Мастер-класс для педагогов и родителей "Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у детей"
учебно-методический материал

Корнилаева Елена Александровна

Межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx452.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22»

( МБДОУ № 22)

МО, Рузский район, с. Покровское, ул. Новая , д.№6

Телефон 8-496-27-61-398 эл.почта  mbdou22@mail.ru

Мастер-класс  

«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

(для педагогов и родителей)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/985972/pub_5d3ca888bc228f00c17ab9eb_5d3ead784735a600acedd738/scale_2400

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Корнилаева Е.А.

17.03.2021

с. Покровское, 2021

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей, педагогов через освоение научно-методических и практических знаний о межполушарном взаимодействии.

Задачи

  • Познакомить педагогов (родителей) с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий.
  • Рассмотреть возможности применения данных нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике.
  • Развивать аналитические способности и рефлексивную культуру педагогов.

Раздаточный материал:

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями»  Трясорукова Т.П.;

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи: право, лево»  Трясорукова Т.П.;

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь»  Трясорукова Т.П.;

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»  Трясорукова Т.П.;

 «Тренажёр по развитию межполушарному взаимодействию и графоматорных навыков. Комплект карточек для занятий с детьми от 5 лет» Давыдова О.А.

Ход мастер-класса:

I. Организационная часть

- Добрый день, уважаемые родители, педагоги! Рада нашей встрече. Начнем с приветствия. Я предлагаю поприветствовать друг друга необычным способом с целью установления контакта между участниками мастер-класса и изменения привычных стереотипов приветствия (работа в парах). Давай поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрём наши ладошки друг о друга с соседом. А теперь пусть поздороваются пальчики. Кончиком большого пальца правой руки касаемся кончиком большого пальца правой руки соседа, поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Проделываем то же самое двумя руками одновременно.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

— Всех я вас приветствую!

- Молодцы!

- Вам понравилось? Было сложно или легко?

- Все люди не похожи друг на друга, и то, как вы выполняли задание, напрямую связано со свойствами вашей нервной системы, с работой мозга.

2. Целеполагание

Итак, тема нашего мастер-класса «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике.

3. Основная часть

Человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое.

Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.

Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. И только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.

И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии.

Межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации.

Все это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. При помощи  специальных игр и упражнений можно  выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.

Цель таких игр и упражнений:

  • балансировка и синхронизация  межполушарного взаимодействия;
  • развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • повышение продуктивной работоспособности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;
  • раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

Рекомендации по выполнению упражнений:

  • четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;
  • все упражнения очень простые, поэтому их  можно проводить в любое время и в любом месте;
  • систематичность выполнения, ежедневно без пропусков;
  • постепенное увеличение темпа и сложности;
  • требуется точное выполнение движений и приёмов;
  • продолжительность занятий составляет оп 5 – до 10 минут в день.
  • внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Главным инструментом при выполнении упражнений являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо. Когда начнет получаться — необходимо ускоряйть темп.

Вашему вниманию  представлю 5 комплексов упражнений

  1.  Упражнения, направленные на разогрев кистей рук и пальцев. Разогрев кистей рук и пальцев  - это основополагающая часть любого пальчикового занятия, основой которых является подготовка кистей рук и пальцев к выполнению дальнейших упражнений.

  1. Упражнения на основе синхронных движений кистей рук и пальцев. Данные упражнения помогают мягко «включить» в работу оба полушария головного мозга ребёнка. Выполнение синхронных движений кистями рук и пальцами тонизирует, стабилизирует мозговую деятельность, помогает повысить общую психофизическую работоспособность, развивает и совершенствует согласованность и точность движений кистей рук и пальцев.

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом—левой, затем—двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Упражнение «Ухо-нос»

Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

  1. Упражнения на основе асинхронных (попеременных) движений кистей рук и пальцев. Выполнение ассиметричных (попеременных) движений правой, левой руками повышает «контроль внимания» каждого из полушарий за координацией движений кистей рук и пальцев, обеспечивает особую «тренировку» баланса активности между полушариями головного мозга ребёнка.

Упражнение «Уши зайца»

Чередование пальчиковых позиций: пальцы правой руки собраны в кулак, на левой руке формируем пальчиковую позицию «ушки зайца».

Смена позиции: пальцы левой руки собраны в кулак, на правой руке формируем  позицию «ушки зайца»

  1. Упражнения на основе развития динамической координации кистей рук и пальцев. Направлены на развитие сложно – координированных движений. Систематическое выполнение таких упражнений обеспечит у ребёнка развитие статической и динамической выносливости; сформирует межсенсорные  (зрительно-двигательные) связи в схеме «глаз – рука»; усилит сознательное (произвольное) управление движениями, совершенствуя точность, координированность движений кистей рук и пальцев. Также упражнения обеспечат оптимизацию межполушарного взаимодействия, усиливая слаженность в работе правого и левого полушарий головного мозга.

Упражнение «Ёжик»

Кулак левой руки прижать к правой ладони  -«спинка ёжика». Большие пальцы обеих рук  соединить  - «носик». Остальные пальцы правой руки развести – «иголки».      

Смена позиции: кулачок правой руки прижать к левой ладони - «спинка ёжика». Большие пальцы обеих рук  соединить  - «носик». Остальные пальцы левой  руки развести – «иголки».

Упражнение «Петух»

Большой и указательный пальцы левой руки соединить подушечками  - «клюв петуха». Средний, безымянный пальцы и мизинец  поднять вверх – «гребешок». Пальцы правой руки широко развести. Подставить кисть к запястью левой руки – «хвост».

Смена позиции: большой и указательный пальцы правой руки соединить подушечками  - «клюв петуха». Средний, безымянный пальцы и мизинец  поднять вверх – «гребешок». Пальцы левой руки широко развести. Подставить кисть к запястью правой руки – «хвост».

  1. Упражнения на основе действий с предметами. Тренировка кистей рук и пальцев с помощью предметов  имеет комплексное развивающее воздействие. В процессе выполнения движений с предметами вырабатываются навыки тактильно-двигательных ощущений; развивается оптико-пространственное восприятие. Упражнения способствуют выработке дифференцированных и согласованных движений  рук укрепляют мышцы, активизируют работу суставов, связок.

Карандаши

  • Раскрытой ладонью правой руки, левой руки, двумя руками одновременно катать карандаш по поверхности стола. Затем покатать карандаш подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца правой руки, левой руки.
  • Удерживая карандаш вертикально перед собой, перехватывать его, чередуя пальцы правой/левой руки, одновременно вращая его от себя, затем к себе по 10 раз в каждую сторону.
  • Положить карандаш на стол, большим и указательным пальцами правой руки вращать карандаш по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить упражнение для противоположной руки.

Прищепки

Кышь!

Сильно кусает

Котнок – глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь – кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Резинки для волос

Раз, два, три, четыре, пять -          Под счёт дети надевают резиночку

Пошли пальчики гулять!              на каждый палец руки, начиная

                                                            с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Это пальчик – по дорожке!           Надевают резиночку на большой палец,

Этот пальчик – по тропинке!       на указательный,

Этот пальчик – за грибами!         на средний,

И, конечно же, очень эффективным средством является рисование двумя руками. 

В процессе выполнения упражнений (обводки одинаковых или симметричных рисунков поочерёдно сначала пальцами левой, правой руки, затем карандашами то левой, то правой, одновременно двумя руками) у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координация и простарнственно-графическая ориентация, синхронизация работ глаз и рук, закрепляются навыки зрительного восприятия при дифференциации различных элементов, активизируется деятельность головного мозга в целом, что будет способствовать успешной подготовке старших дошкольников к обучению к школе.

Современная психолого – педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей.

Упражнения

  •  «Указательными пальцами правой и левой рук одновременно проведи по линиям до центра и обратно».
  • «Обведи и раскрась свою левую (правую) руку.
  •  «Одновременно двумя руками обведи рисунок по пунктирным линиям в заданном направлении.  Дорисуй и раскрась его».
  • «Чередуя правую и левую руку, дорисуй узор в заданном направлении. Верхний ряд выполняй правой рукой слева направо, посередине – левой рукой справа налево, нижний ряд – одновременно двумя руками двигаясь к центру».
  •  «Удобной рукой перенеси силуэт (картинку) вправо (влево). Раскрась его. Сравни оба рисунка»
  • «Правой (левой) рукой дорисуй и раскрась правильно вторую половину картинки.
  •  «Одновременно двумя руками нарисуй рисунок по образцу».
  •  «Цветными карандашами по клеточкам перенеси узор»
  •  «Найти 10 квадратов в каждой из рамок. Затем одновременно двумя руками нарисовать кружочки в одинаковых по величине и расположению квадратах»
  • «Обвести левой рукой  животных и птиц, которые смотрят в левую сторону. Обведи правой рукой животных и птиц, которые смотрят в правую сторону».
  • «Правой рукой зачеркнуть палочки, а левой рукой  - круги»
  • «Вычеркнуть цветочки и обвести крестики сначала правой рукой, затем – левой»
  • «Левой рукой раскрась шляпки грибов, где точек меньше пяти. Правой рукой раскрась шляпки грибов, где точек больше пяти».

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

В игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Не трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая деятельность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

Есть «Межполушарные доски» - тренажер для развития у детей межполушарное взаимодействия.

4. Заключительная часть

Наш мастер-класс подходит к завершению. Игр и упражнений по межполушарному взаимодействию большое количество. Можете ознакомится с имеющейся литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.За чт...

Презентация к мастер-классу для родителей "Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка" (старшая и подготовительная к школе группа детского сада).

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма у детей. Предупредить трудности в обучении, а также преодолет...

Консультация для родителей «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»

Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и бо...

Консультация для педагогов «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»

Что такое межполушарное взаимодействие?Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как гене...

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у детей

Что такое межполушарное взаимодействие.Зачем нужно развивать межполушарное взаимодействие. Игры для развития межполушарного взаимодействия...

Консультация для родителей: "Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у детей"

Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.       Функции между пол...

Консультация для педагогов «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»

Консультация для педагогов«Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка» Что такое межполушарное взаимодействие?Межполушарное взаимодействие — особый механизм об...