Использование нетрадиционных форм в работе учителя-логопеда
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ярошевич Таисия Яковлевна

В работе представлен конспект отчетного  коррекционно-развивающего занятия с использованием  нетрадиционных форм обучения, с привлечением родителей, как участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 12  г. Белгорода

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Учитель-логопед МБДОУ д/с №12

Ярошевич Таисия Яковлевна

        Картинка 3 из 152010

  МИР земной такой прекрасный-

             Он способен восхищать.

                      Но бывает он опасным...

                             Это каждый должен знать!

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения очень актуальны. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит из-за неумения грамотно вести себя не только в чрезвычайных, но  даже в самых простых ситуациях. Избежать этого можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения.

Знание и соблюдение требований пожарной безопасности только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно дошкольный возраст особенно сенситивен для формирования системы противопожарных знаний,  для воспитания у ребенка самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу для выработки  привычек безопасного поведения, которые совместными усилиями всех окружающих взрослых,  приведут к положительным результатам.

Следовательно, проблема формирования безопасного поведения у детей с  общим недоразвитием речи не только задача воспитателей, но и учителя-логопеда. Ведь самое дорогое, что есть у человека – жизнь и здоровье. И будь ребенок «трижды отличник», но не разбирающийся в данной проблеме, вряд ли он не растеряется в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Исходя из этого, фронтальные занятия мы строим таким образом, что, помимо  развития всех компонентов языковой системы, дети получают на них информацию об окружающем мире, о различных сферах  человеческой жизни, у них  формируется познавательная  и мыслительная деятельность.

       Наряду с  традиционными формами проведения занятий, мы ищем вспомогательные средства, позволяющие значительно усилить мыслительную, познавательную и практическую деятельность, без которой нет движения вперед.

       Одной из эффективных форм проведения отчетных  коррекционно-развивающих занятий является использование  нетрадиционных форм обучения, при которых деятельность детей носит продуктивный, творческий, поисковый характер, во время проведения которых дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. К традиционным соревнованиям, конкурсам  добавились интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных телепередач: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Вопрос на засыпку», «Брейн-ринг», «КВН», «Сто к одному», «Счастливый случай»  и др. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление.

     Регулярное проведение  мероприятий именно в такой форме обусловлено рядом причин.

Во-первых, участие в подобных конкурсах формирует у детей интерес к процессу обучения, повышает их мотивационную направленность, способствует расширению словарного запаса и развитию связной речи, что очень важно для преодоления речевого нарушения. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово. С помощью  элементов  новизны, занимательности поддерживается стойкий интерес к занятиям. Проживание ребенком событий, различных проблемных  ситуаций, накопление опыта решения  проблем  является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.    

       Во-вторых, у дошкольников с ОНР повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить, преодолевается застенчивость, робость,  неуверенность  при выступлении перед  аудиторией.

В-третьих,  в числе важных факторов, влияющих на  воспитание детей в ходе таких праздников и развлечений – деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок учится планировать совместную партнерскую деятельность, проявляет свои способности, мыслит нестандартно,  глубже осознает, как надо поступать в том,  или ином случае, борется за достижение лучших результатов.  Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, пробуждает любознательность и интерес к победе.

      В-четвертых, немаловажную роль в повышении результативности работы  играют ценностные установки и знания  у родителей. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Опора на семью, серьёзный настрой родителей на проведение таких мероприятий  оказывает эффективное воздействие. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.

      «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя»  - под таким названием прошла познавательно-развлекательная игра  «Вопрос на засыпку»,  где дети демонстрировали свои успехи. В игре приняли участие дети групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи детских садов № 12 и № 8 г. Белгорода.

Тема: «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя»

Цель. Сформировать целостное представление о пожарной безопасности, навыки безопасного поведения с огнем и правильные действия в случае возникновения пожара.

Задачи.

1. Образовательные: продолжать формировать систему понятий о противопожарной безопасности; закреплять  знания о причинах возникновения пожара,  первичных средствах пожаротушения, последовательности действий при пожаре; прививать навыки осторожного обращения с огнем; тренировать у детей умение находить решение в чрезвычайной ситуации;  закрепить умение вызывать Службу спасения 01.

2. Развивающие: развивать связную речь,  коммуникативные умения,  расширять и активизировать словарный запас;  развивать  логическое мышление, способность анализировать обстоятельства,   умение обобщать, делать выводы; формировать психологическую готовность воспитанников к действиям в условиях возникновения пожара;  развивать познавательный интерес к теме через практическое применение знаний на практике; развивать физические качества: ловкость, быстроту, смелость.

3. Воспитательные: воспитывать гордость за людей данной профессии;  продолжать воспитывать в детях умение испытывать чувство радости от оказания помощи другим людям; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни,  воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Предварительная работа. 

Рассматривание плакатов по пожарной безопасности; разучивание  стихотворений,  пословиц  о   противопожарной  безопасности;  чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» - Л. Н.Толстого; «Пожар», «В дыму» - Б. Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» - С. Я. Маршака; «Куда спешат красные машины» - Т.Фетисова,  рассматривание иллюстраций к ним; экскурсия в пожарную часть №1 г. Белгорода, беседа о профессии пожарного, знакомство с обмундированием пожарного; драматизация сказки «Кошкин дом»; решение проблемных ситуаций.

 Оборудование и материалы.

Два круглых стола с приспособлениями для подачи сигнала, лампочки красного и зеленого цвета, эмблемы для команд, плакаты для болельщиков,  мешочки с волшебным песком, песочные часы для каждой команды, магический шар, плакаты с изображением различных пожароопасных ситуаций;  телефон, игрушечная пожарная машина (2 шт.), кегли (10 шт.), сигнальные карточки, обручи (4 шт.), игрушечные животные,   шары красного цвета (6 шт.), лабиринты (2 шт.), удостоверения юного пожарного (16 шт.), призы.

Мотивация: игровая – «Вопрос на засыпку».

Ход.

- Встречайте участников игры.

     - За красный стол садится команда  «Знайки» детского сада № __, капитан команды…

     - За  зеленый стол садится команда «Капитошка» детского сада № 12, капитан команды…

- Ответы команд оценивает жюри. Жюри прошу занять свои места…..

Команды говорят девиз.

ДОУ № __  «Знайки»:

       «С огнём не играйте! С огнём не шалите!

         Здоровье и жизни свои берегите!».

ДОУ № 12  «Капитошка»:

       «Спешит Капитошка вам доложить, нам без воды никак не прожить.

         Если пожар разгорится большой, быстро потушим его мы водой».

- Напоминаю правила игры.

   Я говорю вопрос, если кто-то из игроков знает ответ, то он поднимает руку, а капитан нажимает кнопку. Отвечать будет та команда, капитан которой первым включил лампочку.  Но одно условие: кнопку капитан должен нажать только после окончания вопроса. Если ответ неправильный, то отвечает другая команда. За каждый правильный ответ команда получает балл. В каждом раунде есть «вопрос на засыпку». За правильный ответ на этот вопрос команда получает мешочек с волшебным песком. Перед финальной игрой волшебный песок из каждого мешочка высыпается в песочные часы, песка в них ровно на 20 секунд в каждом. Чем больше мешочков с волшебным песком у команды, тем у них больше шансов выиграть финальную игру, у них будет больше времени для обдумывания на вопрос. Игра будет проходить в 5 раундов.

Первый раунд.  «Знает мальчик и девчушка: спички детям не игрушка»

  1. Отчего возникает пожар в квартире?

(Когда балуются со спичками и зажигалками.  Когда забывают выключить электроприборы.  Когда сушат белье над плитой. Когда дома зажигают бенгальские огни, фейерверки, свечи).

  1. Отчего может возникнуть  пожар на природе?  

(Если разжигать костер возле деревьев или домов.  Если поджигать сухую траву.

Если поджигать тополиный пух или пускать горящие «самолетики»).

  1. В квартире начался пожар, но огонь небольшой. Ваши действия?

(Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло. Или вылив кастрюлю воды).

  1. Огонь сразу не погас. Ваши действия?

(Если огонь не погас, надо немедленно убегать  из дома в безопасное место.

И обязательно закрыть  плотно дверь в ту комнату, где горит, так как от воздуха огонь разгорится сильнее.  И только после этого позвонить в службу спасения по телефону 01 или попросить об этом соседей).

  1. От чего при пожаре в первую очередь гибнут люди?

(От дыма, они просто задыхаются).

 

  1. Если в квартире много дыма, как надо пробираться к выходу?

(Низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем).

«Вопрос на засыпку»

7.   Где лучше прятаться при пожаре – в шкафу или под диваном?

(Прятаться ни в коем случае нельзя,  пожарные долго не могут найти детей из-за этого, от дыма и огня нужно убегать).

- Пока жюри будет подводить итоги первого раунда, у нас  переменка.

Переменка.          Игра «Будь внимательным!»

1.  Играю в школу, учу зайку                                    (Да, да, да,

     Сложу любимую мозаику.                                    начинается игра).

2.  Дома ты один остался                                           (Никогда,

     С розеткой поиграть собрался.                             чтоб не грянула беда).

3.  Скучно стало одному,                                           (Да, да, да,

     Возьму я мишку   обниму.                                    начинается игра).

4.  Трое маленьких ребят                                           (Никогда,

      С огоньком сидят, шалят.                                    чтоб не грянула беда).

 5.  Пламя прыгнуло в листву,                                  (Никогда,

      Кто у дома жег траву?                                         чтоб не грянула беда).

6.   Беру я в руки карандаш,                                      (Да, да, да,

      Рисую светлый домик наш.                                 начинается игра).

7.   Электричество включу,                                       (Никогда,

      Отверткой в лампе покручу.                               чтоб не грянула беда).

8.  Зажгу я свечу                                                          (Никогда,

    И бенгальский огонь,                                              чтоб не грянула беда).

    Пусть будет красивым                

    Мой праздничный дом.

- Слово жюри – итоги первого раунда.

Второй раунд.  «При пожаре не сидим – набираем 01»

  1. По  какому  номеру телефона нужно звонить в случае пожара?

   (Единая служба спасения - 01).

 

  1. Как сообщить о пожаре?

(Позвонить в службу спасения и назвать свой точный адрес: улицу, номер дома, номер подъезда, код, этаж, номер квартиры).

  1. Если в доме нет телефона, как сообщить о пожаре?

 (Позвать людей с балкона.  Надо махать полотенцем из окна и кричать «Пожар»).

  1. Люди какой профессии борются с пожарами?

 (Пожарные).

  1. Почему работа пожарных нужна людям?

 (Они тушат пожар, спасают людей, их вещи, дома).

  1. Какими должны быть пожарные?

(Сильными,  смелыми,  закалёнными, ловкими, мужественными,  находчивыми, решительными).

«Вопрос на засыпку»

7. Вызовите  службу спасения. (Предметы для наглядности:  телефон). (Участник команды должен набрать номер телефона 01,  назвать свой точный адрес,  что и где горит).

- Пока жюри  подводит итоги второго раунда, у нас музыкальная пауза. 

Частушки на тему: «Пожарная безопасность»

- Слово жюри – итоги второго раунда.

Третий раунд. Спецзадание

- Выигравшая команда получает мешочек с волшебным песком.

П/игра «Пожарное дело - для крепких парней, пожарное дело – спасение людей»  

- Ребята, вам необходимо змейкой оббежать кегли, везя за верёвочку пожарную машину, стараясь не сбить ни одной кегли, возвратиться до линии старта и передать машину следующему игроку. Кто быстрее?

- Слово жюри. 

Четвертый раунд.    «Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом!»

1.  У вас загорелся телевизор. Ваши  действия?

(Выдернуть шнур из розетки, обмотав руку сухой тканью.  Накрыть его сухим одеялом, и немедленно выйти из комнаты, плотно закрыв за собой дверь.  А потом  звать на помощь соседей и взрослых).

2. На вас загорелась одежда. Ваши  действия?

(Надо упасть на землю, накрыться влажной тканью.  Бежать нельзя, иначе огонь разгорится сильнее).

 

3. Посмотрите на рисунок. Какое правило пожарной безопасности нарушили дети?

  (Нельзя играть со спичками).

4. Посмотрите на рисунок. Какое правило пожарной безопасности нарушено в этом случае?

(Нельзя разводить костры в лесу, возле деревьев. Нельзя оставлять не затушенные костры).

5. Что делать, если в подъезде дым?

(Надо защитить свою квартиру от дыма – сразу закрыть свою дверь. Если дым все-таки проникает - закрыть щели в двери мокрыми тряпками.  И звать на помощь взрослых по телефону или через окно).

 

6.  Звучит музыка. Внимание! Магический шар.

 - Послушайте загадку.

      «Чтобы не было огня не играйте вы в меня». Вопрос: «Что же  лежит в магическом шаре?».  (Спички).

«Вопрос на засыпку»

7. Назовите правила противопожарной безопасности?

(Не играть дома со спичками и зажигалками.  Уходя из комнаты или из дома, не забывать выключать электроприборы. Ни в коем случае не зажигать фейерверки, свечи, бенгальские огни дома.  Не поджигать сухую траву, тополиный пух).

 - Пока жюри будет подводить итоги четвертого раунда, у нас  переменка.

Переменка.    Игра «Разрешается – запрещается»

     - Думаем, вспоминаем, быстро отвечаем! Возьмите в руки свои сигнальные карточки и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зелёный кружок, если это делать можно.

- В случае пожара вызывать пожарных по телефону 01…разрешается.

- Играть дома со спичками …запрещается.

- В случае пожара  кричать и звать на помощь взрослых…разрешается.

- Оставаться в помещении, где начался  пожар… запрещается.

- В случае пожара  прятаться в угол, под шкаф, под кровать… запрещается.

- Оставлять без присмотра включенные электроприборы… запрещается.

- В случае пожара  двигаться ползком или  пригнувшись к выходу …разрешается.

- Сушить белье над плитой … запрещается.

- Поджигать тополиный пух … запрещается.

- Соблюдать правила противопожарной безопасности … разрешается.

- Слово жюри – итоги четвертого раунда.

Пятый раунд. Игра с болельщиками

- Выигравшая команда болельщиков получает мешочек с волшебным песком для своей команды.

П/игра «Работа у нас такая - спасаем, спасаем, спасаем...»

- Ребята, вам необходимо спасти из огня игрушечных животных. Вам нужно, перепрыгнув через «препятствие»,  добежать к обручу с фигурками животных. Взять одну, вернуться к своей команде, положить животного в другой обруч, стать в конце колонны. Побеждает та команда, где дети быстрее перенесут «животных».

Игра со взрослыми болельщиками

  1. П/игра «Огонь – опаснейшая штука, он над собой не любит шуток»

Каждому  участнику к ноге привязывается  воздушный шарик (красного цвета, имитирующий огонь).

- Вам, уважаемые взрослые,  не задевая друг друга руками необходимо «потушить огонь» (лопнуть шарики) у другой команды. Чья команда быстрее.

2. «Лабиринт»

- Пожарная команда благополучно справилась с пожаром и отправляется в гараж, но сначала она должна заправить пожарную машину на бензоколонке. Кто быстрее?

- Пока жюри будет подводить итоги пятого раунда, у нас  переменка.

Переменка.  «Пословица  недаром  молвится»

- По очереди болельщики каждой команды будут  называть пословицы и поговорки на противопожарную тему.  Внимание... Начали!

1. От искры пожар рождается.
2. Пока искра в пепле, тогда и туши.
3. Не шути с огнем - обожжешься.
4. Огонь да вода все сокрушат.
5. В огне и железо плавко.
6. С огнем не шути, сгореть можно.
7. Не играй кошка с огнем - лапу обожжешь.
8. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
9. Дорого при пожаре и ведро воды.

10. Спички детям не игрушки.

11. И малая искра сжигает города.

12.  С огнем воюют, а без огня горюют.

13. Спички не тронь - в них огонь.

14. Не имей привычки носить в кармане спички.

15. Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней - огонь.

16. Маленькая спичка сжигает большой лес.

17.  В руках спичка была, да изба сплыла.

18. Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла.

19. Пожар вызывают электроприборы, когда они остаются без надзора.

20. Огонь – опаснейшая штука, он над собой не любит шуток.

- Слово жюри – итоги пятого раунда.

 - Сейчас подсчитаем, сколько мешочков с волшебным песком заработала каждая команда. (Высыпаю песок в песочные часы). Времени для финального задания у каждой команды столько, сколько будет сыпаться песок в песочных часах.

Финальная игра.  

«Безопасность нам нужна, безопасность нам важна!»

 

- От каждой команды участвуют капитаны для решения очень важной задачи (с использованием плаката).  

- Задание капитану команды «Знайки» - назвать причины пожаров. (Неосторожное обращение с огнем. Игры с огнем. Оставленные без присмотра электроприборы. Газовые и электрические плиты. Фейерверки).  

- Задание капитану команды «Капитошка» - назвать основные правила поведения при пожаре. (Вызвать пожарных по телефону 01. Мелкое возгорание потушить подручными средствами. Если это невозможно, срочно покинуть помещение. Если выйти невозможно, найти источник свежего воздуха, выбраться на балкон. В задымленном помещении дышать через мокрую ткань.)

       Картинка 13 из 152010

- А теперь просим жюри подвести итог всей игры и определить команду победительницу.

Вручение «УДОСТОВЕРЕНИЕ ЮНОГО ПОЖАРНОГО»

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12

http://im8-tub.yandex.net/i?id=330832415-15-24

Помни твёрдо правила пожарной безопасности, это спасёт тебя от неприятностей!

                       

ЕСЛИ С ТОБОЮ СЛУЧИТСЯ БЕДА-

ЭТОТ НОМЕР ПОМОЖЕТ ВСЕГДА!   01

Ю н ы й    д р у г !

        Ты твёрдо знаешь:

Правила пожарной безопасности.

Номер 01 для вызова службы спасения.

   

        Ты всегда сможешь:

Помочь младшим в случае пожара.

Спасти собственную жизнь.

Список использованных источников

1.  Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 144с.

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников». – М.: Просвещение, 2000.

3. Детям о пожарной безопасности. Альбом из 10 плакатов. Художник Ю.К.Школьник. – М.: «СОУЭЛО», 2008.

4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. -  Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. -384 с.

5. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь. // Дошкольное воспитание. – 2005г. - № 1, стр. 32-40.

6.  Смирнова С.А. Игровые методы и приемы в обучении детей. // Управление ДОУ. - 2008г.-

№ 1, стр.89-92.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М.: Сфера, 2010. - 64 с.

8. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М: Сфера, 2008 – 64с.

9. Ярошевич Т.Я. Компетентностный подход в формировании навыков безопасной жизнедеятельности у дошкольников. // Дошкольное образование Белгородчины: проблемы, находки, опыт. Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Белгородской области. Выпуск № 5. – Белгород: ЛитКараван, 2009, С.  264-269.

10. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов /Сост. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1999. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

Иллюстрации из поисковой системы  Яндекс.

Фотографии из личного архива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное использование палочек Кюизенера в работе учителя-логопеда.

2 слайд: Актуальность: В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории дете...

Использование инновационных форм в работе учителя - логопеда

Использование инновационных форм в работе учителя - логопеда...

Консультация: «Нетрадиционные логопедические технологии. Использование песочной терапии в работе учителя - логопеда»

Использование песочной терапии в работе логопедаЛогопедические игры в песочной стране.Артикуляционные упражнения.Развитие фонематического слуха и восприятия.Пропедевтика и коррекция лексико – гр...

Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ

Самыми сложными направлениями работы при нарушении речи дошкольников являются развитие артикуляционной моторики, формирование артикуляционных укладов, автоматизация вызванного звука, развити...

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ"

Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста в последнее время встречаются все чаще. Речевая недостаточность у большинства дошкольников сопровождается несформированностью отдельных компоненто...