Что делать, если ребенок ленится
статья

Романова Ирина Петровна

Любые родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос успешным, умным, трудолюбивым. Однако на деле не все мечты осуществляются. Очень часто ребенок ленится делать уроки, не хочет помочь сделать что-то по дому. Как справиться с детской ленью? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_esli_rebenok_penitsya.docx7.96 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать если ребенок пенится и  как бороться с детской ленью?

Любые родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос успешным, умным, трудолюбивым. Однако на деле не все мечты осуществляются. Очень часто ребенок ленится делать уроки, не хочет помочь сделать что-то по дому. Как справиться с детской ленью? 

Часто родители жалуются на своих детей, что они ленивые, и каждый вкладывает в это понятие что-то своё: не хочет учиться и выполнять домашние задания, не занимается спортом, не читает книги, не помогает с домашними делами и мытьём посуды, откладывает дела на потом. Многие родители не пытаются разобраться в ситуации и считают, что в плохих оценках и неубранной комнате виновата детская лень. Однако не стоит забывать, что дети по природе очень активные и любознательные, поэтому не ищите способы, как бороться с ленью, а постарайтесь выяснить её причины. 

Причины лени у ребенка

Сначала нужно понять, почему ребенок так себя ведет? Тому есть много причин. И вот основные из них:

 
отсутствие мотивации. Если к работе принуждать, а не заинтересовывать, желание работать, конечно, пропадет; 

Недостаток мотивации

У ребенка горят глаза  и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.

.желание избежать неудачи. Возможно, родители часто говорят, что у малыша ничего не получается, это ведет к неуверенности в своих силах;

модель поведения в семье. Если ребенок видит, что родители и сами часто ленятся делать что-то, он перенимает это поведение. Однако если родители слишком много трудятся, до изнеможения, это может вызвать неприятие такого поведения. То есть, ребенок не желает так работать;
 
недомогание, усталость, перегрузка в школе тоже может вызывать лень;

 
дефицит игр и движения – если ребенок мало движется, редко играет, то есть, не ведет себя соответственно возрасту, то тоже могут возникать такие проблемы. Происходит это, если родители рано делают малыша взрослым;
 
родители тормозят инициативу малыша. Кроха хочет помочь приготовить обед или подать молоток папе, а родители не дают ему этого сделать;

 гиперопека – часто родители не дают ребенку что-то сделать, пока он маленький, так как боятся, что малыш устанет, у него не получится. А когда он подрастает, то уже сам не хочет;

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелить постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.

 Неуверенность в собственных силах

В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».

.Непонимание, зачем это делать

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?

Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно.

 переоценка или недооценка возможностей. Родители могут неправильно оценивать свое чадо и давать слишком много задач или слишком мало, это ведет к лени;
 
темперамент. Если ребенок флегматик и все делает медленно, может казаться, что он вообще ничего не делает толком, а только создает видимость.

Как видите, причины разные. А поскольку дети все разные, то каждый родитель должен сам определить, что скрыто за таким поведением его ребенка.


Как помочь ребенку справиться?

Конечно, самое лучшее – это личный пример. Особенно хорошо этот метод работает с малышами. Ведь для крохи мама и папа – это идеал, на который он ориентируется с раннего детства. Если родители пренебрегают своими обязанностями, то и дети учатся также поступать. И чем больше становится ребенок, тем больше он ничего не хочет делать. Поэтому привлекайте чадо с детства к работе и делайте все дела вместе, чтобы ребенок видел, что трудятся и родители, и он сам.

Обязательно нужно поощрять инициативу ребенка. Чаще маленький ребенок 3-4 лет стремится помочь родителям. Неважно, что он сделает что-то не так, главное, у крохи есть желание. А научить выполнять работу правильно можно постепенно. Если не давать малышу проявлять инициативу в 5 лет, в 15 вы его уже не сможете заставить хоть чуть-чуть помогать.

Вообще, желательно закреплять за детьми домашние обязанности. Конечно, это должна быть посильная работа. Так малыш 3-4 лет может убрать игрушки, вытереть пыль, почистить зубы и умыться. Ребенок 5-6 лет уже может складывать одежду на место, ухаживать за питомцем, убирать в своей комнате, присматривать за братиком или сестричкой. В 7-10 лет ребята уже могут мыть посуду, пылесосить, помогать работать в огороде. То есть, необходимо найти дела по возрасту и стараться привить ребенку не только желание их выполнять, но и ответственность за них. Ведь трудиться надо не только, когда хочется, но и когда надо.

 Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка. Среди детей, так же как и среди взрослых, есть совы и жаворонки, сангвиники и флегматики. Холерику, например, трудно заниматься кропотливой работой, а сове тяжело воспринимать новый материал по утрам. Постарайтесь направить особенности биоритмов и темперамента вашего ребёнка ему во благо. 

.

Подходить к решению вопроса нужно творчески. Зачастую детям не хватает вдохновения, поэтому и не хочется ничего делать. Если родители пытаются наказать малыша или наоборот, сулят ему награду, это убивает желание трудиться. Такой метод неверен. Лучше превратить неинтересное занятие в увлекательную игру. Например, собирать игрушки можно наперегонки. Или интересно будет поиграть в прятки, когда среди игрушек спрятан маленький секретик. Конечно, каждый раз придумывать какую-то игру сложно, но если вы хотите воспитать в малыше трудолюбие, придется постараться.

При этом стоит учитывать темперамент малыша, его возможности. Все это поможет правильно подойти к решению вопроса с ленью. А еще очень важно стимулировать ребенка больше двигаться и играть, ведь игра – это основной вид деятельности всех детей.

И еще несколько советов:

• не доделывайте за малыша неоконченные дела;
• используйте соревновательные моменты;
• не используйте труд, как наказание;
• не говорите постоянно ребенку, что он ленивый;
• выделяйте определенное время для отдыха и лени – да, это тоже нужно;
• не злоупотребляйте телевизором и компьютером, лучше в свободное время поиграйте в волейбол или совершите  велопрогулку;
• находите дела, которые будут интересны именно вашему ребенку.

Конечно, привить любовь к труду не так уж просто, но от этого во многом зависит успех ребенка в разных областях жизни во взрослом возрасте.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками

Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ИГРУШКАМИ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?

Ребенок от года до полутора лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей. Поэтому взрослые прежде всего должны научить его, как лучше общаться, взаимодействовать с окружающим...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Ребенок-манипулятор. Что делать, если ребенок манипулирует родителями?

Что такое манипуляции, как распознать, как прекратить...

А ваш ребенок в безопасности? Что делать, если ребенок пропал? Правила безопасности для ребенка.

Консультация для родителей в форме памятки о действиях, направленных на сохранение безопасности  ребенка, о приучении ребенка к выполнению определенных правил, помогающих сохранить безопасность. ...

Памятка родителям «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

Памятка для педагогов и родителей«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти» Сосание предметов Что нужно делать?Чего делать нельзя? 1. Наполн...

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками с другими детьми?»

laquo;Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками с другими детьми?»...