Дидактические игры с пуговицами.
методическая разработка

Чурина Л.В.

Эти игры сособствуют развитию мелкой моторики, воображения, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_pugovitsami.docx971 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОЖИ УЗОР.

Оборудование:  Тарелочки, пуговицы.

 Ход игры:

Выложить на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов.

Игры с пуговицамиhttp://www.maam.ru/upload/blogs/e737f62e2332eb567df24c42847911c7.jpg.jpg

ДОРОЖКИ.

Оборудование:  Карточки с лабиринтами, пуговицы.

Ход игры:

Детям предлагается  проводить до дома животных по лабиринтам. Зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интереснее и сложнее

ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ.

Оборудование: две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых).

 Ход игры:

Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.

http://festival.1september.ru/articles/642476/img4.jpg

Эта игра поможет развить внимание, память.

ПОДБЕРИ К МАШИНАМ КОЛЕСА.

Оборудование:  силуэты автомобилей без колёс.

Ход игры:

Предложить подобрать колеса по цвету, величине.

ПОДБЕРИ ДЕРЕВУ ЛИСТЬЯ.

Оборудование: Дерево из ниток, флиса, фетра или нарисованное на бумаге.

Ход игры:

 Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года)

http://festival.1september.ru/articles/642476/img6.jpghttp://festival.1september.ru/articles/642476/img7.jpghttp://festival.1september.ru/articles/642476/img8.jpg

Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года)

C:\Users\labrad6r\Desktop\пуговицы\1.jpg

РЫБАЛКА.

Оборудование: просторная коробка, большое количество пуговиц разного размера и фактуры

Ход игры:

“Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку”. Ребенок берет любую пуговицу. Какую “рыбку” ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Спросите у него: “Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную?” Задавайте еще вопросы:

  • Какого цвета твоя рыбка?
  • Сколько дырочек на пуговице?
  • Она легкая или тяжелая?
  • Она теплая или холодная?

А теперь вы выловите свою рыбку. Какая она? Внимательно рассмотрите другую пуговицу, сравните их.

Теперь положите ваш улов в ведерко. Предложите малышу закрыть глаза. Опустите руку в ведерко и на ощупь найдите свою рыбку. “Почему ты считаешь, что эта твоя рыбка? Она маленькая и круглая?”

С помощью такой игры ребенок знакомится с различными свойствами предметов, изучает величину, размер, цвет. Игра способствует развитию мелкой моторики ребенка. Постепенно можно усложнять игру, добавляя все больше рыбок в море.

АКВАРИУМ.

Оборудование: миска с водой, разнообразные пуговицы.

Ход игры:

Мы поймали рыбок. Принесли их домой, положили их в аквариум (миску с водой). Можешь ли ты в аквариуме найти свою рыбку? Это позволяет снять напряжение, обогащает арсенал ощущений ребенка.

СОРТИРОВКА.

Оборудование: Поднос или коробка с ячейками, разные по цвету, форме, фактуре, виду пуговицы.

 

Ход игры:

Сортировать пуговицы по величине, по цвету, форме, по количеству дырочек, материалу. Строить ряды по возрастанию или убыванию размера, интенсивности цвета.

http://festival.1september.ru/articles/642476/img1.jpg

РОДОВОЕ ДЕРЕВО.

Цель: Создать родовое дерево совместно с ребёнком, объясняя родственные связи.

Оборудование:  

нарисованное на листе бумаги дерево с симметрично расположенными на нём тремя уровнями ветвей, пуговицы.

Ход игры:

Ребёнку необходимо выбрать пуговицу, принадлежащую маме и положить её слева от ствола дерева, выбрать «папину» пуговицу и положить её справа от ствола.

Старшее поколение обозначают самыми большими пуговицами, младшее – самыми маленькими.

РЕЖИМ ДНЯ.

Цель: формировать умение планировать свою деятельность, давать оценку своим поступкам.

Оборудование:  

10 маленьких белых, 10 больших белых, 10 средних жёлтых, 10 средних зелёных, 10 средних коричневых, 10 средних фиолетовых (сиреневых), 10 больших синих, 10 больших красных, 10 больших чёрных.

Ход игры:

Маленькие белые пуговицы означают чистоту, гигиенические процедуры,

большие белые – чистота в доме, домашние дела,

жёлтые – солнце, завтрак,

зелёные – покой, обед,

коричневые – физическое здоровье, сон,

фиолетовые – сумерки, ужин,

синие – чувства, социальные контакты,

красные – активность, добрые поступки,

чёрные – плохо сделанные дела или отказ от выполнения задания.

Накануне обговорить следующий день, составить пуговичный режим дня, нанизав пуговицы на держатель сверху вниз. По окончании дня оцениваете его поступки, выдавая ему красную или чёрную пуговицу.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ.

Цель: научить соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговиц, развивать глазомер и навыки сопоставления.

Оборудование: пуговицы разных цветов и размеров, пластиковая бутылка.

Ход игры:

Показать ребёнку, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему сделать это самостоятельно.

НЕОБЫЧНОЕ НАНИЗЫВАНИЕ.

Оборудование: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки.

Ход игры:

  1. Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку, предварительно отрезав острые кончики. Предложите ребенку нанизывать пуговицы на необычный стерженек.
  2. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов.
  3. Воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них.
  4. Играя с ребенком постарше, спросить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.

 

КОВРИКИ.

Оборудование: небольшой лоскуток однотонной ткани (квадратный или прямоугольный) или лист цветного картона.

Ход игры:

Выложить узор. В этой игре отрабатываются математических понятия: внизу, вверху, слева, справа, в верхнем (нижнем) левом (правом) углу, в центре и т.п.

ТРИ ЦВЕТОЧКА.

Оборудование: три набора пуговиц разных цветов, или их размеров.

Ход игры:

Эта игра направлена на изучение цвета или размера. В зависимости от цели подбираем и задачу, которую ставим перед ребенком.

  • Выложи из пуговиц три цветочка, которые будут отличаться друг от друга по цвету
  • Выложи три цветочка: маленький – из маленьких пуговиц, средний – из средних, большой – из больших.

ВЫЛОЖИ ЦИФРУ.

Оборудование:  карточки с цифрами.

Ход игры:

Напротив каждой цифры просим ребенка выложить соответствующее количество пуговиц.

ПОСЕЛИ ПУГОВИЦЫ В ДОМИК.

Оборудование:  домики разных цветов, пуговицы.

Ход игры:

Вернуть пуговицы в свои домики по цвету.

ОБЕЗЬЯНКИ.


Оборудование:  два одинаковых комплекта пуговиц (желательно, чтобы пуговицы были различного цвета, формы, размера) 9 штук, две карточки из 9 клеточек – 3 на 3.

Ход игры:

 Вначале рассмотрите с ребенком пуговицы – где самая большая, где самая маленькая, есть ли пуговицы одинакового цвета, формы.

  • Одну карточку берет педагог, другую ребенок. Таким же образом распределяем и пуговицы. На своем поле педагог выкладывает комбинацию из 2-3 пуговиц. Предложите ребенку повторить это на своей карточке.
  • Выложенные пуговицы покажите ребенку, давая возможность запомнить их. Затем накройте карточку чем-нибудь. Задача ребенка – по памяти выложить на своем игровом поле аналогичную комбинацию. Открываем, проверяем.

С ПАЛЬЦА НА ПАЛЕЦ.

Оборудование:  плоские пуговицы средних размеров.

Ход игры:


Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.

ПУГОВИЧНЫЙ ФУТБОЛ.

Оборудование:  7 пуговиц.

Ход игры:


Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра.
Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди.

В РАССЫПНУЮ.

Оборудование: нечетное количество пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков.

Ход игры:


По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.

        

ЕЩЁ ДАЛЬШЕ.

Оборудование:  пуговицы одинакового размера.

Ход игры:


Игроки встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, игроки стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу. Тот, кто упадет на пол - выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех - выиграл.


БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ.

Оборудование:  пуговицы разных цветов и размеров.

Ход игры:

  • Ищем самую большую пуговицу,
  •  ищем самую маленькую пуговицу,
  •  ищем пуговицу в тремя дырочками,
  •  ищем треугольную пуговицу,
  • ищем самую большую красную пуговицу.
    Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).


ПУГОВИЧНОЕ ЛОТО.


Оборудование: красочно иллюстрированная книга.

Ход игры:

Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет. Если ты нашел в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кладешь ее на картину — в то место, которое того же цвета, что и пуговица.

Красный, желтый, голубой,

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно ленту привязать,

Мы в руки ленточки возьмем

И шар по цвету им найдем.

ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ.

Оборудование: просторная коробка, большое количество пуговиц разного размера и фактуры.

Ход игры:

Благодаря массажу мы активизируем так называемый “мануальный интеллект”, находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.

– Опустите руку в коробку;
– поводите ладонями по поверхности пуговиц;
– захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
– погрузите руки глубоко в “пуговичное море” и “поплавайте” в нем;
– перетирайте пуговицы между ладонями;
– пересыпайте их из ладошки в ладошку;
– разными руками захватывать щепотки пуговиц
– берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
– те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.

А теперь делаем массаж ножек. Высыпьте содержимое коробки на пол:

  • погрузите в коробку голые ступни;
  • производите круговые движения;
  • поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
  • перебирайте пальцами ног пуговицы;
  • перетирайте пуговицы между ступнями;
  • захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.

ЗАГАДОЧНЫЕ ПУГОВКИ.

Оборудование: Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

“Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем”.

http://festival.1september.ru/articles/642476/img2.jpg

ПУГОВИЧНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ.

Оборудование: Шнурок, леска или верёвка, пуговицы разного размера, цвета.

Ход игры:

Взять самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т.д. Можно нанизывать пуговицы на леску. Нанизывать можно по цвету, чередовать по размеру, форме.

Помимо развития пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками.

БАШНЯ.

Оборудование: пять пуговиц разных размеров.

Ход игры:

Построим “БАШНЮ” из пуговок

http://festival.1september.ru/articles/642476/img3.jpg

НАЙДИ НА ОЩУПЬ” (ЯБЛОКИ).

Оборудование: Разные предметы из ткани, с пришитыми пуговицами внутри (яблоки, кружочки, грибочки…)

Ход игры:

Найти на ощупь предмет с определённым количеством пришитых пуговиц.

http://festival.1september.ru/articles/642476/img9.jpg

ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ.

Оборудование:
1 комплект: разноцветные машины, разноцветные пуговицы разного размера;
2 комплект: разноцветная одежда разного размера, разноцветные пуговицы разного размера;

Ход игры:

Детям предлагают подобрать подходящие колёса к машинам и пуговицы к одежде.

http://festival.1september.ru/articles/642476/img10.jpghttp://festival.1september.ru/articles/642476/img11.jpg

ВЫЛОЖИ КАРТИНКУ.

Оборудование: Различные контуры предметов, набор пуговиц одного размера и цвета.

Ход игры:

Детям предлагается выложить по контуру рисунок.

ПУГОВИЧНЫЙ ПОЕЗД.

Оборудование: Набор одинаковых больших разноцветных пуговиц.

Ход игры:

Выложите из пуговиц дорожку. Каждая пуговица в этой дорожке – это вагончик. Чем больше пуговиц выстроены в дорожке, тем длиннее поезд. Но это не всё, наш поезд может двигаться. Для этого нужно переставлять пуговицы. Берёте одну пуговицу от конца поезда и положите её в начало и так продолжаете двигать поезд. А можно на большие пуговички – вагончики положить маленькие пуговички, они будут выполнять роль пассажиров в Вашем поезде.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Оборудование: много одинаковых пуговиц (скажем, три-четыре вида, каждого штук по десять), схемы логических цепочек.

Ход игры:

предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности. Например, большая – маленькая, большая – маленькая и т.д., либо красная – синяя, красная – синяя и т.д., либо красная – синяя – зеленая, красная – синяя – зеленая, либо одна красная – две желтые, одна красная – две желтые и т.п., в зависимости от того, какие пуговицы вы подготовили для игры. Можно предложить выкладывать по схеме.

http://festival.1september.ru/articles/642476/img14.jpg

ЗАСТЁГИВАНИЕ И РАССТЁГИВАНИЕ ПУГОВИЦ.

Оборудование: Развивающий коврик или книжка дерево с пришитыми к кроне пуговицами, на которые можно пристегивать яблоки (можно сделать другие вариации в виде паровозика и вагончиков, елки и игрушек и т.д.)

  • Грибы из ткани, на шляпки которых можно пристегнуть листочки.
  • Цветы и листочки.
  • Расстегивание и застегивание пуговиц на одежде.

Ход игры:

“Мелкие кружочки
В дырочки нырнули,
Словно на замочки
Домик застегнули”.


ШНУРОВКА.

Оборудование: Нитка, пуговица и схема шнуровки.

Ход игры:

Задача каждого игрока – нанизать на нитку пуговицу таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки соответствовала заданному рисунку.

http://festival.1september.ru/articles/642476/img19.jpg

ПУГОВИЦЫ И НОЖНИЦЫ.

Оборудование: Игровое поле 5х5, расположенными на нём пуговицами разных цветов, форм.

Ход игры:

Выделить пуговицы одного цвета, чтобы срезать их. Пуговицы должны расположены на одной линии по горизонтали, вертикали или диагонали. Пуговицы нельзя срезать по 1.

http://festival.1september.ru/articles/642476/img20.jpg

ПУГОВИЧНАЯ МОЗАИКА.

Оборудование: Понадобятся шаблоны для накладывания пуговиц и пуговицы различного цвета, формы и текстуры.

Ход игры:

Работать можно целенаправленно по признаку или просто так – украшать, добавлять.

http://festival.1september.ru/articles/642476/img21.jpghttp://festival.1september.ru/articles/642476/img22.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Веселые пуговицы".

Игра на развитие произвольного внимания....

Дидактические игры с пуговицами для детей младшего дошкольного возраста.

серия дидактических игр и упражнений с пуговицами...

Дидактическая игра «Пришей пуговицы к пальто»

Цель: развивать мелкую моторику рук.Задачи:- закрепить знания о цвете;- развивать умение подбирать по форме;- развивать самостоятельность;- развивать мышление.Материалы: цветной картон, деревянные пал...

дидактическая игра с пуговицами

Игры с пуговицами очень любят дети как раннего так и старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра развивает моторику, внимание, память, фантазию ребенка. Работать можно целенаправленно по признак...

Дидактические игры с пуговицами для детей дошкольного возраста

Цель этих игр: развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук....

Дидактическая игра "Забавные пуговицы"

Дидактическая игра "Забавные пуговицы"...

Дидактические игры с пуговицами

Игры с использованием пуговиц, сделанные своими руками помогут педагогам и родителям в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста. Для создания игр не требуются дорогостоящие материалы, а тол...