Консультация для родителей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в семье"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

В консультации даются сведения о том, какая должна быть связная речь у дошкольника, о формах связной речи, условиях, методах и приёмах её развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.В.Шашкова

учитель-логопед МАДОУ

«Детский сад №18»

 

Консультация для родителей

 

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в семье»

 

Речь представляет собой средство общения. Посредством речи люди делятся друг с другом своими мыслями. Им было бы трудно достичь взаимного понимания, заниматься какой-либо совместной деятельностью, если бы не было речи.

Если у детей встречаются различные нарушения речи, это может привести к появлению трудностей в общении, сделать ребенка застенчивым, неразговорчивым или нерешительным.

Умение правильно говорить играет весьма важную роль в жизни ребенка. Как правило, в повседневной жизни дети говорят достаточно много. Однако могут возникнут проблемы, когда предлагается пересказать сказку или рассказ, либо поделиться своими впечатлениями о каком-либо пережитом событии. Ребенку может оказаться непросто вычленить главное, описать сюжет, обозначить основные действия или главных героев. Нередко дети испытывают трудности, когда нужно задать конкретный вопрос или дать на него конкретный ответ.

 

Современный ребенок к окончанию дошкольного детства должен хорошо владеть родным языком. Ему необходимо правильно произносить все звуки, а также сложные слова, последовательно и полно излагать мысли, иметь навыки пересказа, быть способным с достаточной точностью описывать происходящие с ним события.

Владение связной речью предполагает наличие большого словарного запаса, знание языковых норм и основных законов. Также для ребенка важно последовательно, связно и полно воспроизводить содержание предложенного текста.

 

Можно выделить следующие формы связной речи:

  • диалогическая, при которой разговор ведется между двумя или большим количеством людей;
  • монологическая, когда говорит только один человек.

Каждая из указанных форм имеет определенные особенности.

В ходе использования диалогической речи нередко имеют место односложные или неполные ответы.

В детских дошкольных учреждениях развитию связной речи уделяется много внимания, однако педагогам достаточно сложно обойтись без участия и помощи родителей воспитанников.

 

 

Среди условий развития ребенка, требующих решения в дошкольном учреждении и семье, можно выделить следующие:

Важность обучения ребенка слушанию. При этом необходимо не просто призывать детей слушать определенные вещи, но предлагать доступные и интересные книги, читать их детям внятно и выразительно, чтобы повысить таким образом интерес к получаемой информации.

Формирование интереса детей к произведениям художественной литературы.

Различные внешние эффекты (знание ребенком букв, умение читать и писать) не должны иметь основополагающее значение. Нередко подобная спешка может повлечь за собой значительные сложности, которые будут влиять не только на ребенка, но и на его родителей и педагогов. Причина заключается в том, что как речевое, так и языковое развитие ребенка должно быть связано с его возвратными возможностями. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, влияющие на весь ход обучения.

 

Навыки связной речи, полученные в детском саду, обязательно должны быть закреплены в семье. С этой целью родители могут использовать следующие методы и приемы:

1) составлять рассказы по предложенным сериям картинок (три и более иллюстраций);

2) составлять связные рассказы по имеющимся в семье фотографиям (это могут быть рассказы о совершенном путешествии, важных событиях в жизни ребенка и пр.);

3) работа с книгой (перед тем, как начинать читать новую книгу, нужно внимательно рассмотреть ее вместе с ребенком, в дальнейшем спросить, о чем именно идет речь в книге, кто является главными героями, какие описываются события и т.д.).

 

Родителям следует как можно чаще играть с детьми в игры, позволяющие развивать фантазию, мышление и речь. Это связано с тем, что в дошкольном детстве игра представляет собой ведущую детскую деятельность. Играя, детям проще познавать многие вещи, даже те, которые могут составлять определенные сложности для восприятия и запоминания. Если ребенок просит поиграть с ним, не нужно ему отказывать. Совместная игровая деятельность будет не только полезна детям, но и родители непременно получат от нее удовольствие и радость, смогут оживить свои интересы, научиться еще лучше владеть бесценным даром русского слова.