Консультация для родителей "Рекомендации логопеда на летний период"
консультация

Елена Романенкова

 Летом не соит забывать о речевых проблемах у детей. В консультации рекомендованы игры и упражнения по развитию речевого дыхания,обогащению словаря, мелкой моторики, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda_na_letniy_period.docx513.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Рекомендации логопеда на летний период»

https://detsadrebinka1.caduk.ru/images/clip_image003.png

Лето - это время отдыха! Но даже летом родителям не стоит забывать о речевых проблемах детей.

Обогащайте словарный запас детей новыми словами.

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи –это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога -малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором –пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Полезно проводить разнообразные  наблюдения за  погодой,  сезонными  изменениями  в  природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые  ребёнку  слова  следует  объяснить,  повторить  несколько  раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимание.

На кухне у Вас появляется  возможность  развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам:   «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты  питания»,  «Бытовая  техника»  и  др.  Рассказывайте  сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

    На даче перед Вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы»,  «Деревья»,  «Насекомые», «Ягоды»,  «Весенние  (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты, каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся Вам сложными для ребёнка, всё равно  чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка

       Также обогащению словарного запаса способствуют: путешествия, новые впечатления от поездок, семейных походов в лес, выездов на дачу, экскурсии. Читайте детям стихи, сказки. Перечитывайте их несколько раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали.

Семейный поход "Моя малая Родина" 11.08.2018г. | Администрация Воленского  сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области

Не допускайте пересказывания стихов! Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах, - именно это формирует чувство ритма.

Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению». Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т. д.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д. На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

Картинки ДЕТИ ИГРАЮТ (54 карточки для детского сада). | Семейная Кучка

Развивайте мелкую моторику.

Не забывайте о карандашах, пластилине, красках, ножницах. Помните, что рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику рук. Предлагайте ребенку штриховку и раскрашивание, но на небольших поверхностях. Нанизывайте бусины, пуговицы на нитку, определяйте вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять). перебирание круп (ракушек, камешков); плетение веночков; обводка по контуру, рисование по клеточкам, лепка из теста, пластилина, глины; игры с песком, вырезание ножницами разные фигуры, выполнение аппликации, расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, шнуровать и завязывать бантики. Воздействие на мелкие мышцы рук непосредственно влияет на развитие речи (исследования ученых!)

Какими цветами рисует ваш ребёнок? Как сделать венок из одуванчиков и составить гербарий. Как размножаются  шмели

Развивайте  связную речи

Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т. д.

Развивайте  правильное речевое дыхание

Этому помогут самые простейшие развлечения, такие как: обдувание одуванчиков; пускание мыльных пузырей; надувание воздушных шариков; ныряние в воду ; игра на музыкальных инструментах (дудках, трубах, флейтах, губных гармошках).

Дыхательная гимнастика - наши игры — 2 ответов | форум Babyblog Рисунки карандашом девочка с одуванчиком (26 фото) 🔥 Прикольные картинки и  юмор      Little trumpeter Stock Vector Image by ©AlexBannykh #37561499

А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.

       

              Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!

                   Подготовила учитель-логопед Романенкова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей от учителя-логопеда на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах....

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации логопеда на летний период»

Дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, п...

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации логопеда на летний период»

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации логопеда на летний период»...

Консультация для родителей:" Рекомендации логопеда на летний период".

Дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период....

Консультация для родителей «Рекомендации логопеда на летний период»

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выр...

Консультация для родителей на тему: "«Рекомендации логопеда на летний период»"

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации логопеда на летний период»Вот и наступает лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и лето...