Роль семьи в развитии речи ребёнка 5-6 лет. Консультация для родителей.
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии речи ребенка»
возраст с 5 до 6 лет
Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития дошкольников, формирование у них необходимости организовывать специальные игры и упражнения на развитие грамматически правильной речи детей.
Задачи:
- дать представление о значении общения с ребенком;
- познакомить родителей как правильно разговаривать с маленькими детьми;
- познакомить с играми и упражнениями по формированию грамматически правильной речи.
«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов, и, при этом, даже не замечая своей колоссальной работы.
У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».
(К.И.Чуковский).
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ванте» вместо «вообще» и т. д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Часто небрежность в произношении объясняется подражанием речи взрослых: «яб- луко», «мине», «ходить», «фатить».
Дома необходимо организовывать специальные игры и упражнения на формирование грамматически правильной речи.
Сейчас каждый из вас получить комплект таких игр, которыми мы предлагаем заниматься с ребенком дома.
Согласование существительных с прилагательными, числительными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в числе и роде
«Разные ведёрки» (дидактическое упражнение)
Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными среднего рода.
Наглядный материал: три ведёрка разной расцветки и размера, яблоки жёлтые и красные.
Ход игры. У ребенка нужно спросить:
- Какие ведёрки стоят на столе?
- Маленькое зелёное ведёрко.
- Маленькое красное ведёрко.
- Большое красное ведро.
Сейчас ты закроешь глаза, а я уберу одно из ведёрок. Ты должен внимательно рассмотреть и запомнить. Угадайте, какого ведёрка не стало. Ответить надо так: «Не стало маленького красного ведёрка» (упражнение повторяется 4-5 раз).
- Ушастик спрячет жёлтое яблоко в одно из ведёрок. Ты должен внимательно смотреть и заметить, в какое ведёрко Ушастик спрячет жёлтое яблоко. Рассказывать об этом нужно так: «Ушастик спрятал жёлтое яблоко в маленькое зелёное ведёрко». Затем Ушастик прячет яблоки в разные ведёрки.
«Кто скорее?» (дидактическая игра)
Цель: упражнять детей в усвоении родовой принадлежности существительных, воспитывать наблюдательность и активную реакцию при выполнении поставленных задач.
Наглядный материал: набор картинок в коробке (карандаш, кисточка, колесо и т.д.)
Ход игры. На столе разложены предметы, которые изображены на картинках. Мама говорит:
- На моём столе разложены предметы, которые изображены на картинках. Ты должен, вынуть картинку, назвать её и положить на стол, туда, где лежит такая вещь, которая нарисована на картинке.
«Три линейки» (дидактическая игра)
Цель: упражнять детей в использовании существительных женского, мужского и среднего рода.
Наглядный материал: картинки, на которых изображены стол, платье, груша, карандаш, носок, книга и т.д.
Ход игры. Показать ребенку картинки и называть предметы: кастрюля, стол, кресло, подчёркивая число (одна кастрюля, один стол, одно кресло и т.д.). Затем предлагает ребенку:
- В коробке лежат карточки, на каждой карточке нарисован предмет, а на доске три линейки. На одну линейку поставить картинки, на которой нарисованы предметы, про которые говорят «один», на другую линейку – «одна», на третью линейку – «одно».
Употребление существительных родительного падежа
«Чего не стало?» (дидактическое упражнение)
Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием (яблок, носков, сапог, гольфов)
Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов.
«Кто у нас?» (дидактическое упражнение)
Цель: упражнять детей в использовании существительных, обозначающих названия детёнышей животных в родительном падеже.
Наглядный материал: картинки с изображением животных и их детёнышей.
Картинки разбирают попарно. По ним составляют предложения типа: «У коровы много телят. У кошки много котят».
«Волшебная коробка» (дидактическое упражнение)
Цель: использование в речи детей существительных в родительном и винительном падежах множественного числа, обозначающих детёнышей животных.
Наглядный материал: коробка, игрушки – детёныши животных.
Ход игры. Родитель объясняет ребенку: «Если ты правильно назовёшь детёнышей этих животных, то с ними можно будет поиграть. Надо только сказать: «Я хочу взять лисят, телят, медвежат и т.д.»
Употребление существительных в косвенном падеже с предлогами
«Где кто? Где что?» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи предлогов у, возле, около.
Наглядный материал: набор картинок.
Ход игры. Ребенку показывают картинки и задают вопросы:
- Где стоит стул? (У стола).
- Как можно ещё сказать, где стоит стул? (Стул стоит возле (около) стола).
Дети составляют предложения, используя все три предлога.
«Составь предложение» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи предлогов под, за, над.
Наглядный материал: магнитный театр (куст, гриб, заяц, птица, цветок, бабочка, божья коровка)
Ребенку предлагается сюжет рассказа: цветок под кустом, бабочка над кустом и т.д. Дети составляют предложения.
«Куриное семейство» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи предлогов впереди, сзади, за, между.
Ход игры. Ребенку рассказывают : «Жили-были петушок и курочка. У них было много жёлтых, пушистых цыплят. Кричит курочка: «Ко-ко-ко, идите ко мне, цыплятки!». Прибежали цыплятки, встали вокруг курочки».
Затем ребенку предлагается поставить цыпляток вокруг курочки.
Игра продолжается..
- Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где высокая зелёная трава, таи много червяков, мошек».
- Поставь цыплят между курочкой и петушком. Это куриное семейство пошло на лужок. Курочка идёт впереди, цыплята – за ней, друг за другом, петушок – сзади.
- На зелёном лугу цыплята разбежались, один ищет червячка, другой побежал за бабочкой, кто-то спрятался за пенёк, а этот притаился в траве, ловит букашек.
- Что делают цыплята на лугу?
«Что это?» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация употребления несклоняемых существительных типа пальто.
Наглядный материал: картинки.
Ход игры.:
- Что это? (Пальто). Я уберу одну картинку, а ты скажи, чего не стало (поочереди убирает картинки).
- Слово «пальто» всегда произносится одинаково, много их или одно пальто.
- Я буду показывать картинки, а ты будешь составлять по ним предложения, включая слово пальто.
- На вешалке висит много пальто.
- Девочка надевает пальто.
- Мальчик снимает пальто. И т.д.
Глаголы
«Кто вперёд» (дидактическое упражнение)
Цель: использовать в речи глагол бежать в повелительном наклонении.
Наглядный материал: игрушки – медвежонок и утёнок.
Ход игры. Родитель предлагает ребенку поиграть. Ушастик бегает наперегонки с Кряком. Но Кряк сердится на медвежонка, потому что тот не умеет слушать команду. Кряк просит детей научить Ушастика бегать сразу же, как только будет сказано: «Раз-два-три, беги!»
«На лугу» (дидактическое упражнение)
Цель: употребление в речи глагола бежать.
Наглядный материал: магнитный театр (бегущие дети и собака).
Ход игры. Родитель рассказывает:
- Дети бегут по лужайке. Ира зовёт Сашу с Машей: «Бегите ко мне!» Саша бежит за Машей, вот-вот догонит. Дети быстро бегут друг за другом. За ними с весёлым лаем бежит Шарик. Весело на лужайке детям!
- Как зовёт Ира детей? (Бегите ко мне)
- Что делает Маша? (Бежит)
- Что делают дети на лужайке? (Бегают)
«Загадай желание и скажи, что ты хочешь» (дидактическое упражнение)
Цель: употребление в речи глагола хотеть.
Наглядный материал: на столе – мяч, удочка, карандаш с бумагой и т.д.
Ход игры. Ребёнок берёт предмет (любой) и говорит, что он хочет делать.
- Я хочу играть в мяч.
- Я хочу рисовать.
«Желание» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи детей глагола хотеть в разных формах.
Наглядный материал: овощи и фрукты (муляжи или предметные картинки)
Ход игры. Родитель даёт ребенку образец «Я хочу съесть грушу»
- Чего я хочу?
- Мы с Колей хотим помидор.
- Чего хотят Витя с Колей?
«Новое слово» (дидактическая игра)
Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.
Наглядный материал: картинки, изображающие мальчика в действии.
Ход игры. Ребенок внимательно рассматривает картинку и отвечает на вопросы одним словом.
- Мальчик по тротуару… (что делал?) шёл.
- Мальчик к дому… (что сделал?) подошёл.
- Мальчик вокруг дома … (что сделал?) обошёл.
Затем ребенок составляет предложение по картинке.
- Коля перешёл дорогу.
- Коля обошёл вокруг дома.
- Коля вошёл в дом.
«Кто что делает» (дидактическое упражнение)
Цель: научить детей правильно употреблять глаголы одеть и надеть по демонстрируемым действиям.
Ход игры. Родитель предлагает ребёнку: «Надень кофту, шапку, куртку»
- Что делаю я? (Надеваешь куртку).
- Что сделала я? (Оделся)
- Платье на себя можно … (надеть).
- Куртку на прогулку надо … (надеть).
-- Колготки надо … (надеть).
Родитель одевает мишку, спрашивает ребенка:
- Что я сделала? (Надела свитер, надела шапку).
- Что я сделала с мишкой? (Одела мишку).
Работа над предложением
«Составь предложение» (дидактическое упражнение)
Цель: продолжать учить детей составлять предложения с однородными членами.
Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).
Ход игры. По картинкам дети составляют предложения типа: «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши. В магазине продают одежду: пальто, платья, костюмы».
«Закончи предложение» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.
Ход игры. Родитель начинает, а ребенок продолжают:
- Морковь сладкая, а редька… (горькая).
- Помидор красный, а капуста … (зелёная).
Усложнение. Детям дают задание – сравнить по вкусу лимон и мёд; по цвету уголь и мел; василёк и гвоздику; на ощупь огурец и помидор, вату и дерево.
«Что буду делать» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей составлять предложения с разделительным союзом и.
Наглядный материал: две игрушки.
Ход игры. Дети составляют предложения по образцу: «У меня мяч и сачок. Я буду играть в мяч и ловить бабочек».
Словообразование
«Сказка про двух братьев» (дидактическое упражнение)
Цель: практическое усвоение детьми образования имён существительных при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов.
Наглядный материал: магнитный театр (два гнома, два дома, два куста).
Ход игры. Родитель рассказывает ребенку:
- Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого Ищ. У одного было своё жильё. И у другого было своё жильё. Ик имел свой домик. А Ищ имел свой домище.
- Какой дом имел Ищ? (Большой).
- Как он назывался? (Домище).
- Какой дом был у Ика? (Маленький).
- Как он назывался? (Домик).
- Теперь я расскажу, какими были эти братья. Ик был маленький, у него был носик, а у ища – носище. У одного был ротик, а у другого – ротище. У одного были глазки. А у другого – глазищи. Вот какими были два брата.
- Как звали младшего брата? (Ик).
- Как звали старшего брата? (Ищ).
- Какой был Ик? (Маленький).
- расскажи, каким он был, но так, чтобы в словах всё время слышалось его имя. (У него был носик, ротик, животик. Пальчик и т.д.).
Затем ребенок рассказывают о старшем брате, которого звали Ищ.
Далее с родителями проигрываются несколько из предложенных заданий, например: «Разные ведёрки», «Где кто? Где что?», «Новое слово», «Закончи предложение», «Сказка про двух братьев».
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер.
Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается.
Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх.
Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде.
Поэтому, Вам уважаемые родители, необходимо проводить активную работу по формированию правильной речи у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА"
Данная информация поможет родителям , как правильно развивать речь рубёнка."...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребёнка"
Речь маленького ребёнка формируется на примере речи окружающих его людей. В консультации даны несколько правил общения взрослого с малышом....
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребёнка"
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребёнка"Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребёнка»
Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную от...
Консультация для родителей на тему "Роль семьи в развитии речи ребёнка"
Консультация для родителей на тему "Роль семьи в развитии речи ребёнка"...
Консультация для родителей на тему "Роль семьи в развитии речи ребёнка".
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на прим...
Консультация для родителей"Роль семьи в развитии речи ребёнка"
Данная консультация поможет родителям в развитии правильной, связной речи своего ребёнка....