Лето с логопедом
консультация

Степоненкова Светлана Александровна

Дано описание игр и упражнений, в которые можно играть с ребенком в летний оздоровительный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leto_s_logopedom.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://хайлайт42.рф/assets/images/008.jpg

«ВОТ ТАКОЕ ПОЛЕЗНОЕ ЛЕТО…» 

(советы логопеда заботливым мамочкам)

Родители дошкольников с проблемами в речевом развитии хотят, чтобы у детей была не только хорошая и правильная речь, но и... ЧУДЕСНОЕ ЛЕТО!

Какое бы чудесное время года не ожидало нас впереди, начать придётся с грустного. По данным статистики, современные дети говорят все хуже и хуже. Беда сегодняшних малышей - общая слабость речевого аппарата, его вялость. Этому есть несколько причин:

  1. Большая часть сегодняшних мам рано заканчивает кормить детей грудью, либо не кормит ею малышей совсем. Ребенок не успевает «насосать», наработать соответствующие мышцы, ведь при сосании активно работает кончик языка - самый главный участник речевого процесса.

 Поскольку все последние десятилетия нарастала тенденция - как можно раньше приучать детей к чашке и ложке, то малыш не только грудь, но и бутылочку не успевал пососать как следует. Пустышку тоже многие не одобряют, а напрасно. Сосание - слишком важный для ребенка процесс, его недостаток может иметь самые разные негативные последствия - эмоциональные и логопедические. Но во всем нужно знать меру! Сосание соски в 3 года тоже будет иметь негативные последствия.

  1. Изменение характера питания детей старше года. Наши дети сегодня питаются не так, как 20 лет назад. Растворимые каши, йогурты, бананы, овощные и фруктовые пюре, свежий белый хлеб и сдобное растворяющееся печенье - эта пища не полезна ребенку с точки зрения логопеда: дети не жуют и не грызут. Они не тренируют мышцы артикуляционного аппарата.

Стоматологи говорят об этом же: детским челюстям не хватает нагрузки. Дети перестали грызть морковь, капустные кочерыжки, яблоки, сухари. Чего нельзя сказать о жевательной резинке - ее дети жуют исправно. Однако, если она доброкачественная, без вредных добавок – хорошо, пусть «накачивают» жевательные мышцы.

  1. Аномалии в строении речевого аппарата, в том числе генетически обусловленные.

У врачей - ортодонтов сегодня много работы: процент детей с такого рода дефектами, к сожалению, увеличивается. Например, такая особенность строения, как высокое небо, отражается на произношении звуков [Р] и [Л]. Короткая уздечка затрудняет произношение шипящих и свистящих. Кстати, часто ортодонты рекомендуют подрезание уздечки без логопедического обследования. Однако, прежде чем идти на операцию, покажите ребенка логопеду. Если кончик языка малыша достает до альвеол - ничего резать не нужно, здесь помогут упражнения. Есть и другие анатомические особенности, затрудняющие произношение тех или иных звуков: толстый или длинный язык, неправильный рост зубов, слабая нижняя челюсть. В каждом случае должен быть индивидуальный подход.

Профилактика - лучшая тактика.

 К четырем с половиной - пяти годам ребенок должен произносить правильно все звуки. Большинство детей - 60-70% - приходят к этому сами. Остальным необходима помощь.

 Глядя на новорожденного, нельзя сказать, попадает ли он в эти 60-70%. Задача родителей - создать для ребенка все условия, чтобы он был успешен, а именно: по возможности кормить до года грудью, купить всевозможные игрушки, которые можно грызть, давать только твердые пустышки, обеспечить здоровое питание в соответствии с возрастом. А еще - играть. Играть много и с пользой для развития речи.

Тренируем небную занавеску

 Тренировка начинается задолго до всех других упражнений - как только ребенок появляется на свет и издает свой первый в жизни крик. Вот это самое «а-а-а!» и есть тренировка небной занавески. Этот крик очень важен, он – показатель здоровья, нормального развития. Малыш, который мало кричал, может в дальнейшем иметь проблемы с речью.

 Небная занавеска бывает слабой по разным причинам. Например, от ангины. Так что упражнять ее приходится иной раз и большим детям. Если ее не тренировать, воздух будет уходить в нос и голос получится гнусавым.

 Конечно, родители не жалуются на недостаток крика в доме. Ребенок - будь то младенец или дошкольник - с помощью крика борется за свои права, тем самым тренируя небную занавеску. Но если малыш тихий и не скандалист по натуре - пусть тогда больше поет. Приучать ребенка петь нужно как можно раньше.

 Большинство детей с восторгом поддержат такую инициативу. Не все имеют от природы хороший слух и приятный голос. Но пока ребенок маленький - это его не смущает. А родителей тем более не должно беспокоить - это же тренировка, а не сольный концерт.

 Еще для небной занавески полезно пить маленькими-маленькими глоточками, например, росу с листьев или хотя бы воду из пипетки.

«Раскатать губу».

Первое упражнение для губ - это сосание. Будем считать, что с этим мы разобрались. Теперь о других.

 Маленьким детям очень нравится ощущение вибрации губ, и часто они сами изобретают этот звук, похожий на моторчик или на то, как останавливают лошадь: «тпру». Если малыш этого не делает, попробуйте его научить. Для этого издавайте этот звук, приближая губы к его щеке или ладошке, чтобы ребенок почувствовал вибрацию.

 С ребенком постарше можно заняться игрой на музыкальных инструментах. Конечно, пианино и скрипка для этого не нужны. От покупных свистулек и дудок у вас быстро разболится голова, а музыка, о которой идет речь, обычно не надоедает. Звук моторчика годится для маршей. Лирические мелодии хорошо исполнять на расческе. Если сложить губы буквой О, вложить в отверстие мизинец и быстро вибрировать им, произносится этот самый звук, «заиграет» балалайка. Возможно, Вы сами дополните этот список, ведь фантазия человеческая, а уж тем более родительская - неиссякаемая.

«Дунь-ка!»

 Большинство упражнений, связанных с управлением направленной воздушной струей, тренируют губы и небную занавеску. Надувайте с детьми шарики, пускайте мыльные пузыри, сдувайте пух с одуванчика, отклоняйте и гасите пламя свечи или спички. Такого рода упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях, великое множество. Пустите в таз с водой кораблик, положите на гладкий стол шарик для пинг-понга, и пусть ребенок дует, гоняет их - один или соревнуясь с кем-то. Если он не любит пенку на молоке - пусть сдувает ее, а не вытаскивает. Это намного полезнее и интересней.

 «Так-так-так» - строчит пулеметчик.

 Теперь во дворах уже этого не услышишь. «Др-д-д-д-д! Тах! Тах!», «Тиу, тиу, пх-х-х - попал!» - вся эта «музыка» войны ушла в прошлое с появлением громко стрекочущих автоматов и прочего современного игрушечного оружия. Как бы мы к этому ни относились, ясно, что мальчишки лишились замечательного упражнения. Ведь даже самый маленький вояка, едва научившись ходить, уже пытался делать «бах-тах-тах!». И эти энергичные звуки, безусловно, шли ему на пользу.

 Если вам неудобно выпускать современного ребенка во двор с деревянным ружьем, то уж дома-то никто не мешает отказаться от «озвученных» игрушек и как можно больше звуков воспроизводить самим: вот мотор не заводится, вот машина буксует, летит самолет, строчит пулемет...

Все эти «д-д-д-д-д!» - хорошие упражнения для языка, а вообще-то упражнений для языка не так уж и много можно придумать.

  • Не нравится из пулемета стрелять - можно еще жевательную резинку изнутри по передним зубам размазывать. Тоже кончик языка укрепляет.
  • Можно язык складывать трубочкой и друг другу показывать, сдувать лепестки с ладони.
  • Можно «крышу красить» - проводить по небу взад-вперед кончиком языка.
  • А можно этот кончик вставлять в горловину пузырька и дуть, чтоб гудело.
  • Хорошо еще варенье облизывать с верхней губы.

Все это полезно проделывать с дошкольниками независимо от того, как у них обстоят дела с речью. Если ребенок в положенный срок сам заговорит правильно - считайте, что вы хорошо поработали. Если все же придется идти к логопеду - знайте, что вы уже много сделали для того, чтобы облегчить ему задачу.

Упражнения рекомендуются веселые. Так что, если Вы будете выполнять их вместе с ребенком, - точно не соскучитесь!

ХОРОШЕГО ВАМ И ПОЛЕЗНОГО ЛЕТА!

Статью подготовила учитель – логопед Степоненкова Светлана Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям на лето от логопеда

Консультация для родителей. Рекомендации родителям на лето от логопеда...

Папка-передвижка "Вот оно какое наше лето" (советы логопеда по развитию связной речи в условиях ее общего недоразвития в летний период).

В папке представлен материал по развитию связной речи на основе представлений о реальной картине мира....

Занятия с ребенком летом. Рекомендации логопеда.

Рекомендации учителя-логопеда на тему: "Занятия с ребенком летом в домашних условиях"....

Рекомендации на лето от логопеда.

В данной публикации представены игры, в которые можно поиграть с ребёнком, во время летних каникул, или просто в долгом перерыве между занятиями....

Лето - рекомендации логопеда.

Рекомендации логопеда на летний период....

Домашнее задание на лето от логопеда

Представленные упражнения способствуют закреплению правильного произношения звука РЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Помогут родителям провести занятие с ребенком интересно и эффектив...

Домашнее задание на лето от логопеда № 2

Представленные упражнения, задания сапсобствуют автоматизации звука Л в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях....