Родительское собрание в старшей группе на тему «Мир природы и ребенок»
консультация (старшая группа)

Скрипко Наталья Геннадьевна

повышение уровня экологической компетентности родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе

 на тему

«Мир природы и ребенок»

Цель: повышение уровня экологической компетентности родителей.

Задачи: 

-Создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе.

-Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде.

-Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по  формированию экологической  культуры дошкольников.

-Дать возможность родителям осознать свою индивидуальную ответственность за формирование экологической культуры своего ребенка.

-Дать родителям представление об уровне сформированности у детей знаний об окружающем мире.

-Наметить и определить пути дальнейшей работы по формированию экологической культуры детей и родителей. 

План проведения:

1.Вступительное слово.

2.Обозначение проблем. Упражнение «Вопрос – ответ»

3.Мини-дискуссия. 

4.Детские рассуждения на тему “Экология ”, (Устами младенца, загадки).

5.Экологическая разминка «Найди лишний предмет»

6. Анализ анкет.

7.Заключительное слово

Предварительная работа: Подготовить анкеты и провести опрос родителей на тему «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» Оформить папку – передвижку «Правила поведения на природе».  Памятка «Наша планета - цветущий сад!»

Предполагаемый результат: Осознание родителями своей индивидуальной ответственности за состояние окружающей среды.

Понимание родителями механизмов формирование экологической культуры у детей (художественная литература, произведения искусства, личный пример, собственная активная позиция, и формирование системы знаний о природе).

                                             Ход собрания:

1.Вступительное слово: 

Воспитатель:  Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.  А начнем мы ее с небольшой игры, чтобы настроиться на дружескую и непринужденную обстановку. Передавая друг другу этот маленький глобус ответьте на вопрос: “Моя планета,… какая она?” (высказывания родителей). Спасибо большое!

Воспитатель:  Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить  вопросы на тему «Мир природы и ребенок».

Чтоб радость завтрашнего дня

 Сумел ты ощутить.

 Должна быть чистою Земля

 И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

 Терзал за веком век,

 И брал все только для себя

 «Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

 «Природную среду»,

 Но почему ж так поздно мы

 Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

 Нам трудно разглядеть

 Все те страданья, что Земле

 Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

 Коль растворен в ней яд?

 Надолго ль хватит тех лесов.

 Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

 И чистую гладь рек – всю Землю

 Можешь только ты,

 Разумный человек !

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе». (В.А.Алексеев)

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценной ориентации в окружающем мире. Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у детей основ экологической культуры.

Воспитатель: Уважаемые родители, прошу Вас ответить на ряд вопросов.  Подумайте  и найдите нужный ответ.   (Ответы  написаны на карточках)

2. Обозначение  проблемы. Упражнение «Вопрос – ответ»

Воспитатель: «В чем причина экологических проблем, угрожающих здоровью и жизни людей?»

(Ответы пишут родители)

-Загрязнение окружающей среды

-Сокращение площади лесов

-Опустынивание почвы, ее загрязнение

-Изменение климата

-Озоновые дыры

          Воспитатель: А что же делать в сложившейся ситуации? Изложите свои мысли, дальнейшие действия.

(Ответы пишут родители)

- Беречь и охранять природу

- Не бросать мусор, а утилизировать его.

- Воспитывать любовь к природе с раннего детства

- Показывать личный пример в положительном отношении к природе.

Воспитатель: Молодцы! Трудно найти человека, равнодушного к природе. С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка, вовлекать детей в совместную деятельность, давать посильные поручения.  Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться в меру своих  к ее защите, помогал ей, оберегать и сохранять все живое.

Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Красота и многообразие природы, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, рассуждать, рассказывать, спрашивать.

3.Мини-дискуссия. Блиц опрос: Родителям предлагается вытянуть карточки и ответить на вопросы:

- Дети принесли ёжика из леса – Ваши действия?

- Малыш разогнал стаю голубей – Дайте оценку поступку.

- Назовите правила поведения на природе

- Ребенок для игры сломал ветку дерева – Ваша реакция?

- Ребенок просит засушить бабочку – что Вы ему ответите?

По ходу дискуссии педагог задает наводящие вопросы, предлагает подумать, как объяснить ребенку свое решение: прочитать энциклопедию, эмоциональное воздействие, просмотр экологических мультфильмов, чтение литературных произведений.

Не забывайте каждый раз, сталкиваясь в быту с подобными ситуациями объяснять детям о необходимости чуткого отношения к природе.

Воспитатель: А хорошо ли мы, взрослые, знаем окружающую нас природу? Сможем ли мы донести до детей достоверные сведения. Давайте поиграем и проверим свои знания

4. Детские рассуждения на тему “Экология”

Отгадайте, о чем говорят ваши дети:

-Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер)

-Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк).

-Светящийся шар, горячий, а еще это звезда и планета. (Солнце).

-Это то, где все считают и когда он есть, то на деревьях листики вырастают. (Почва)

-Она большая и грязная, и мама не разрешаем по ней бегать”. (Лужа).

-Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя им делать. (Заповедник).

Загадки, придуманные детьми для родителей:

1. В трубе задерживает дым, пыль. (Фильтр)

2. Черный воздух, облако, как пыль, бываем, когда топят печку. (Дым)

3. Там квакают лягушки и растут камыши. (Болото)

4. Это когда не бывает дождя, жарко как в пустыне. (Засуха)

5. Его выдыхают животные и люди, от него гибнет все живое. (Углекислый газ)

6. То, что нас везде и всегда окружает. (Природа).

7. То, что идет от солнца, а вечером от лампы. (Свет)

8. Его выделяют растения. (Кислород).

9. В году их четыре. Сначала птицы прилетают, потом выводят птенцов, затем они улетают опять, а в это время медведь спит в берлоге. (Времена года).

Давайте будем помнить о том, что дети очень чутко и порой, по-взрослому реагируют на проблемы окружающей среды.

5.Экологическая разминка «Найди лишний предмет»

            Большое значение для развития мышления и речи имеют упражнения, в процессе которых дети проводят классификацию предметов. Сейчас мы поиграем с вами в такую игру, а вы можете более простые варианты использовать для игры с ребенком дома, по дороге в детский сад, гуляя на улице.

Воспитатель предлагает родителям выбрать один лишний предмет из четырех. Лишний предмет определяется по несоответствию обобщающему понятию. Для игры берутся экологические категории, например:

• Яблоко, арбуз, банан, мандарин, (фрукты - ягода)

• Дуб, ель, акация, береза, (деревья - кустарник)

• Воробей, голубь, ласточка, синица, (зимующие птицы 1 перелетная птица)

• Чиж, грач, куница, скворец, (птицы - животное)

• Собака, кошка, тетерев, рысь, (животные - птица)

• Свинья, корова, лиса, кошка, (домашние животные - дикое животное)

• Волк, белка, баран, ёж. (дикие животные - домашнее животное)

• Фиалка, гвоздика, полынь, ромашка, (цветы, трава)

• Огурец, баклажан, яблоко, морковь, (овощи - фрукт)

• Акула, дельфин, форель, семга, (рыбы - животное)

• Жук, бабочка, воробей, стрекоза, (насекомые - птица)

6. Анализ анкет.

А сейчас мы с Вами поговорим об анкетировании по экологическим вопросам.

Анкетирование показало, что

-100% родителей считают необходимым знакомить детей с природой своего поселка;

-88% родителей считают, что в нашем поселке существуют экологические проблемы, такие как: мусор на улицах, выхлопы от машин, загрязнение озера, шлак от ТЭЦ; и 12% родителей считают, что у нас все хорошо;

-76% родителей обладают достаточной информацией о природе нашего поселка, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы, 24%  не обладают;

-88% родителей совершают вместе с ребенком, выезды на природу, 12% не считают этого нужным;

-100% родителей ответили, всегда забирают мусор с собой после посещения прогулок на природе;

-94% родителей считает, что ребенок знает правила поведения в природе, 6%  не знает;

29% родителей использует бросовый материал для поделок с детьми, а 71%родителей этим не заинтересованы;

-82% родителей проводят беседы с детьми о вреде бытовых отходов; 18% не беседуют с детьми на эту тему;

-65% родителей используют  в семье литературу по экологической воспитанию, такую как, чтение экологических сказок, детские журналы по экологии, 35% не используют такую литературу;

-59% родителей приобщают детей к уборке территории возле своего дома,41% родителей в этом не заинтересованы;

-100% родителей приучают своих  детей убирать за собой мусор.

И на последний вопрос: Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе  детского сада? Вы предложили провести совместные викторины, КВН, просмотр познавательных мультфильмов, праздники, театральные представления,  изготовление кормушек, субботники, посещение открытых занятий.

Большинство родителей оценили работу по экологическому воспитанию  ДОУ положительно. Многие откликнулись на призыв о помощи и проявили активные действия в участии различных мероприятий экологического характера проводимых в ДОУ и за его пределами. (Всероссийские и Международные конкурсы).

7. Заключительное слово

Воспитатель: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля

Нельзя любить природу, не зная ее законов. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь ее. Через несколько лет наши с Вами дети вырастут, станут взрослыми людьми. И уже на их плечи ляжет ответственность за судьбу нашей Земли, нашего края, нашей природы.

Задача родителей совместно, вместе подвести ребенка к пониманию нашей общности, пониманию окружающего мира, мира Природы.

Список используемой литературы: 

Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. -238с.

Зенина, Т.Н. Родительские собрания в ДОО Выпуск 1. Методическое пособие. ФГОС / Т. Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2016.-96с.

Кыласова, Л.Е. Родительские собрания / Л.Е.Кыласова, Н.В. Ротарь, Т.В.Карцева. - Волгоград: Учитель, 2012.-146с.

Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / С. В. Чиркова.- М.: ВАКО, 2010.- 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе Тема "Знаете ли вы своего ребенка?"

Родительское собрание в старшей группе детского сада, с подробным, поэтапным изложением всего хода мероприятия, с добавлением фотографий....

Открытое родительское собрание в старшей группе. Тема: «Воспитание здорового ребенка»

Закаливание, как действенное средство борьбы с простудными заболеваниями....

План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»

Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...

План-конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Здоровье ребенка в наших руках»

Здоровые дети – это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители!...

Родительское собрание в старшей группе Тема: «Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет»

Цель: Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет, познакомить родителей с задачами и особ...

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на собрании нашей группы. Все мы с вами разные, но у нас есть общее – это наши дети наш детский сад, наша группа, наше постоянно...