Памятки и рекомендации родителям будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа)

Анпилова Олеся Алексеевна

Поступление в школу - чревычайно ответственный момент для ребёнка.Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ.Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённостьв игру сменятся жизнью. наполненной мноеством требований, обязанностей и ограниений теперь ребёнок доолен каждый день ходить в школу, сисстематмески и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообраным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем. что определено школьной программой,добиваться хороши результатов в учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_pervyy_klass_.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки и рекомендации родителям будущих первоклассников

           Поступление в школу - чревычайно ответственный момент для ребёнка.Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ.Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённостьв игру сменятся жизнью. наполненной мноеством требований, обязанностей и ограниений теперь ребёнок доолен каждый день ходить в школу, сисстематмески и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообраным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем. что определено школьной программой,добиваться хороши результатов в учёбе.

          Готов ли ребёнок к учёбе в школе, можно определить по таким признакам:

  • Сильное желание учиться и посещать школу( созревание уебного мотива);
  • Достатоно широкий круг знаний об окружающем мире;
  • Способность к выполнению основных мыслителтных операций;
  • Достижение оппределённого уровня физической и психологической выносливости;
  • Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
  • Определённый уровень речевого и коммуникативного развития.

          Психологическая готовность к школе формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образовванием . вклщающим интеллектуальную, личностную,социально-психологическую и эмоционально- волевую готовность.Но далеко не все дети быват подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность.

Мои рекомендации помогут подготовить детей к школе и подскажут, как смягчить период школьной адаптации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ  

          Психологическая готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование. Каждый из компонентов является необходимым и требует учёта в процессе подготовки ребёнка к систематиескому обучению в школе.

Школьная незрелость определяется не обим отставанием в равитии, а а частичной незрелсстьодного или  нескольких  компонентов психологической готовности к школе.Большая часть первоклассников готовы к школьному обучению , но тем не менее у них неравномерно развиты отдельные психические функции.

ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ

          Учителя часто жалуются на инфатильность детей,на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов.Такие дети обычно воспринимат только игровые ситуации, они не приуены ограниивать свои елания , преодоевать трудности, их поведение носит  импульсивный хараактер. 

          Учение требует постоянных усилий , необходимости сдерживать , контролировать своё поведение, заниматься деятеельность, которая не всегда нравится.Всё это может явиться причиной негативного отношения к школе.

          В связи с этим одним из важныхх условий благополучного наалоаобуения в школе , одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть сформированность школьной мотивации.Она включает в себя:

  • Наличие познавательных интересов ( ребёнку нравится чтение книг, ршение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам  деятельности;
  • Эмоционально-благополучное отношение к школе.

          Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать , в первую очередь думайте не о том , как заставить, а о том, как заинтересовать.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  • Предоставляйте детям больше самостоятельности.Пусть ребёнок делает "Открытия" сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  • Пусть ребёнок оущает свои успехи, достижения.Отмечайтеего №"рост", терпение, старание.
  • Очень важны интонация, эмоциональная окраска, выскаывания, обраённого к ребёнку.
  • Давая негативну оценку действиям ребёнка,нельзяговорить:"Ты не умеешь строить, рисовать...".В этих случаяххх ребёнок не моет соххранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
  • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка.Старайтесь не сравнивать его с ддругими деетми- только с ним с  самим.Например:"Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее , чем вчера!"Такой подход будет ориентировть вашего малыша на собственное совершенствование.
  • Родители должны создавать такую систему  взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму).Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
  • В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ

          Для успешной адаптации к школе, педагогам и родителям необходимо развивать у детей умение жить в обществе сверстников , уметь отзываться на чужие переживания, то есть  стать социально и эмоционально компетентным.

          В основе социального развития ребёнка лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил : с одной стороны, ребёнку неоходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой - нормы и правила общения с другими людьми.Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражащимися на поведении ребёнка.Но под воздействием целого ряда негативных факторов ( нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психоогический климат...) у ребёнка формируются принаки социально-эмоционального неблагополучия,а это оказывает регрессирующее воздействие на процесс развития.

          Формирование у детей умения преодолевать своё неблагополучие происходит в деятельнности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

  • Удовлетворяйте естественну потребность ребнка в обении(по возмоности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
  • Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры.У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
  • Стимулируйте участие ребёнкав коллективных делах. играх.
  • Поощряйте ролевые игры, в которых равиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться ( умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём).
  • Приучайте ребёнка признаваться и адекватно выполнять пправила, предложенные взрослым.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

УЧИТЕ РЕБЁНКА:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и разлиия.
  • Описывать различные свойства окружащих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы. группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ

  • Все свойства внимания значительно развиватся в результате упражнений:
  1. выкладывание узора из моаики;
  2. выкладывание фигуры из палочек пр образцу;
  3. исключения лишнего;
  4. нахождения различий в двух похожих картинках;
  5. нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
  6. нанизывание бусинок по образцу;
  7. срисовывание по клеточкам;
  8. нахождения одной буквы в газетном тексте ( при повторе упражнения количество отмечанных букв за единицу времени увеличивается).
  9. При выполнении задания не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные способности и темп деятелььности, в котором он работает.
  10. Устраните отвлекающие факторы.

   РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ  ПАМЯТИ

  • Проконтролируйте,чтобы тот материал. который запоминает ребёнок, был ему понятен.
  • Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки,так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребёнка той информацией , которую он изучает, так как высокая мотивация изучения оказывает очень большое влияние на память.
  • При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

НАУЧИТЕ РЕБЁНКА:​​​​​​​

  • ​​​​​​​Различать цвета и их оттенки.
  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
  • Делить геометрические фигуры на 1,4 равные части.
  • Сравнивать предметы по велиине  (длине, ширине, высоте)
  • Выражать словами , какой предмет больше (меньше). длиннее корое), выше(ниже), шире(уже).
  • Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
  • Имерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
  • Различать и называть части суток,их последовательность.
  • Понимать начение слов вчера, сегоня, завтра.
  • Знать дни недели, месяцы года.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • ​​​​​​​Научите различать правую и левую руку, постепенно перенося понимание "правого"- "левого" на окружающее пространство.
  • Учите детей выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим преметам.
  • Научите ориентироваться на листе бумаги(что находится вверху, справа, слева).
  • Познакомьте ребёнка с частями сутк, их последовательностью, днями недели и их последовательностью, названиями месяцев года.
  • Научите ребёнка свободно ориентироваться в малом пространстве - комнате, квартире.Для того, чтобы ребённок уверенно чувствовал себя в шкое, он должен хорошо ориентироваться и в большом пространстве.Он должен уверенно отвечать на следующие вопросы:
  1. в каком городе (посёлке) ты живёшь?
  2. наови свой адрес.На каком этаже ты живёшь?
  3. Сколько этажей в вашем доме?
  4. Сколько этажей над вашей квартирой?
  5. Сколько этажей под вашей квартирой?
  6. Какие улицы находятся рядом с домом?
  7. Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?
  8. Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?
  9. Какие магазины, учреждения находятся у вашего дома?
  • Ваш ребёнок должен знать наиболее безопасный путь в школу, на игровую плщадку, в магазин и при этом выполнять правила дороного движения.
  • Обратите внимание вашего ребёнка на наиболее часто встречающиеся дорожные знаки ( переход, остановка, светофор и др.)

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

          НАУЧИТЕ РЕБЁНКА:​​​​​​​

  • Разминать пальцами тесто, глину,пластилин, лепить что-нибудь.
  • Наниывать бусинки , пуговки н нитки.авязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ноницами (желательно небольшого рамера).
  • Конструировать из бумаги("оригами"),шить, вышивать,вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • аниматся на домашних снарядах, где требуется ахват пальцами (кольца, перекладина и др.).
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Делать пальчиковую гимнастику.

КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ 

(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

  1. Прежде всего нужно помнить. что кризисы - это временные явления , они проходят , их нужно пережить, как любые другие болезни.
  2. Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подуматьь о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребёнку болше свободы и самостоятельности.
  3. Измените своё отношение к ребёнку, он уе не маленький, внимательно относитесь к его мнениями и  суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон прикаа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять , а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.
  5. Если Ваши отношения с ребёнком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое - то время отдохнуть друг от друга:отправьтеего к родственникам на нескольео дней , а к его возвраению примите твёрдое решение не кричать ине выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как моно боьше оптимизма и юмора в общении с детьми , это всегда помогает!

УЖЕ ШКОЛЬНИК

          Наиболее трудным для ребёнка является период адаптации к школе, как долго он продлится , зависит от его индивидуальных особенностей. Впечатлительные , эмоциональные ,застенчивые дети нуждаются в особых условиях, часто в эту категорию попадают и домашние дети, которые привыкли быть в центре внимания любящих взрослых.

          Процесс адаптации в каждом отдельном случае будет различным.Выраженность и длительность процесса зависят от состояния здоровья детей.Легче переносят период поступления в школу и лучше справлятся с умственной и физической нагрузкой дети здоровые, с нормальным уровнем функционирования все систем органима и гармоническим физическим развитием.

          Большая часть детей адаптируется к школе в теение первых двух месяцев обучения.

          Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, они не могут принять ситуацию обучения , общения с учителем и детьми, они играют на уроках,на замечания  реагируют слезами, обидами.Как правилоо ,эти дети испытыват трудности и в усвоении учебнной программы.

          Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них могут отмечаться негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

          Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев.При этом они должны быть терпеливы и спокойны, временные неудачи ещё не указыват на будущее отставание.Ребёнок хочет видеть уверенность, что он неодинок в новых условиях: у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ

          Традиционно первым днём обуения является 1 сентября.Это самый напряжённый день в жизни ребёнка.Вокруг него много ажиотажа, который будоражит и пугает. В результате "счастливый день"моет омрачиться неожиданными капризами , тошнотой, вялостью или необузданной активность. Всё это результат перенапряжения нервной системы ребёнка.

          Преддвидя такие последсттвия, родители должны продумать ряд мер для снятия напряжения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Спланируйте заранее этот день, выделив время для отдыха, как психического , так и физического.
  • Массовые мероприятия (гости, парки, кинотеатры и т. д.)желательно отложить до ближайших выходных днейведь завтра ребёнку опять в школу, и второй день по напряжению будет для него не легче.
  • Поддержите его на самом старте обучения.Объясните правила поведения в школе.
  • Ни в коем случае , прощаясь, не говорите:"Смотри, не балуйся!", "Веди себя хорошо!".Подбодрите ребёнка , найдите несколко ласковых слов - у него впереди трудный день.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ

          Первая недделя обычно проходит на эмоциональном подъёме и является организационной.У ребёёнка новый реим дня. новому режиму дня привыкают и взрослые:как утром разбудить, чем накормить, когда отправить в школу, когда встретить, погулять, выполнить уроки(если они есть), как вовремя уложить спать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Будите ребёнка спокойно , проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.Не подгоняйте с утра , не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  • Желательно , ччтобы в семье только один человек являлся носителем и контролёром режима дня, чтобы у ребёнка не рассеивалось внимание на разные требования.
  • Не расстраивайтесь , если ребёнок в первые дни не собирает вечером портфель,не готовит одежду.Ниччего страшного в этом нет, в первые дни собирайте портфель совместно  с ребёнком, постепенно приучая его к самостоятельности.Терпимее относитесь к неорганизованности и ошибкам ребёнка в первые дни, ошибка - это не преступление.

ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ В ШКОЛЕ

          К концу первого месяца у детей наблюдается эмоциональный спад, надоедает рано вставать, сидеть на уроках, могут появиться первые трудности в обучении.Главное спокойно и уверенно преодолевать их вместе   с ребёнком.Взрослые долны проявить максимальную изобретателььность , чтобы поддержать мотив к учению, найти практическую ценность полученных ребёнком знаний и постепенно формировать у него познавательную активность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Родителям необходимо поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
  • В жини ребёнка появился человек более авторитетный , чем родители.Это учитель.Родителям необходимо уважать мнение первоклассника о педагоге.
  • Никога не говорите отрицательно об учителе в присутствии ребёнка, так как учитель становится для ребёнка эталоном , кумиром и таким он останется до   5-го класса.
  • Решайте все недоразумения непосредственно с уителем, постарайтесь, тобы вашразговор проходил без ребёнка.
  • Режим родителей должен быть подчинён режиму школьника, родители должны своим примером(а не нотациями) показывать , как организовывать учебные дни.
  • Формируйте познавательну активность: учитесь вместе с детми , вместе посеайте муей, театры, выставки, читайте книги ребёнка, а затем обсуждайте их, подыскивайте новые книги для совместного чтения, размышляйте вместе над интересуюимися вас проблемами, ходите вместе в библиотеку.
  • ВСтреайте ребёнка после школы спркойно, не обрушивайте на него тысяу вопросов, дайте расслабиться ( вспомните, что вы сами чувствуете после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми).
  • Если ребёнок хочет поделиться чем-то , не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы 2-3 часа отдыха ( в том числе и сон)  для восстановления сил.Не заставляйте делать уроки в один присест, после 10-15 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше , если они будут подвижными.
  • Во время приготовления уоков не сидите над душой, дайте ребёнку возможность работать самому, но уж если нужна ваша помощь , наберитесь терпения.Спокойный тон, поддержка("Не волнуйся, всё получится!", "Давай разберёмся вместе!", "Я тебе помогу") и похвала (даже если не очень получается) необходимы.
  • Найдите в теение дня хотя бы поласа, кога вы будете принадлеать только ребёнку, не отвлекаясьна домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи.В этот момент важнее всего его дела , заботы, радости и неудачи.
  • Учтите,что дае "совсем большие" дети ( мы асто говорим:"Ты уже большой!"7-8 летнему ребёнку)очень любят скаку перед сном, песенку и ласковое поглаживание.Всё то успокаивает , помогает снятьнапряение , накопившееся за день.

          Если Вам удастся разумно организовать жизнь ребёнка, это убережёт вас от многихх неприятностей в будущем и подарит прекрасные моменты общения с близким человекоом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Практические рекомендации родителям будущих первоклассников"

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников...

Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.

Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Памятка «Рекомендации родителям будущих первоклассников по формированию внутренней позиции школьника»

Внутренняя позиция школьника (ВПШ) – основа готовности ребенка к школе. Сформированная ВПШ – это, когда ребенок относится к поступлению в школу или к пребыванию в ней, как к совершенно ест...

Памятка "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников...