Памятка для родителей "Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет"
консультация (средняя группа)
Памятка для родителей «Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет»
Каждый год жизни ребенка несет определенные изменения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии. Поэтому родители должны знать, на какие возрастные нормы ориентироваться, чтобы своевременно выявить возможные проблемы.
Умственное развитие
Пятилетний возраст считается важным этапом в жизни малыша, поскольку в это время уже начинается подготовка к школе. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. Задача родителей – обеспечить сына или дочь интересными книгами, играми, познавательными детскими фильмами.
Пятилетка должен уметь следующее :
отгадывать простые загадки, понимать и объяснять смысл некоторых пословиц и поговорок;последовательно рассказывать о происходящих событиях;придумывать рассказ по сюжетным картинкам;знать все основные цвета;без труда определять сходства и различия разных предметов, в том числе на картинках;сосредотачивать внимание на текущем занятии не менее 10 минут;знать названия овощей, фруктов, уметь определить вкус каждого из них;знать наизусть несколько стихов.
В этом возрасте основная деятельность малыша – игровая, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Слишком серьезный подход к занятиям может отбить у будущего школьника интерес к учебе.
Развитие речи
К пяти года речь малыша становится полностью понятной и связной. Его словарный запас существенно расширяется, фразы и предложения, которые он строит, усложняются. Количество слов в словарном запасе достигает 3 тысяч. В этом возрасте малыш должен уметь :
четко и ясно выражать свои мысли, строить связные, логичные предложения;понимать, что подразумевается под обобщающими словами: домашние животные, одежда, мебель и т. п. ;знать алфавит (хотя бы половину, называть слова, начинающиеся на каждую знакомую ему букву;отвечать на вопросы сложными, развернутыми фразами;понимать, что такое синонимы и антонимы, уметь их подбирать;иметь живую, выразительную речь, правильно расставлять интонацию;уметь пересказать сказку или фильм, поделиться впечатлениями о произошедшем событии, рассказать о себе.
Если пятилетний ребенок еще не выговаривает все звуки или коверкает их, нужно обратиться к логопеду. До школы необходимо полностью скорректировать речь и исправить все дефекты.
Математика
Дети в возрасте пяти лет имеют довольно неплохие математические навыки. В этом возрасте малыш должен уметь :
считать от 0 до 10 и обратно;
знать, как выглядят цифры от 0 до 10, уметь их писать;считать предметы в пределах десяти штук;знать и применять элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;использовать в речи числительные;проводить количественное сравнение предметов в разных группах (где больше, а где меньше);уметь называть и рисовать основные геометрические фигуры.
Дети, которые активно занимаются со взрослыми, как правило, хорошо считают не только до 10. Некоторые малыши даже осваивают счет до 100.
Окружающий мир
Дети 5 лет хорошо ориентируются в окружающей реальности и уже имеют много информации о ней. Ребенок в 5 лет должен знать :
свои ФИО, а также ФИО родителей и остальных членов семьи;свой возраст, возраст мамы и папы;свой домашний адрес, город и страну;профессию и место работы родителей;правильную последовательность времен года, месяцев, дней недели и времени суток;основные правила дорожного движения;должен уметь различать живую и неживую природу.
Знания об окружающем мире пополняются в процессе общения малыша со взрослыми. Чем больше ответов на свои вопросы получает ребенок, тем лучше он ориентируется в реальности.
Психическое развитие
В этом возрасте ребенок активно развивается, социализируется и приобретает знания, которые понадобятся в школе. Он учится выстраивать отношения с окружающими людьми. Ребенок пяти лет уже четко знает, как нужно вести себя со сверстниками и со взрослыми. Умеет контролировать свое поведение и эмоции, высказывать личное мнение.
5-летний ребенок понимает, что у него есть обязанности, которые он должен выполнять, например, убирать игрушки или подметать пол. Он учится управлять своим поведением, концентрируясь на текущей задаче и не отвлекаясь на другие дела.
В этом возрасте у малыша появляется мотивация к учебе, тяга к новым знаниям. Он начинает осознавать, какими качествами характера хочет обладать (сила, смелость, артистизм, может выбирать себе пример для подражания (киногерой или знакомый человек).
Дети-пятилетки четко понимают гендерные отличия, знают особенности мужских и женских ролей.
Навыки самообслуживания
Развитие современного ребенка 5 лет позволяет неплохо справляться с различными бытовыми приборами и гаджетами. А вот обычные хозяйственные навыки имеются не у всех детей. Родители обязаны учить сыновей и дочерей самостоятельно обслуживать себя и помогать по дому. Пятилетний ребенок должен уметь :
самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать все виды застежек;умываться, чистить зубы, мыться под душем;правильно держать в руках столовые приборы;содержать в порядке игрушки и одежду;выполнять несложные поручения (достать белье из стиральной машины, покормить кошку, полить цветок);иметь элементарные навыки сервировки стола;помогать украшать квартиру к празднику.
Ребенок в 5 лет должен уметь помогать по дому. Задача взрослых – не отвергать его помощь, а всячески ее поощрять, даже если у малыша не все получается.
Изобразительная деятельность
В дошкольном возрасте рисунки детей становятся все более предметными и детализированными. Малыши рисуют животных, людей, природу и окружающие предметы. Кроме того, они могут изображать ситуации из жизни (реальные и выдуманные, делать рисунки к рассказам и фильмам. В 5 лет дети должны уметь :
уверенно пользоваться разными видами рисовальных инструментов (карандаши, фломастеры, краски);нарисовать человека, животное, сделать сюжетный рисунок;соблюдать пропорции на рисунке;рисовать все основные геометрические фигуры, соединять их между собой;лепить фигурки на заданную тематику из пластилина или глины;вырезать ножницами фигуры из бумаги, делать аппликации.
Рисование, лепка, конструирование и другие виды творчества имеют огромное значение для умственного развития дошкольника, поскольку выступают в качестве средства познания окружающего мира.
Логическое мышление
Пятилетние дети уже умеют логически рассуждать и видеть причинно-следственную связь многих явлений. В этом возрасте ребенок должен уметь :
находить лишний предмет в группе подобных и объяснять свой выбор;выделять определенный признак предмета, группировать предметы по этому признаку;придумывать логическое продолжение начатого рассказа;соотносить предметы с геометрическими фигурами, на которые они похожи (книга – прямоугольник, тарелка – круг);дорисовывать недостающие элементы на картинке.
Существует множество игр на развитие логики, которые можно предложить дошкольнику. Они необходимы не только для будущего обучения в школе, но и для лучшего понимания окружающей действительности.
Физическое развитие
В возрасте 5 лет малыш отлично координирует свои движения и держит равновесие. Он становится очень активным, с удовольствием осваивает всевозможные спортивные снаряды. Пятилетка должен уметь :
пробежать расстояние 40–50 метров без остановки;уверенно ходить по гимнастической доске;ловить мяч в воздухе, забрасывать его в цель;прыгать в высоту и длину, перепрыгивать через препятствия;висеть и подтягиваться на шведской стенке, взбираться по ней;прыгать на скакалке.
Детей этого возраста уже можно учить кататься на двухколесном велосипеде, играть в футбол, теннис, хоккей.
Мелкая моторика
Пятилетний ребенок вполне уверенно манипулирует не только крупными, но и мелкими предметами. В этом возрасте он должен уметь делать следующее :
вырезать бумажные фигуры точно по контуру;раскрашивать картинки, не вылезая за контурную линию;ровно складывать бумажный лист в два-четыре раза;переводить рисунки через кальку или копирку;бить молотком по гвоздю;собирать конструктор;завязывать шнурки.
Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на память, внимание и мышление, поэтому данному виду деятельности нужно обязательно уделять внимание.
Что должен уметь и знать ребенок 5 лет по ФГОС
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольник должен иметь следующие знания и навыки:
уметь концентрироваться на выполняемой деятельности;быть активным на занятиях;адекватно реагировать на те или иные ситуации;проявлять любознательность и желание познавать мир;знать основные сведения о себе, своей семье;иметь начальные знания в области математики, чтения, письма;уметь самостоятельно обслуживать себя;знать основные правила безопасности.
Эта небольшая памятка для родителей с минимальным набором необходимых малышу знаний и умений поможет при подготовке к школе.
Отличия в развитии мальчиков и девочек в 5 лет
Пятилетние дети уже четко знают свою половую принадлежность и понимают различия между мальчиками и девочками. Начиная с этого возраста девочки опережают в развитии мальчиков. Этот дисбаланс длится до подросткового возраста, затем исчезает.
Выводы
Пять лет – это период дошкольного детства, в который ребенок активно получает знания из разных областей жизни. У него развиваются познавательные процессы, формируется характер, происходит становление личности.
Если вы хотите подготовить своего малыша к школе и адаптировать к социуму, обращайтесь в наши детские развивающие центры. Грамотные преподаватели помогут раскрыть таланты ребенка, опираясь на его индивидуальные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_5_let.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей «Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет»
Каждый год жизни ребенка несет определенные изменения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии. Поэтому родители должны знать, на какие возрастные нормы ориентироваться, чтобы своевременно выявить возможные проблемы.
Умственное развитие
Пятилетний возраст считается важным этапом в жизни малыша, поскольку в это время уже начинается подготовка к школе. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. Задача родителей – обеспечить сына или дочь интересными книгами, играми, познавательными детскими фильмами.
Пятилетка должен уметь следующее :
отгадывать простые загадки, понимать и объяснять смысл некоторых пословиц и поговорок;последовательно рассказывать о происходящих событиях;придумывать рассказ по сюжетным картинкам;знать все основные цвета;без труда определять сходства и различия разных предметов, в том числе на картинках;сосредотачивать внимание на текущем занятии не менее 10 минут;знать названия овощей, фруктов, уметь определить вкус каждого из них;знать наизусть несколько стихов.
В этом возрасте основная деятельность малыша – игровая, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Слишком серьезный подход к занятиям может отбить у будущего школьника интерес к учебе.
Развитие речи
К пяти года речь малыша становится полностью понятной и связной. Его словарный запас существенно расширяется, фразы и предложения, которые он строит, усложняются. Количество слов в словарном запасе достигает 3 тысяч. В этом возрасте малыш должен уметь :
четко и ясно выражать свои мысли, строить связные, логичные предложения;понимать, что подразумевается под обобщающими словами: домашние животные, одежда, мебель и т. п. ;знать алфавит (хотя бы половину, называть слова, начинающиеся на каждую знакомую ему букву;отвечать на вопросы сложными, развернутыми фразами;понимать, что такое синонимы и антонимы, уметь их подбирать;иметь живую, выразительную речь, правильно расставлять интонацию;уметь пересказать сказку или фильм, поделиться впечатлениями о произошедшем событии, рассказать о себе.
Если пятилетний ребенок еще не выговаривает все звуки или коверкает их, нужно обратиться к логопеду. До школы необходимо полностью скорректировать речь и исправить все дефекты.
Математика
Дети в возрасте пяти лет имеют довольно неплохие математические навыки. В этом возрасте малыш должен уметь :
считать от 0 до 10 и обратно;
знать, как выглядят цифры от 0 до 10, уметь их писать;считать предметы в пределах десяти штук;знать и применять элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;использовать в речи числительные;проводить количественное сравнение предметов в разных группах (где больше, а где меньше);уметь называть и рисовать основные геометрические фигуры.
Дети, которые активно занимаются со взрослыми, как правило, хорошо считают не только до 10. Некоторые малыши даже осваивают счет до 100.
Окружающий мир
Дети 5 лет хорошо ориентируются в окружающей реальности и уже имеют много информации о ней. Ребенок в 5 лет должен знать :
свои ФИО, а также ФИО родителей и остальных членов семьи;свой возраст, возраст мамы и папы;свой домашний адрес, город и страну;профессию и место работы родителей;правильную последовательность времен года, месяцев, дней недели и времени суток;основные правила дорожного движения;должен уметь различать живую и неживую природу.
Знания об окружающем мире пополняются в процессе общения малыша со взрослыми. Чем больше ответов на свои вопросы получает ребенок, тем лучше он ориентируется в реальности.
Психическое развитие
В этом возрасте ребенок активно развивается, социализируется и приобретает знания, которые понадобятся в школе. Он учится выстраивать отношения с окружающими людьми. Ребенок пяти лет уже четко знает, как нужно вести себя со сверстниками и со взрослыми. Умеет контролировать свое поведение и эмоции, высказывать личное мнение.
5-летний ребенок понимает, что у него есть обязанности, которые он должен выполнять, например, убирать игрушки или подметать пол. Он учится управлять своим поведением, концентрируясь на текущей задаче и не отвлекаясь на другие дела.
В этом возрасте у малыша появляется мотивация к учебе, тяга к новым знаниям. Он начинает осознавать, какими качествами характера хочет обладать (сила, смелость, артистизм, может выбирать себе пример для подражания (киногерой или знакомый человек).
Дети-пятилетки четко понимают гендерные отличия, знают особенности мужских и женских ролей.
Навыки самообслуживания
Развитие современного ребенка 5 лет позволяет неплохо справляться с различными бытовыми приборами и гаджетами. А вот обычные хозяйственные навыки имеются не у всех детей. Родители обязаны учить сыновей и дочерей самостоятельно обслуживать себя и помогать по дому. Пятилетний ребенок должен уметь :
самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать все виды застежек;умываться, чистить зубы, мыться под душем;правильно держать в руках столовые приборы;содержать в порядке игрушки и одежду;выполнять несложные поручения (достать белье из стиральной машины, покормить кошку, полить цветок);иметь элементарные навыки сервировки стола;помогать украшать квартиру к празднику.
Ребенок в 5 лет должен уметь помогать по дому. Задача взрослых – не отвергать его помощь, а всячески ее поощрять, даже если у малыша не все получается.
Изобразительная деятельность
В дошкольном возрасте рисунки детей становятся все более предметными и детализированными. Малыши рисуют животных, людей, природу и окружающие предметы. Кроме того, они могут изображать ситуации из жизни (реальные и выдуманные, делать рисунки к рассказам и фильмам. В 5 лет дети должны уметь :
уверенно пользоваться разными видами рисовальных инструментов (карандаши, фломастеры, краски);нарисовать человека, животное, сделать сюжетный рисунок;соблюдать пропорции на рисунке;рисовать все основные геометрические фигуры, соединять их между собой;лепить фигурки на заданную тематику из пластилина или глины;вырезать ножницами фигуры из бумаги, делать аппликации.
Рисование, лепка, конструирование и другие виды творчества имеют огромное значение для умственного развития дошкольника, поскольку выступают в качестве средства познания окружающего мира.
Логическое мышление
Пятилетние дети уже умеют логически рассуждать и видеть причинно-следственную связь многих явлений. В этом возрасте ребенок должен уметь :
находить лишний предмет в группе подобных и объяснять свой выбор;выделять определенный признак предмета, группировать предметы по этому признаку;придумывать логическое продолжение начатого рассказа;соотносить предметы с геометрическими фигурами, на которые они похожи (книга – прямоугольник, тарелка – круг);дорисовывать недостающие элементы на картинке.
Существует множество игр на развитие логики, которые можно предложить дошкольнику. Они необходимы не только для будущего обучения в школе, но и для лучшего понимания окружающей действительности.
Физическое развитие
В возрасте 5 лет малыш отлично координирует свои движения и держит равновесие. Он становится очень активным, с удовольствием осваивает всевозможные спортивные снаряды. Пятилетка должен уметь :
пробежать расстояние 40–50 метров без остановки;уверенно ходить по гимнастической доске;ловить мяч в воздухе, забрасывать его в цель;прыгать в высоту и длину, перепрыгивать через препятствия;висеть и подтягиваться на шведской стенке, взбираться по ней;прыгать на скакалке.
Детей этого возраста уже можно учить кататься на двухколесном велосипеде, играть в футбол, теннис, хоккей.
Мелкая моторика
Пятилетний ребенок вполне уверенно манипулирует не только крупными, но и мелкими предметами. В этом возрасте он должен уметь делать следующее :
вырезать бумажные фигуры точно по контуру;раскрашивать картинки, не вылезая за контурную линию;ровно складывать бумажный лист в два-четыре раза;переводить рисунки через кальку или копирку;бить молотком по гвоздю;собирать конструктор;завязывать шнурки.
Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на память, внимание и мышление, поэтому данному виду деятельности нужно обязательно уделять внимание.
Что должен уметь и знать ребенок 5 лет по ФГОС
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольник должен иметь следующие знания и навыки:
уметь концентрироваться на выполняемой деятельности;быть активным на занятиях;адекватно реагировать на те или иные ситуации;проявлять любознательность и желание познавать мир;знать основные сведения о себе, своей семье;иметь начальные знания в области математики, чтения, письма;уметь самостоятельно обслуживать себя;знать основные правила безопасности.
Эта небольшая памятка для родителей с минимальным набором необходимых малышу знаний и умений поможет при подготовке к школе.
Отличия в развитии мальчиков и девочек в 5 лет
Пятилетние дети уже четко знают свою половую принадлежность и понимают различия между мальчиками и девочками. Начиная с этого возраста девочки опережают в развитии мальчиков. Этот дисбаланс длится до подросткового возраста, затем исчезает.
Выводы
Пять лет – это период дошкольного детства, в который ребенок активно получает знания из разных областей жизни. У него развиваются познавательные процессы, формируется характер, происходит становление личности.
Если вы хотите подготовить своего малыша к школе и адаптировать к социуму, обращайтесь в наши детские развивающие центры. Грамотные преподаватели помогут раскрыть таланты ребенка, опираясь на его индивидуальные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должен уметь и знать ребенок в 5-6 лет.
Консультация для родителей ...
Что должен уметь и знать ребенок в 6-7 лет.
Консультация для родителей...
Что должен уметь и знать ребенок к трем годам
В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых "почему" и "зачем"...
консультация для родителей "Что должен уметь и знать ребенок 3-4 лет"
в консультации раскрывается программные задачи по всем образовательным областям для детей 3-4 лет...
Консультация для родителей. «Что должен уметь и знать ребенок в 3-4 года?»
Любой из родителей хочет, чтобы его маленький человечек был самым сообразительным, самым способным, самым находчивым, самым умным и еще много разных «самый». Мы стараемся уделять мак...
Что должен уметь и знать ребенок 5-6 лет
Презентация к родительскому собранию...
что должен уметь и знать ребенок к 4 годам
советы для родителей...