Утренник в ДОУ Вопросы родителей Консультация для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сысоева Ольга Геннадьевна

Утренник в ДОУ Вопросы родителей  Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое утренник?

Отвечаем на вопросы родителей.

Что такое утренник? И чем утренник в ДОУ отличается от других форм детского праздника?

Существуют различные формы детского праздника. Это  развлечения и досуги, всевозможные квесты и чаепитие, анимационные программы, и, конечно же, утренники.

Утренник в детском саду — это ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, цели и задачи которых – образовывать, воспитывать и развивать детей. Да, это праздник для ребенка. Мы стараемся сделать их яркими, красочными и веселыми. Но в то же время, именно на утреннике, он узнает, как сочетается его личное удовольствие с выполнением обязательств. Здесь он учится совместной с другими детьми творческой деятельности. Здесь же он узнает о том, что такое сценарий и правила. И, конечно же, здесь он впервые проявляет свои способности и интересы.

При подготовке утренника учитывается и возрастные и психологические особенности детей каждой конкретной группы (для группы, в которой есть легковозбудимые дети,  в сценарий включаются более спокойные игры и танцы).  От этого зависит и структура утренника и количество приглашённых гостей, и выбор героев. Количество песен, плясок, игр, стихов тоже не может быть большим.

Длительность утренника в младшей и средней группах составляет 30—35 минут, в старших группах — 45—50 минут.

По какому принципу определяется дата и время проведения утренника?

Дата проведения утренника определяется в соответствии с планом мероприятий. Утренники всегда проводятся с утра, на то они и утренники, а вот особенности детской психики и физиологии таковы, что они не могут долго испытывать эмоциональные и физические нагрузки, и утренник, каким бы весёлым и интересным он не был - как раз и является такой нагрузкой. Не стоит веселиться до упаду. Добавьте к этому то, что температура воздуха в помещение к концу мероприятия повышается существенно, порой выше 30 градусов (это не шутка).  Попробуйте порезвиться в жару, да в добавок не на свежем воздухе, а в помещение с закрытыми окнами в котором  60 человек (дети + родители) активно дышали последние 40 - 50 - 60 мин.

И снова оговорюсь, мы работаем для детей. Да большинство из вас – работающие, да утром неудобно, но для детей утро - оптимальное время суток. Кто-то может сказать «А вот других детских садах проводят и после обеда» Да, проводят, в комбинатах, в которых больше 10 групп и они чисто физически не могут проводить все праздники утром. Исключение иногда делается для подготовительных групп. По времени в первую очередь проводятся утренники у детей младшего дошкольного возраста, далее по возрастам. Продолжительность праздника (досуга): ясельная группа -  15 минут,

младшая группа -  20-30 минут,

средняя группа - 30 – 35 минут,

старшая группа – 35 - 40 минут,

подготовительная к школе группа -  40 – 50 минут.

Продолжительность программы - это время с момента входа детей в зал до момента их выхода из зала. Помимо элементов, подготовленных приглашёнными артистами, сюда включаются некоторые специфические моменты, баланс которых может существенно повлиять на качество организации и проведения мероприятия. Это:

1.Продолжительность и количество номеров.

2.Стихи.

3.Вручение подарков.

4.Фотографирование.

Также необходимо провести проветривание, потому что утренники могут, идти один за другим. Программа не может быть безграничной, и не потому, что артисты  устали,  а совсем по другим причинам.

Почему на одни праздники приглашают родителей, а на другие нет? 

В нашем детском саду проходят утренники на которые приглашаются родители на усмотрение администрации и музыкального руководителя

«Праздник осени»,

«Новый год» (кроме младшего возраста, так как дети еще не адаптированы к условиям детского сада),

«8 марта» (все возрастные группы);

«Выпускной бал» (только подготовительные группы).

Помимо утренников в детском саду проходят: развлечения, досуги, театрализованные представления, тематические занятия, спортивно - музыкальные досуги, которые проходят без гостей – зрителей.

Как распределяются роли, сольные номера и стихотворения на утреннике? 

        Воспитатели и музыкальный руководитель на свое усмотрение выбирают детей для определенного номера или роли (певческие данные, дикция, чувство ритма, закрепощенность). Так как количество главных ролей, стихотворений ограничено, то воспитатели и музыкальный руководитель по возможности стараются, чтобы ребенок, которому не досталось роли или стихотворения на одном утреннике, получил их на другом. Воспитатели и музыкальный руководитель могут не задействовать ребенка в сольных номерах, если он непосредственно перед утренником не посещал репетиции (как минимум 4 - 5). Это не значит, что ребенок будет просто сидеть на стульчике, он обязательно будет задействован в общих номерах и играх.

Стихотворения и переклички не могут занимать по времени половину утренника, а являются лишь его малой частью. Вот почему не все дети читают стихотворения на утреннике. Чтение стихотворений — это не единственный вид детского выступления. Часто родители огорчаются, что ребенку не дали стихотворение, а ребенок в этом утреннике исполняет танец или песню, участвует в сценке или является ведущим в игре. Это гораздо сложнее и требует более серьезной подготовки.  

Почему не все дети играют роли? И как распределяются по линеечкам в танцах?

Психика каждого человека индивидуальна. Кто - то эмоционально открытый, кто - то стеснительный, кто - то спокойный,  а у кого – то повышенная тревожность и возбудимость. В процессе занятий, наблюдая за тем, как дети играют, поют, танцуют, как отвечают на занятиях, ведут себя в свободной игровой деятельности воспитатели и музыкальный работник могут компетентно подобрать тот вид деятельности,  и то место на площадке во время утренника, где ребёнок будет себя чувствовать наиболее комфортно, раскрывая в полной мере свои способности и возможности. И как бы ни хотелось взрослым увидеть своего малыша в центре праздничного веселья, давайте не будем забывать о том, что сам ребёнок может быть эмоционально не готов стать  главным героем или стоять в первых линиях в танце. Он может стесняться, быть не уверен в  своих умениях и навыках, он будет постоянно оглядываться назад в поисках поддержки друзей, весь праздник не веселится, а сидеть и думать со страхом о моменте своего выхода, и в принципе не будет получать удовлетворения от утренника.

Роль или стихотворение могут передать другому ребенку в случаях, если:

- родители не разучивают с ребенком материал дома, ребенок приходит на репетиции не подготовленным;

 - ребенок готовился, но непосредственно перед утренником заболел. В таких случаях воспитатели вынуждены передать роль или стихотворение другому ребенку и на утреннике будет выступать именно он.

Постарайтесь объяснить ребенку, что он не зря готовился и ему еще представится возможность выступить. После каждого утренника в детском саду устраивается развлечение, без приглашения родителей, на котором те дети, которые не были активно задействованы в утреннике, могут себя проявить.

Какую роль играют родители в подготовке к утреннику?

Одна из главных миссий родителей – это приводить ребёнка на занятия и репетиции.

Утренник для ребёнка – это праздник,  на котором он имеет возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные на музыкальных и других занятиях. Как он поёт, танцует, играет в подвижные игры, не нарушая правил, читает стихи,  владеет игрой на детском музыкальном инструменте, исполняет роль в театрализации. И конечно, это всё невозможно, если ребёнок не посещает, или посещает очень редко музыкальные занятия. Ведь именно на них он овладевает всеми выше перечисленными знаниями, умениями и навыками, знакомится с правилами игр, с правилами поведения на мероприятии. Только тогда ваш ребёнок чувствует себя легко и комфортно на празднике, когда песни, танцы ему знакомы,  когда он знает правила игры, и его растерянность не вызывает смех, а проигрыш в игре не приводит к стрессу, когда он легко ориентируется в пространстве зала и ходе утренника, понимая и зная, где и когда ему надо оказаться во время  праздника.

Родители разучивают и повторяют слова и репетируют роли дома, чтобы ребенок более комфортно чувствовал себя на репетициях, а в последствии, и на утреннике. По желанию и возможности помогают в подготовке костюмов, декораций, атрибутики. Поддерживают положительный эмоциональный настрой ребенка; напоминают правила поведения на утреннике.

Почему важно присутствие родителей на утреннике?

Для ребенка принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек, чье мнение для него очень важно. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка. Ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте! Ребенок будет ждать, постоянно смотреть на дверь, откажется выступать, и утренник пройдет мимо него.

Почему нужна сменная обувь, а не бахилы?

Во-первых, утренник — это достаточно долго, бахилы ненадежные, они рвутся и на полу или коврах в группе и зале остается грязь. Бахилы нужны, когда вы на короткое время забежали в детский сад. Во-вторых, когда родители выходят в общий хоровод или для участия в конкурсе, очень не эстетично выглядят нарядные платья рядом с синими медицинскими бахилами. Подумайте, как вы будете выглядеть на фотографиях и видео?

Почему так важно участие родителей в конкурсах и совместных номерах?

Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Родителям предлагают поучаствовать в конкурсах, музыкальных номерах, играх. Не отказывайтесь от участия! Дети гордятся выступлением своих родителей. Да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго став ребенком.

Почему у ребенка на утреннике должны быть чешки, а не туфли или иная обувь?         

Одним из видов деятельности на утреннике являются музыкально-ритмические движения. По методике дети должны выполнять эти движения в чешках. Цвет не имеет значения.

Отдельно стоит вопрос красоты: дети в разношерстной обуви (туфлях, кроссовках, кедах) выглядят не эстетично.

Как правильно выбрать одежду для утренника?

Прежде чем покупать наряд ребенку, уточните у воспитателя тематику праздника и рекомендации музыкального руководителя. Если утренник подразумевает карнавал, то можно подобрать костюм какого-либо героя. В иных случаях выбирайте классический вариант наряда. Наряд должен быть по возрасту (платье с декольте на девочке 4 лет смотрится более чем сомнительно); удобным, не сковывающим движение во время танца или игр,  элементарно в нем должно быть удобно сидеть на стуле. Вариант одежды на утренник для мальчиков: классическая белая (светлая) рубашка, возможно на выпуск, что бы ребёнок не заправлял её выбившиеся края во время активной деятельности, в брюки,  классические черные брюки, бабочка или галстук, жилет. Для девочек уместно нарядное платье. Цвет платья должен учитывать тематику утренника. Например, девочка, танцующая танец снежинки в черном платье - это оригинально, но не для детского сада. Платье не должно содержать деталей декора, которые могут легко отклеиться или оторваться. Прическа должна быть аккуратной и не мешать движениям, так как на утренниках дети играют в подвижные игры. Распущенные волосы – не безопасно на утреннике.  В костюме не допускаются маски, которые закрывают лицо ребенка.

Почему ограничивается количество приглашенных на утренник?

К сожалению музыкальный зал не безграничен.  Если в группе 30 детей и к каждому из них на утренник придет хотя бы один гость, то это 30 взрослых. Прибавьте сюда воспитателей, музыкального руководителя, героев, администрацию детского сада, ведь утренник – это еще и наша отчетная работа. Часто родители приглашают еще видео оператора  и (или) фотографа. Зал физически не может вместить большое количество гостей. В зале становится душно, потому что мы не может проветривать помещение в присутствии детей. И дети, и взрослые чувствуют себя не очень комфортно. Поэтому мы просим родителей ограничить количество членов семьи, присутствующих на утреннике. Конечно, любимым бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам, тетям и дядям трудно отказать. Предложите им альтернативу – они смогут посмотреть утренник на видео. Договоритесь на родительском собрании о том, кто будет вести фото- и видеоархив группы. Тогда вы сможете показать утренник своего ребенка всем родственникам и друзьям.

 Отдельно хочется коснуться вопроса о присутствии маленьких гостей - братиков и сестричек. Малыши не совсем понимают, куда они пришли и зачем: могут капризничать, пытаться выбежать к братику или сестренке, а это отвлекает и детей и взрослых от праздника.

Как правильно организовать фото - и видеосъемку утренника?

Всем родителям хочется запечатлеть своего ребенка на утреннике во всей красе. И зачастую они увлекаются фотосъемкой, забывая, что пришли на утренник, а не на фотосессию.

Пожалуйста, помните, что: нельзя выбегать в зал в процессе утренника, чтобы сфотографировать ребенка. Дети отвлекаются на фотовспышки, начинают позировать, забыв про действие. Мы всегда стараемся оставить время на фотографию с героями после утренника. Но учитывайте, что этого времени может быть совсем немного. Бывает, что в один день проходит несколько утренников подряд, а между утренниками обязательно нужно проветрить помещение. Активно фотографируя своего ребенка, вы можете мешать другим родителям смотреть утренник; размещая штатив или выбирая более удобное место для съемки, уточните у музыкального руководителя, не будет ли ему это мешать при проведении утренника. Аналогично следует поступить в случае, когда вы приглашаете фото (и) или видео оператора на утренник.

Что не рекомендуется или категорически нельзя делать на утреннике?

Постарайтесь не опаздывать. Если все-таки это произошло, постарайтесь войти зал, не привлекая внимания, и займите любое свободное место, не мешая другим зрителям.

Нельзя приходить на утренник в верхней одежде и грязной обуви.

Нельзя пользоваться сотовыми телефонами. Это некорректно и не вежливо по отношению к детям, педагогам и другим гостям.

Нельзя выбегать в зал во время утренника. Даже, если вы увидели, что у ребенка что-то развязалось или отклеилось.

Нельзя привлекать внимание ребенка жестами и выкриками, вставать с места и переходить с одного места на другое во время выступления детей.

Нельзя разговаривать и шуметь. Разговоры и шумы отвлекают детей, мешают педагогам и гостям. Потерпите до окончания утренника, и вы все сможете обсудить вне зала, никому не мешая.

Несоблюдение этих элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия.

Надеемся, что наши ответы и рекомендации будут полезны. Большое спасибо, за вопросы, и ждём новых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТИ, КОТОРЫХ НЕ ПОНИМАЮТ РОДИТЕЛИ - консультация для родителей

ДЕТИ, КОТОРЫХ НЕ ПОНИМАЮТ РОДИТЕЛИ - консультация для родителей...

Работа с родителями Консультации для родителей «Кризис трех лет»

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерян...

Работа с родителями Консультации для родителей о Правилах Дорожного Движения

Консультация о Правилах Дорожного Движения Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движен...

Работа с родителями. Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Консультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Работа с родителями Консультации для родителей Консультация "Если ребёнка ужалила пчела"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "Если ребёнка ужалила пчела"Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще,...

Работа с родителями Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...