Физическая готовность ребёнка к школе.
статья

Марухина Елена Сергеевна

Физическая готовность ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Для успешного обучения в школе ребёнку необходима не только умственная, нравственно – волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребёнка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребёнка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закалённости и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых дошкольных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведётся систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребёнка в среднем достигают: длина тела – 116 см, масса тела – 22 кг, окружность грудной клетки – 57 – 58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.).  Серьёзные требования предъявляются к развитию физических качеств дошкольников – к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребёнка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов – 1200 – 1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно – оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулке. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно – оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно – тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности воспитанников.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при её развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. д.

Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется , прежде всего, в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение 25 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в соответствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объёмом работы в соответствии с учебными требованиями.

В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятий у этих детей может быть различна. Так, часть из них, добиваясь высоких результатов работы в первой половине занятия, резко снижают их во второй, как бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными кратковременными спадами и последующими подъёмами.

Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца ещё не разрешена, что связано с большими индивидуальными различиями, часто перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, при этом очень важно правильно оценить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности.

Важно учитывать не только объём и качество выполненной ребёнком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребёнка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе:

  • при распределении учебного материала следует учитывать, что в начале каждого занятия в течение 4 – 5 минут рекомендуется давать облегчённый подводящий материал. Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и избавляет воспитателя от необходимости делать дисциплинарные замечания;
  • очень часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в однообразном, несодержательном проведении занятий с минимальным использованием педагогических приёмов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху;
  • после включения детей в работу целесообразно в течение 10 – 15 минут дать наиболее трудный новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть (1\3) занятия вновь облегчается за счёт повторения пройденного материала. Педагог использует живые и интересные приёмы обучения, активизирующие детей;
  • в связи со снижением работоспособности надо усилить внимание к поведению ребёнка, предоставить ему дополнительный отдых, облегчённые задания, оказывать индивидуальную помощь и т. д.

Источник

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/27/fizicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole.
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-fizicheskaja-gotovnost-k-shkole.html.