Консультация для родителей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Слободских Валентина Николаевна

Консультация для родителей

«Влияние фольклора на развитие связной речи детей 4-5 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние фольклора на развитие связной речи детей 4-5 лет группы общеразвивающей направленности»

Слово фольклор в переводе с английского означает - народная мудрость.

Многое в нем создавалось специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, потешки, прибаутки, загадки, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии- детский фольклор.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания. Самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил русский педагог К. Д. Ушинский.

 А. П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание малышей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пословиц, песенок вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию связной диалогической (разговорной) речи.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать :

фонематический слух

грамматический строй речи

звуковую культуру речи.

обогащать словарь

Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.

 Произведения народного творчества-  это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. В начале четвертого  года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни в дошкольном возрасте эстетического восприятия художественной литературы.

Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие связной речи детей неоспоримо.

Прибаутки используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время физкультурной деятельности показывая движения, проговариваем «Большие ноги шагают по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке».

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

 2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

 3. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.

Следует отметить, что качественное развитие речи детей  невозможно в одностороннем порядке. Помимо групповых занятий в детском саду, необходима систематическая индивидуальная речевая работа с ребёнком дома. В связи с этим крайне важно тесное сотрудничество между родителями и воспитателями детского сада. Такое взаимодействие окажет положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к произведениям устного народного творчества, как средству развития речи.

Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста

В данной  статье рассматривается проблема развития связной речи детей средствами малых форм фольклора, её актуальность и значимость. Ключевые слова: фольклор, компетенция, развитие речи, реб...

Доклад для педагогов по теме: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Выступление на МО  с темой «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста»

        Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Речь - не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информ...

«Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...

Сообщение на тему «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Сообщение на тему "Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"Подготовила: воспитатель Кудаева Е.Н....

Сообщение на педсовете: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.По словам А.П. Усовой "словесное русское нар...