Нормативы речевого развития детей от 2 до 5 лет
консультация (младшая, средняя группа)

Захарова Лариса Ивановна

Нормативы речевого развития детей от 2 до 5 лет составлены на основе известных диагностических методик и собраны в краткую форму, позволяющую родителям самостоятельно провести несложную экспресс - диагностику своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normativy_rechevogo_razvitiya_detey_ot_2_do_5_let.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Показатели речевого развития детей 2 – 3 лет (1 младшая группа)

Показатели речевого развития детей 2 – 3 лет (1 младшая группа)

1. Правильно воспроизводит как минимум 8 звукоподражаний (пи – пи, ту – ту, ав – ав, мяу, му, иа, ко – ко, ау или другие).

2. Правильно произносит в речи звуки: м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, в, вь, ф, фь, к, кь, г, гь, х, хь, я, е, ё, ю, й, сь, зь, ль.

3. Правильно определяет на слух, какой из 3-х предметов прозвучал. Например: бубен, погремушка, колокольчик.

4. Правильно показывает названный предмет (или картинку) из двух предложенных: папа – баба, уточка – удочка, стол – стул, суп – зуб).

5. Соблюдает слоговую структуру в словах, состоящих из трех слогов. Например: бананы, батоны, вагоны, панама.

6. Называет не менее 4-х предметов по темам «Посуда», «Игрушки», «Овощи».

7. Правильно придумывает слова, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы. (Большой «стол», а про маленький мы скажем «столик». А теперь придумай сам, как мы назовем маленькие мяч? дом? нос? куклу? ложку?)

8. Правильно образовывает множественное число существительных (Один – «мяч», а если их много, то мы назовем «мячи». А теперь придумай сам, как мы скажем, если этих предметов будет много: стол, рука, глаз, машина, кубик).

9. Правильно употребляет слова в винительном и творительном падежах (Кого? Что? – винительный падеж. Кого? Что ты видишь? Машину, куклу, бабушку, собаку и т.п.

Кем? Чем? – творительный падеж. Чем мама режет? Ножом. Кем папа работает? Врачом. Чем забивают гвозди? Молотком).

10. При вопросе: «Что нарисовано на картинке?» отвечает двумя – тремя предложениями, каждое из которых состоит как минимум из трех слов.

11. Правильно понимает предлоги «в», «на», «за», «под».

12. Знает значение и правильно употребляет глаголы домашнего обихода: спать, есть, играть, рисовать, пить, гулять и т.п.

13. Говорит о себе от первого лица (не "Миша хочет кушать", а "Я хочу кушать")

Критерии оценки:

Правильно выполняет 12 – 13 заданий – высокий уровень речевого развития.

Правильно выполняет 7 – 11 заданий – средний уровень речевого развития

6 и менее заданий выполнены правильно – низкий уровень речевого развития

1. Правильно воспроизводит как минимум 8 звукоподражаний (пи – пи, ту – ту, ав – ав, мяу, му, иа, ко – ко, ау или другие).

2. Правильно произносит в речи звуки: м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, в, вь, ф, фь, к, кь, г, гь, х, хь, я, е, ё, ю, й, сь, зь, ль.

3. Правильно определяет на слух, какой из 3-х предметов прозвучал. Например: бубен, погремушка, колокольчик.

4. Правильно показывает названный предмет (или картинку) из двух предложенных: папа – баба, уточка – удочка, стол – стул, суп – зуб).

5. Соблюдает слоговую структуру в словах, состоящих из трех слогов. Например: бананы, батоны, вагоны, панама.

6. Называет не менее 4-х предметов по темам «Посуда», «Игрушки», «Овощи».

7. Правильно придумывает слова, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы. (Большой «стол», а про маленький мы скажем «столик». А теперь придумай сам, как мы назовем маленькие мяч? дом? нос? куклу? ложку?)

8. Правильно образовывает множественное число существительных (Один – «мяч», а если их много, то мы назовем «мячи». А теперь придумай сам, как мы скажем, если этих предметов будет много: стол, рука, глаз, машина, кубик).

9. Правильно употребляет слова в винительном и творительном падежах (Кого? Что? – винительный падеж. Кого? Что ты видишь? Машину, куклу, бабушку, собаку и т.п.

Кем? Чем? – творительный падеж. Чем мама режет? Ножом. Кем папа работает? Врачом. Чем забивают гвозди? Молотком).

10. При вопросе: «Что нарисовано на картинке?» отвечает двумя – тремя предложениями, каждое из которых состоит как минимум из трех слов.

11. Правильно понимает предлоги «в», «на», «за», «под».

12. Знает значение и правильно употребляет глаголы домашнего обихода: спать, есть, играть, рисовать, пить, гулять и т.п.

13. Говорит о себе от первого лица (не "Миша хочет кушать", а "Я хочу кушать")

Критерии оценки:

Правильно выполняет 12 – 13 заданий – высокий уровень речевого развития.

Правильно выполняет 7 – 11 заданий – средний уровень речевого развития

6 и менее заданий выполнены правильно – низкий уровень речевого развития

Показатели речевого развития детей 3 – 4 лет (2 младшая группа)

Показатели речевого развития детей 3 – 4 лет (2 младшая группа)

1. Правильно произносит в речи звуки: м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, в, вь, ф, фь, к, кь, г, гь, х, хь, я, е, ё, ю, й, с, сь, з, зь, ц, ль.

2. Определяет на слух, есть ли в предложенном слове заданный звук.

3. Соблюдает правильную слоговую структуру в словах из 3-4 слогов.

4. Называет не менее шести предметов по темам «Посуда», «Игрушки», «Животные», «Одежда», «Семья».

5. Правильно придумывает слова, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы. (Большой «стол», а про маленький мы скажем «столик». А теперь придумай сам, как мы назовем маленькие мяч? дом? нос? куклу? ложку?)

6. Правильно образовывает множественное число существительных (Один – «мяч», а если их много, то мы назовем «мячи». А теперь придумай сам, как мы скажем, если этих предметов будет много: стол, рука, глаз, машина, кубик)

7. Правильно согласует существительные с прилагательными (Шар какой? Ведро какое? Бусы какие? Машина какая?).

8. Правильно употребляет слова в родительном падеже. (Кого? Чего – родительный падеж. Это мяч кого? Мальчика. Это хвост кого? Лисы и  т.п.)

9. При вопросе: «Что нарисовано на картинке?» отвечает двумя – тремя предложениями, каждое из которых состоит как минимум из трех слов.

10. Использует в речи придаточные предложения (Кошка бежит, потому что за ней гонится собака. Я надену куртку, чтобы не замерзнуть) 

11. Показывает предметы или отбирает картинки по темам «Одежда», «Игрушки», «Мебель», «Посуда». Минимум 6.

12. Правильно понимает множественное число существительных (покажи, где кошка, а где кошки?)

13. Правильно понимает значение уменьшительно - ласкательных суффиксов (покажи, где ложка, а где ложечка?)

14. Знает свое имя, пол и возраст.

Критерии оценки:

Правильно выполняет 13 – 14 заданий – высокий уровень речевого развития.

Правильно выполняет 8 – 12 заданий – средний уровень речевого развития

7 и менее заданий выполнены правильно – низкий уровень речевого развития

1. Правильно произносит в речи звуки: м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, в, вь, ф, фь, к, кь, г, гь, х, хь, я, е, ё, ю, й, с, сь, з, зь, ц, ль.

2. Определяет на слух, есть ли в предложенном слове заданный звук.

3. Соблюдает правильную слоговую структуру в словах из 3-4 слогов.

4. Называет не менее шести предметов по темам «Посуда», «Игрушки», «Животные», «Одежда», «Семья».

5. Правильно придумывает слова, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы. (Большой «стол», а про маленький мы скажем «столик». А теперь придумай сам, как мы назовем маленькие мяч? дом? нос? куклу? ложку?)

6. Правильно образовывает множественное число существительных (Один – «мяч», а если их много, то мы назовем «мячи». А теперь придумай сам, как мы скажем, если этих предметов будет много: стол, рука, глаз, машина, кубик)

7. Правильно согласует существительные с прилагательными (Шар какой? Ведро какое? Бусы какие? Машина какая?).

8. Правильно употребляет слова в родительном падеже. (Кого? Чего – родительный падеж. Это мяч кого? Мальчика. Это хвост кого? Лисы и  т.п.)

9. При вопросе: «Что нарисовано на картинке?» отвечает двумя – тремя предложениями, каждое из которых состоит как минимум из трех слов.

10. Использует в речи придаточные предложения (Кошка бежит, потому что за ней гонится собака. Я надену куртку, чтобы не замерзнуть) 

11. Показывает предметы или отбирает картинки по темам «Одежда», «Игрушки», «Мебель», «Посуда». Минимум 6.

12. Правильно понимает множественное число существительных (покажи, где кошка, а где кошки?)

13. Правильно понимает значение уменьшительно - ласкательных суффиксов (покажи, где ложка, а где ложечка?)

14. Знает свое имя, пол и возраст.

Критерии оценки:

Правильно выполняет 13 – 14 заданий – высокий уровень речевого развития.

Правильно выполняет 8 – 12 заданий – средний уровень речевого развития

7 и менее заданий выполнены правильно – низкий уровень речевого развития

Показатели речевого развития детей 4 - 5 лет (средняя группа)

Показатели речевого развития детей 4 - 5 лет (средняя группа)

1. Определяет  на слух наличие заданного  звука в слове.

2. Правильно произносит многосложные слова (гусеница, вертолет, макароны и т.п.).

3. Употребляет в речи обобщающие слова (посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки, птицы, животные).

4. Перечисляет минимум 3-4 объекта обобщающего понятия.

5. Может назвать детенышей известных животных.

6. Подбирает противоположные по смыслу слова - антонимы (большой - маленький, хороший - плохой, широкий - узкий, толстый - худой  и т.п.)

7. Правильно отвечает на вопрос: Кто что делает? (Птица - летает, рыба - плавает, змея - ползает, строитель - строит, художник - рисует и т.п.)

8. Правильно употребляет уменьшительно - ласкательные суффиксы (стол - столик, чашка - чашечка, кукла - куколка и т.п.)

9. Правильно употребляет единственное и множественное число (слон - слоны, ложка - ложки, кошка сидит - кошки сидят и т.п.)

10. Правильно употребляет существительные с числительными (1 белка, 2 белки..... 5 белок).

11. Понимает значение предлогов в, на, над, под, за.

12. Может самостоятельно пересказать хорошо знакомую сказку.

13. Составляет самостоятельно 2-3 предложения по картинке.

14. Пересказывает небольшой текст (3-4 предложения).

15. Правильно понимает лексико - грамматические отношения (Котенок идет за кошкой. Кто идет первый? Коля бежит быстрее Пети. Кто прибежал первый?)

16. К 5 годам звукопроизношение нормализуется. Допустимо нарушение звуков "ш", "ж", "р", "рь".

Критерии оценки:

Выполняет 15-16 заданий - высокий уровень речевого развития

9 - 14 заданий - средний уровень речевого развития

8 заданий и меньше - низкий уровень речевого развития

1. Определяет на слух наличие заданного  звука в слове.

2. Правильно произносит многосложные слова (гусеница, вертолет, макароны и т.п.).

3. Употребляет в речи обобщающие слова (посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки, птицы, животные).

4. Перечисляет минимум 3-4 объекта обобщающего понятия.

5. Может назвать детенышей известных животных.

6. Подбирает противоположные по смыслу слова - антонимы (большой - маленький, хороший - плохой, широкий - узкий, толстый - худой и т.п.)

7. Правильно отвечает на вопрос: Кто что делает? (Птица - летает, рыба - плавает, змея - ползает, строитель - строит, художник - рисует и т.п.)

8. Правильно употребляет уменьшительно - ласкательные суффиксы (стол - столик, чашка - чашечка, кукла - куколка и т.п.)

9. Правильно употребляет единственное и множественное число (слон - слоны, ложка - ложки, кошка сидит - кошки сидят и т.п.)

10. Правильно употребляет существительные с числительными (1 белка, 2 белки..... 5 белок).

11. Понимает значение предлогов в, на, над, под, за.

12. Может самостоятельно пересказать хорошо знакомую сказку.

13. Составляет самостоятельно 2-3 предложения по картинке.

14. Пересказывает небольшой текст (3-4 предложения).

15. Правильно понимает лексико - грамматические отношения (Котенок идет за кошкой. Кто идет первый? Коля бежит быстрее Пети. Кто прибежал первый?)

16. К 5 годам звукопроизношение нормализуется. Допустимо нарушение звуков "ш", "ж", "р", "рь".

Критерии оценки:

Выполняет 15-16 заданий - высокий уровень речевого развития

9 - 14 заданий - средний уровень речевого развития

8 заданий и меньше - низкий уровень речевого развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативы речевого развития ребенка от 0 до 7 лет.

Выступление на методическом совете...

Возрастные нормативы речевого развития ребенка 5 – 6 лет

Возрастные нормативы речевого развитияребенка 5 – 6 лет используются при диагностики нарушений речи и её совершенствовании в работе учителя-логопеда....

Возрастные нормативы речевого развития ребенка 6 – 7 лет

Возрастные нормативы речевого развитияребенка 6 – 7 лет используются при диагностики нарушений речи и её совершенствовании в работе учителя-логопеда....

Возрастные нормативы речевого развития детей 4-5 лет

Часто родителей интересует вопрос: " А что ребенок должен знать и уметь в 4-5 лет".Рассмотрим возрастные нормативы речевого развития детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет...

Возрастные нормативы речевого развития ребенка 5-6 лет

Возрастные нормативы речевого развития ребенка 5-6 лет....

Возрастные нормативы речевого развития ребенка 6-7 лет

Возрастные нормативы речевого развития ребенка 6-7 лет....

Нормативы речевого развития ребенка 2-3 лет

Презентация окажет помощь при проведении родительского собрания в 1 младшей группе, для индивидуальных консультаций родителям и воспитателям....