Консультация для родителей по ВОВ
консультация (подготовительная группа)

Как рассказать ребенку о войне, чтобы не напугать его и не травмировать его пока еще не окрепшую детскую психику?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_vov.docx524.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как рассказать ребенку о войне?»

Все дети играют в «войнушки», стреляют из игрушечных автоматов, прячутся в «засадах», но настоящая война – это кровь, смерть, страдание, страх. Рано или поздно детям о войне приходится рассказывать. Почти ни в одной семье не осталось дедушки, который на 9 мая, надев ордена, расскажет внукам о войне, увиденной своими глазами. Или бабушки, что с гордостью покажет полуистлевшие письма с фронта и поделится, как выживали, как верили, как ждали своих с победой. Теперь это должны делать мы, родители.  Ведь мы хотим, чтобы наши дети помнили героическую историю своей Родины, помнили подвиги своих прадедов. И 9 мая – такой особенный день, когда можно и нужно поговорить об этом.

Как рассказать ребенку о войне, чтобы не напугать его и не травмировать его пока еще не окрепшую детскую психику?

Конечно, все зависит от возраста ребенка и от его интереса к теме. Ведь у детей может возникнуть множество вопросов: «Мама, что это за праздник «День Победы», какой победы, кто кого победил? А что такое война? Почему она называется Великая Отечественная? С кем воевали и зачем? Почему люди вообще воюют?»

Почему люди воюют?

Этот вопрос наверняка задаст в первую очередь любой думающий ребенок. И продолжит: «неужели все немцы плохие?». Вам следует объяснить малышу, что в мире есть много стран и там живут очень разные люди. У каждой страны есть свои правители, и не всегда они бывают порядочными и справедливыми. Когда у власти оказываются плохие люди, они начинают творить плохие дела – например, воевать. Стоит объяснить также, что для обычных людей Германии Вторая мировая война стала такой же бедой, как и для людей нашей страны.

Почему это важно для меня и моей семьи?

Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше. Но наверняка в вашей семье были родственники, которые воевали на фронтах или работали в тылу, приближая День Победы. Прекрасно, если дедушка, бабушка, прадед или прабабушка смогут рассказать вашему чаду об этих страницах нашего прошлого. Но даже если в живых не осталось никого из родственников – свидетелей тех страшных и героических событий, вы можете и должны познакомить своего ребенка с собственной семейной историей. Показывайте ему пожелтевшие фотографии, рассказывайте о том, как ваши (а значит, и его!) предки боролись с фашистами, показывайте награды и семейные реликвии, связанные с Великой Отечественной войной.  Помогите маленькому гражданину ощутить себя частью великой истории, наследником тех людей, которые не побоялись, выстояли, победили.

Первое правило для родителей: разговор о войне с ребенком - это честный и искренний разговор, ведь дети Вам доверяют.

Начиная разговор о войне, попробуйте спросить у своего ребенка, как он думает, что такое «война».

В разговоре с совсем маленькими детьми не рекомендуется рассказывать обо всех ужасах, лучше сконцентрировать свое внимание на основных понятиях о войне, не вдаваясь в подробности. Расскажите ребенку о том, что война - неизбежное событие на протяжении всей истории человечества. Причины для начала войны могут быть разными. Одни нападают, другим приходится защищаться, но при этом страдают все.

Ребенок может задать вопрос: «Кто и почему нападает, а другие защищаются?». Здесь хорошо бы почитать сказку и на примере сказочных героев рассказать о войне.

Потом уже можно рассказать и о Великой Отечественной войне – рассказать так, чтобы ребенок почувствовал в первую очередь гордость за свою страну и радость победы, а не страх перед ужасами войны.

Самое ценное, что могут сделать родители, это донести до сознания ребенка, что мир лучше любой войны».

Очень важны для детей и визуально-тактильные ощущения. Ребенку можно показать старые фотографии участвовавших в войне членов семьи, их ордена и письма, рассказать их истории. Есть и другие вещи – живые свидетельства прошлого, которые могут пробудить у ребенка гордость за свою страну: памятники боевой славы, вечный огонь, парк Победы. Прежде чем вести туда ребенка – прочитайте их историю, чтобы было о чем рассказать.

Большое впечатление могут произвести песни военных лет, стихи про войну. Мальчика наверняка заинтересует и парад военной техники.

Прекрасно, если вы отправитесь с ребенком в военный музей и позволите ему пощупать там жесткую шинель или щербатую солдатскую кружку. Попробуйте вместе представить, каково было защитнику Родины спать в холодном блиндаже, укрывшись одной такой шинелью, или пить из кружки кипяток, чтобы хоть как-то согреться.

И, конечно, в День Победы сходите к могиле Неизвестного солдата. Положив яркие цветы на блестящий гранит, ребенок наверняка осознает, как это важно и нужно для всех нас – чтить память о подвиге наших предков. А если вы знакомы с ветераном войны – непременно поздравьте его вместе с ребенком, подарите цветы и открытку, сделанную собственными руками.

И конечно, незаменимую помощь окажут книги и фильмы. Детям наиболее близки и понятны будут произведения про участвовавших в войне детей или написанные от лица детей. Есть и совсем простые рассказы для детей от 4-5 лет, например, «О блокадном Ленинграде» или Л. Кассиля «О мальчике Тишке и отряде немцев», К. Паустовского «Стальное колечко», «Похождения жука-носорога».

С фильмами о войне дело обстоит несколько сложнее. Визуализация войны, стрельбы, убийств всегда воспринимается более глубоко и эмоционально, чем чтение или рассказ, так что необходимо учитывать возраст и впечатлительность вашего ребенка. Кроме того, старые фильмы о войне – в основном черно-белые и вряд ли надолго задержат внимание ребенка, новые – наоборот, чересчур уж зрелищные. В любом случае, сначала посмотрите фильм сами и убедитесь, что он будет понятен ребенку и не содержит особо пугающих сцен. Главное, избегать кровопролитных сцен при просмотре с самыми маленькими.

Однако не стоит перебарщивать и с героической “составляющей” войны. Ребенок должен понять, война – это плохо и страшно, что все нормальные люди боятся войны и хотят жить в мире. И о войнах нужно помнить в первую очередь для того, чтобы не допустить новых.

Самые распространенные ошибки в беседах о войне:

1. Не пытайтесь «вылить» на ребенка сразу всю возможную информацию. Она должна быть строго дозированной в зависимости от его возраста и подготовленности. По мере взросления малыша вы сможете рассказать ему больше.

2. Очень важна умеренность в описании ужасов войны. 

К примеру, не стоит подробно расписывать дошкольникам, что творилось в концлагерях или в блокадном Ленинграде. Тем самым вы только дадите им повод для ночных кошмаров.

3. Не стоит лгать и умалчивать. 

Вполне возможны вопросы, в особенности от детей постарше, почему фашистские войска так легко прошли глубоко на территорию нашей страны и даже едва не захватили Москву. Придется поговорить с ребенком и о том, что творилось в те годы в Советском Союзе и почему наша армия оказалось не подготовлена к войне.

4. Настройтесь на эмоциональную искренность. 

Признайтесь ребенку, что вам нелегко рассказывать о войне и что это вообще сложная тема. Но вы постараетесь объяснить все правильно…  А признание мужественного папы в том, что он боится войны, и совсем ее не хочет, произведет гораздо больший эффект, чем все «воспитательные речи» вместе взятые.

Война — это всегда трагедия для целого народа, которая влечет за собой человеческие жертвы. В разговоре с ребенком о войне тема смерти тоже может всплыть. Как говорить на эту тему с ребенком, рассказала детский психолог Елена Макаренко: «Есть возраст, когда с детьми уже можно говорить о смерти, — это 5-6 лет. Обсуждение такой темы в таком возрасте - это норма физиологического развития. В каждом возрасте появляются свои страхи и свои вопросы, поэтому сейчас ребенку нужно рассказать то, о чем он просит. Рассказывать о смерти можно лишь тогда, когда ребенок начинает задавать вопросы, но понятным и не страшным для него языком. Если ребенок не спрашивает, значит ему это еще неинтересно, и заводить эту тему самостоятельно не стоит. Например, на вопрос, почему умерла бабушка (такое, к сожалению, случается), достаточно сказать, что она была старенькая. Если начать вдаваться в подробности, говорить о больном сердце бабушки, её плохом здоровье, малыш будет примерять всё на себя. Каждый раз, когда у него будут какие-то ощущения в области сердца, он будет думать, что скоро умрет. Успокаивайте ребенка, говорите, что люди умирают, когда становятся очень-очень старенькие. Ни мама с папой, ни, тем более, малыш еще долго не умрут, потому что молодые и здоровые».

Мирного неба Вам!

C:\Users\User\Downloads\Lgotyi-veteranam-VOV-2017-...jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...