Особенности развития ребенка 4-5 лет
статья (средняя группа)

Консультация для родителей

Тема: «Особенности развития ребенка 4-5 лет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Особенности развития ребенка 4-5 лет».

            У ребенка пятого года жизни появляется ряд новых черт в поведении и деятельности, которые проявляются в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Движения его становятся более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую необходимость в движении, все более активно стремится к познавательному, и это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Он уже способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме; цвету, форме и материалу и т.п. Внимание становится все более устойчивым. В среднем возрасте интенсивно развивается память ребенка, воображение. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями, любит играть в слова, его привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать. Становясь более самостоятельным, его общение выходит за рамки узкосемейных связей, он начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. И так, что может уметь ребенок 4 – 5 лет?

Развитие речи ребенка 4 – 5 лет:

• Правильно произносить все звуки.

• Рассказывать с выражением. Поддерживать беседу.

• Составлять рассказы по картинке из 5-6 предложений.

• Продолжать рассказ, начатый взрослым.

• Составлять рассказ о своем дне, своих занятиях.

• Давать характеристику предмету, рассказывать о нем (размер, цвет, форма и т. д.).

Элементарные математические представления:

• Считать в пределах десяти.

• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.

• Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания или убывания по ширине, длине, высоте.

• Различать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

• Находить предметы в окружающей обстановке.

• Ориентироваться на листе бумаги и в пространстве (справа, слева, впереди, сзади).

• Знать последовательность дней недели, части суток.

Развитие мышления у детей 4-5 лет:

• Складывать разрезную картинку из пяти – десяти частей.

• Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

• Находить среди предложенных четырех предметов лишний, объясняя свой выбор.

• Находить в группе лишнее и суметь объяснить, почему оно лишнее.

• Определять последовательность событий.

Память у детей:

• Запоминать шесть-восемь картинок в течение двух минут.

• Запоминать и повторять семь-восемь слов, прочитанных взрослым один раз.

• Запоминать и повторять в определенной последовательности движения, показанные взрослым один раз.

• Рассказывать наизусть несколько стихотворений.

• Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение.

• Сравнивать два изображения по памяти.

• Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки.

Окружающий мир:

• Название нашей страны и ее столицу, свой адрес.

• Имена и фамилию своих родителей, где родители работают.

• Все явления природы, и в какое время они происходят.

• Элементарные правила дорожного движения.

• Как различать деревья и кустарники по коре, листьям и плодам; как различать травянистые растения.

• Как различать по внешнему виду зимующих птиц.

• Разные профессии. Уметь ответить на вопросы: «Кто строит дома? », «Кто лечит людей? » и т. д.

• Съедобные и несъедобные грибы.

• Где и как выращивают овощи и фрукты.

• Для чего нужны аптека, больница, школа, парикмахерская, магазин, почта.

Внимание детей:

• Выполнять задание, не отвлекаясь 10-15 минут.

• Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.

• Находить 5-6 отличий предметов.

• Выполнять самостоятельно задания по образцу.

• Находить 4-5 пар одинаковых предметов.

• Повторить скороговорку сразу после того, как услышал.

• Простучать по столу простой ритм, повторив его за взрослым.

• Повторить за взрослым ряд слогов.

Мелкая моторика:

• Завязывать узлы на толстой веревке или шнуре.

• Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки и т. д.

• Рисовать в воздухе.

• Резать ножницами.

• Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

• Воспроизводить простые движения, показанные взрослым.

• Лепить из пластилина или глины фигурки животных, людей, предметы.

• Повторять движения пальчиковой гимнастики.

Основы грамоты:

• Произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно.

• Использовать в речи существительные, обозначающие названия профессий, с которыми их знакомили.

• Употреблять в речи простые и сложные предложения.

• Пользоваться прямой и косвенной речью.

• Составлять рассказ о предмете, картинке по теме, предложенной

взрослым.

• Образовывать из слогов слова.

• Быстро и правильно играть в лексико-грамматические игры

Стремление к самостоятельности.

 Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

 Этические представления.

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

 Творческие способности.

Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения.

Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками.

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам, как его родителям, важно:

  • Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
  • По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
  • Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
  • Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
  • Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
  • Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
  • Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
  • Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

                                                  Подготовила

Воспитатель: Мартынушкина Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет

Дана краткая характеристика особенностей данного возраста. В материале представлены варианты игр, которые желательно проводить с детьми. Информация для родителей....

Родительское собрание "Эмоциональные особенности развития ребенка среднего возраста"

Цель: создание условий для  партнерских отношений между родителями и детьми.Задачи:Привлечь родителей к участию в образовательном процессеСоздать условия для обмена семейным опытомОбсудить наибол...

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Задержка психического развития: причины, виды, особенности развития ребенка.

В статье представлены теоретические основы такого понятия как задержка психического развития (ЗПР). Описаны основные причины, виды, особенности детей с ЗПР, даны рекомендыции для родителей....