую физическую подготовку.

     Свежий воздух помогает и быстрому излечению от простудных заболеваний. Вода – неотъемлемый источник нашей жизни. Чем больше принимается воды вовнутрь, тем больше усваивается твердых веществ. Холодная вода при наружном применении производит раздражение, передающееся нервной системе, а потом кровеносной. Горячая вода, наоборот, оказывает успокаивающее расслабляющее действие.

     

Последние научные данные говорят о том, что холодный душ дает положительную биоэнергию, а горячий и тем более. Утром полезнее принять холодный душ, а вечером – горячие ванны или душ. Холодные водные процедуры положительно влияют на работоспособность, т.е. заряжают организм, придают бодрость и уверенность. Еще древние греки считали, что «вода смывает все страдания». Наиболее сильнодействующими являются холодовые  процедуры со снегом, хождение по снегу с босыми ногами, обтирание снегом. Чем больше разница температур разогретого тела с окружающей средой в момент закаливания, тем большее физиологическое воздействие мы получаем. При систематическом закаливании организма происходит не только привыкание, приспособление физиологической перестройки организма, но и гораздо большее – потребности к систематическим повторениям. По мнению специалистов, человек должен находиться не менее 2 часов в сутки обнаженным, как можно больше с босыми ногами, да еще лучше в соприкосновении с землей.

     Говорят: «У природы нет плохой погоды». Любая погода для нас – это в несколько раз лучше, чем спертый квартальный воздух. Чем отдаленнее от жилой местности, тем меньше у нас проблем со здоровьем.

             

    Всякий раз, когда начинается очередной летний сезон, значительно возрастает число отпускников с детьми. И это не удивительно. Лето по праву считается наиболее благоприятной порой для отдыха. Одни родители предпочитают выезжать на юг, где много солнца и теплое ласковое море, другие – в Прибалтику, где есть море, но не так жарко. Третьи остаются на отдыхе в средней полосе. Но есть такие, которые еще только обсуждают свой маршрут, взвешивают все «за» и «против» …  И правильно делают. Вопрос о том, где лучше всего отдыхать с детьми, не так прост, как это может показаться на первый взгляд. И дело в тут вовсе не в том, есть ли путевка, трудно ли достать билеты или не будет ли переполненным пляж.

     Самое главное – как себя будет чувствовать ребенок на новом месте, пойдет ли ему данный климат. К сожалению, некоторые родители порой упускают эту важную сторону. Наша страна по своему климату далеко не однородна. Вместе с тем, каждый климат по-своему действует на организм человека, а на детей в особенности. Причем, чем меньше ребенок, тем хуже он адаптируется на новом месте. Больше всего люди чувствуют себя хорошо в пределах той зоны, которая им привычна. Поэтому стремление родителей вывезти ребенка за сотни километров не всегда оправдано. Многие просто недооценивают возможности климатолечения в условиях нашей средней полосы. Акклиматизация в данных условиях не представляет больших трудностей, даже для самых маленьких. Районы лесов средней полосы являются лучшим местом отдыха для ослабленных детей, особенно приезжающих с Севера. Чудесный воздух, настоянный на аромате хвои и лесных цветов, богатый озоном, наполняет живительной силой легкие.

     Во многом сродни климату средней полосы климат Прибалтики. Лето здесь теплое, небольшие колебания температуры, прекрасные пляжи. Данный климат благоприятно влияет на детей с хроническими заболеваниями органов дыхания, больных ревматизмом.

       Тренировать организм можно и в сауне. Основной лечебный фактор сауны – воздействие сухим паром. Горячий воздух прогревает тело, открывает поры, расширяет капилляры. В результате чего все жидкие среды организма приводятся в активное движение. Благодаря этому улучшается снабжение клеток кислородом и питательными веществами, повышается защитные

 функции человека. Иными словами происходит активная тренировка организма.

    Нечто подобное мы испытываем, когда попадаем в условия степного климата. Данный климат присущ югу Украины и Северному Кавказу, вплоть до Южного Забайкалья. Здесь теплый и сухой воздух. Частые ветры способствуют вентиляции воздуха и смягчают жару. Этот климат специалисты рассматривают как закаливающий. Благоприятен этот климат для детей с больными почками, заболеваниями верхних дыхательных путей.

     Горный климат  - это чистый воздух с повышенным содержанием озона. Воздух здесь сухой и прохладный, богат ароматическими веществами лесов и лугов.  Здесь обилие курортов (Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Трускавец) с источниками минеральных вод. Горный воздух оказывает возбуждающее, тренирующее и закаливающее действие. Горный воздух показан при заболеваниях крови, легких, ревматизме и астме, расстройствах нервной системы.

          Черноморское побережье. Для отдыха с детьми благоприятным считается берег Крыма, кавказское побережье (от Анапа до Туапсе). Здесь умеренно жаркое солнечное и сухое лето. Влажность невысокая, поэтому жару дети переносят хорошо. Наиболее благоприятны эти условия для детей с заболеваниями почек, легких и носоглотки, туберкулезом.

Как видите, отдых не берегу одного и того же моря может давать разные результаты. Поэтому отправляясь на отдых с ребенком, обязательно советуйтесь со специалистами.

     Родители должны знать наизусть особенности своего ребенка. Если ребенок обладает повышенной нервной возбудимостью, то его в жаркие летние месяцы на юг лучше не вывозить.  Используйте в полной мере для активного отдыха отпуск и все выходные дни.

       Здоровье детей определяется уровнем здоровья родителей, общества, состоянием окружающей среды.

     Выдающийся ученый, философ, врач Авиценна, делил всех людей по степени здоровья :

  1. Тело, здоровое до предела.
  2. Тело, здоровое, но не до предела.
  3. Тело, не здоровое, но и не больное.
  4. Тело, хорошо воспринимающее здоровье.
  5. Тело, плохо воспринимающее здоровье.
  6. Тело больное до предела.

     Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.

     «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»

                                                          (В.А.Сухомлинский)

                Когда и сколько заниматься.

     Возможность включить в распорядок дня совместимые знания одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.

     Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий (если ребенок устал после

долгой прогулки или прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

     Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий – не более 10 минут. Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен тот факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду, это особенно благоприятно отражается на его физическом развитии.

     Соблюдение элементарных правил личной гигиены должно прививаться с ранних лет. Под этим понятием, мы привыкли понимать умывание, чистку зубов, соблюдение частоты рук, тела, одежды. Под чистотой часто подразумевается внешнее отсутствие грязи, которую можно увидеть глазами. Но ведь случается не только внешняя, но и «внутренняя грязь»  - так называемые токсины, которые выделяются через потовые железы. Если их не смывать, то происходит самоотравление, которое выражается в проявлении утомления, раздражения, нервозности. Чтобы избежать этого, нужны ежедневные водные процедуры, желательно два раза в день: утром и вечером.  Отсутствие привычки к обливанию всего тела водой или обтирания мокрым полотенцем может привести к ослаблению организма и частым простудным заболеваниям.

ВАННА, ДУШ, КУПАНИЕ – прекрасное средство закаливания и своеобразный массаж.

                              ЙОГИ СОВЕТУЮТ:

Многие дети подвержены простудным заболеваниям, насморку. Насморк мешает дыханию через нос. Йоги советуют утром и вечером промывать нос подсоленной водой. Как это делать? В стакан с теплой водой добавьте 0,5 чайной ложки соли, хорошо размешайте. Налейте воду в ладонь, наклоните к ней голову, закройте одну ноздрю, а другой втяните воду. Затем выдуйте ее,

 и то же сделайте другой ноздрей. Затем запрокиньте голову назад, и остатки воды выплюньте через рот. Промывание подсоленной водой нормализует работу носоглотки, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям и головным болям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде

Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....