Задержка речевого развития у детей
материал (младшая группа)

Богомаз Анна Сергеевна

Значение речи в жизни человека сложно переоценить. Именно овладение языком в свое время выделил наш вид из множества других. Мы используем данный механизм не только для передачи информации, но и для осуществления процесса вербального мышления, творчества, сохранения и передачи знаний.

Диагноз «задержка речевого развития» из довольно редкого становится все более привычным. Данному явлению может быть дано следующее определение:

Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание детей по качественным или количественным показателям от возрастных норм овладения устной речью, что характеризуется недоразвитием пассивного и (или) активного словаря, экспрессивной или фразовой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Значение речи в жизни человека сложно переоценить. Именно овладение языком в свое время выделил наш вид из множества других. Мы используем данный механизм не только для передачи информации, но и для осуществления процесса вербального мышления, творчества, сохранения и передачи знаний.

Диагноз «задержка речевого развития» из довольно редкого становится все более привычным. Данному явлению может быть дано следующее определение:

Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание детей по качественным или количественным показателям от возрастных норм овладения устной речью, что характеризуется недоразвитием пассивного и (или) активного словаря, экспрессивной или фразовой речи.

Предпосылки возникновения задержки речевого развития

Причин, по которым, может возникнуть задержка речевого развития у ребенка множество. Условно можно выделить прямые и косвенные предпосылки возникновения ЗРР.

К косвенным причинам относятся:

  • особенности внутриутробного развития малыша: гипоксия и асфиксия в родах, недоношенность или переношенность, родовые травмы, внутриутробные инфекции;
  • ряд заболеваний, такие как менингит и энцефалит, а также осложнения после перенесенных болезней (корь, скарлатина);
  • общее состояние иммунной системы (у детей со слабым иммунитетом чаше встречается диагноз ЗРР).

Условно к косвенным причинам может быть отнесена и половая принадлежность малыша. Известно, что у мальчиков задержка речевого развития наблюдается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Основные же причины, приведшие к задержке речевого развития у ребенка, более конкретны. Они делятся в свою очередь на внутренние (физиологические) и внешние.

Физиологические причины возникновения задержки речевого развития:

  • Нарушения в работе центральной нервной системы.
  • Нарушения в работе слухового аппарата.
  • Генетические предпосылки.
  • Нейроинфекции.
  • Травмы мозговых оболочек.

Внешние причины возникновения задержки речевого развития:

  • Недостаток речевых контактов. Попросту говоря, когда малыш не слышал достаточное количество разговорной речи для полноценного пополнения словарного запаса и тренировки речевых навыков.
  • Чрезмерная перегруженность окружающей среды информацией. Ситуация обратная предыдущей. Когда взрослые говорят быстро, дома постоянно работает телевизор и радио, произнесенные слова не адресованы малышу (мультфильмы) для крохи речь становится «фоновым шумом».
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Дети, подверженные стрессу и испытывающие постоянное эмоциональное напряжение, склонны начать говорить позже.
  • Гиперопека. Предупреждение всех пожеланий малыша также может стать причиной возникновения задержки речевого развития (крохе не надо учиться высказывать свои желания).

Причины могут быть и иные. Но чем точнее все они будут определены, тем эффективнее и быстрее будет проходить лечение. Примерно в 30 случаев причина задержки речевого развития так и остается до конца неясной.

Признаки задержки речевого развития

Чем раньше будет выявлено отклонение, тем легче его будет купировать. Можно выделить следующие признаки отклонения в речевом развитии ребенка:

До года:

  • Отсутствие эмоциональной реакции при обращении к ребенку 3-4 месяцев (малыш не поворачивает голову на звук, не реагирует на мамину речь).
  • Отсутствие лепета в возрасте 8-9 месяцев.

От года до двух:

  • В речи ребенка нет простых слов (например, «дай», «мама», «папа», «баба»).
  • Малыш не понимает обращенную к нему просьбу, не может показать знакомые предметы.
  • У ребенка есть проблемы с жеванием. Он давится даже небольшими кусочками.
  • К двум годам ребенок не пытается освоить новые слова.

От 2 до 3 лет:

  • Ребенок использует менее 20 слов.
  • Не может найти и принести знакомый предмет, если он находится вне поля его зрения.
  • Не пытается составлять фразы, состоящие хотя бы из 2 слов.

В 3 года:

  • Речь ребенка мало понятна окружающим.
  • Малыш не используют простых предложений.
  • В речи отсутствует местоимения и наречия, кроха не склоняет слова.
  • Малыш говорит быстро, проглатывая окончания.
  • А ребенок не понимает и не может составить предложения, относящиеся к прошлому и будущему.

4-5 лет:

  • Малыш знает ограниченное число слов, с трудом запоминает новые слова.
  • В речи отсутствуют союзы.
  • Остаются трудности с произнесением шипящих звуков.

После 5 лет:

  • Крохе не даются звуки «р» и «л».
  • Речь эмоционально не окрашена.
  • Малыш не использует все части речи.
  • Продолжает использовать только простые предложения.
  • Не может составить рассказ по картинке, сделать понятный пересказ текста.

Если наблюдается хотя бы одна из перечисленных проблем, стоит обратиться к специалисту.

Недопустимо также чтобы малыш повторял слова зеркально или говорил готовыми фразами из мультиков. Подобное поведение не свидетельствует об интенсивном развитии речи, а говорит о психическом отклонении.

Когда обращаться к специалисту?

Итак, речь ребенка о чем-то настораживает взрослых. У родителей тут же возникает вопрос: «Когда именно необходимо обратиться к врачу?». На этот счет есть однозначный ответ — сразу же. Чем раньше будет выявлено отклонение и начато лечение, тем выше вероятность эффективной коррекции.

Если кроха отстает от сверстников на полгода и более — не тяните. Пусть лучше врач просто не подтвердит ваших опасений, если все хорошо, чем после регулярно посещать не всегда бесплатные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задержка речевого развития у детей дошкольного возраста

В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....

Система занятий по профилатике задержки речевого развития у детей третьего и четвертого года жизни

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. основная задача речевого развития детей овладение...

Задержка речевого развития у детей

Консультация для родителей...

МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.

МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТей. Овладение правильной речью имеет огромное значение для коммуникации и психического роста ребенка, и нарушение этого естественного процесса может стать п...

МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Овладение правильной речью имеет огромное значение для коммуникации и психического роста ребенка, и нарушение этого естественного процесса может стать предвестником дальнейших серьезных проблем, в чис...

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...