Консультация для родителей «Пальчиковое рисование как способ развития мелкой моторики»
консультация

Бадамшина Ирина Рафиковна
Развитию мелкой моторики рук и фантазии ребенка способствуют интересные творческие занятия. Один из таких вариантов — рисование пальчиками и ладошками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_palchikovoe_risovanie.docx269.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Пальчиковое рисование как способ развития мелкой моторики»

https://www.oekotest.de/static_files/images/chapters/52507/Fingerfarben-im-Test-Die-Produkte-haben-sich-verbessert-_Sakharova-Anastasia-Shutterstock.jpg

Такое полезное пальчиковое рисование

      Пальчиковое рисование -это не только интересно и весело, но и очень полезно. Оно положительно влияет на настроение и поведение малышей, приобщает их к творчеству, развивает мелкую моторику рук. Инструменты – пальцы и ладошки маленьких художников, «объект для размазывания» – специальные краски, а первый учитель – мама. Созидая и экспериментируя с красками, можно ознакомить малыша с названиями цветов, формами, размерами. И это знакомство будет в виде веселой игры, а не скучным занятием.

Почему так важно для детей развивать мелкую моторику рук?

       Дело в том, что в головном мозге человека центры, ответственные за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответственные зоны мозга, мы "включаем" и близлежащие зоны, которые отвечают за речь. Поэтому, чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше будет и речь ребенка.

Как рисовать пальчиками?

       Перед началом творческого занятия подготовьте все необходимое: краски (можно взять специальные, гипоаллергенные пальчиковые, а можно и простую жидкую гуашь или разведенную водой акварель, мисочку с водой для мытья пальчиков, тряпочку. Подготовьте рабочее место-накройте стол пленкой, клеенкой или газетой. Оденьте ребенку одежду, которую не жалко испачкать или фартук.

       Не торопитесь обмакнуть в краску пальчик малыша. Он может испугаться и наотрез откажется «пачкать» ручки, сначала покажите как вы сами рисуете пальцами или даже ладонью. На первых занятиях можно "покомандовать" пальчиком ребенка. Обмакните его в краску, а потом сделайте оттиск, при этом все действия необходимо обговаривать: "Вот так получилась точечка, кружочек. А так вот получаются линии, а так-капельки. и т. д". Старайтесь приучать ребенка рисовать несколькими пальчиками, а не только указательным. А вот начинать нужно именно с указательного, ведь им работать легче всего. За одно занятие раскрашивайте только один рисунок. Ведь для малышей -это сложное и ответственное занятие. Маленький ребенок еще не видит конечного результата, для него важен сам процесс. Пусть он закрасит картинку неправильно, или измажет весь листок. Это не важно! Главное ребенок -созидает, а значит, получает положительные эмоции.

Существует несколько техник пальчикового рисования:

      Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);

      Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры), прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки), соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки);

      Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки) .
 

Объединяйте техники и создавайте свои шедевры!!! Не забывайте хвалить маленького художника и сделайте на память альбом пальчикового рисования!

Заниматься с дошкольником нужно, соблюдая определенную этапность, зависящую от возрастных возможностей маленького художника:

  1. Этап беспорядочных пятен. Это первые занятия с малышом раннего возраста, который еще не способен создать на бумаге образы, но его непременно увлечет размазывание ярких колеров по листу. На этом этапе важно показать малышу технику рисования, а также постараться выделить указательный палец как основной рабочий. Обычно малыши размазывают краску сразу всеми пальчиками. Нужно периодически в ходе занятия брать указательный палец ребенка, макать в краску, водить по бумаге именно им. Постепенно малыш поймет, что указательным пальчиком работать удобнее. Этот момент важен для ускорения развития письма и художественно-прикладных навыков у будущего школьника.
  2. Этап раскрашивания по зонам. Постепенно дошкольник начнет осознавать, в каких местах и какого цвета нужно делать пятна, сюжеты его рисунков будут становиться все понятнее и осмысленнее. Например, если родитель попросит изобразить снежные сугробы, ребенок сделает это в нижней части листа в виде округлых белых холмиков. Это значит, у дошкольника формируется представление о зонировании изображения, то есть закрашивании определенных участков, за контур которых вылазить нельзя, иначе композиция нарушится. Практикуется такое рисование пальчиками в младшей группе, где дошкольникам 2–3 года.
  3. Выстраивание по форме. Такая техника рисования предназначена для дошкольников 3–5 лет, которые уже имеют хорошую плоскостную и пространственную ориентацию. Она подразумевает, что ребенок изображает цветные пятна вдоль определенной линии или проставленных меток. Например, пальчиками нужно поставить зеленые листики на шаблонном изображении ветки дерева. Или разноцветные лампочки на новогодней гирлянде. Взрослому задание может показаться простым, но ребенок не всегда понимает, куда тыкать пальцы. Поэтому на первых порах ему нужно помогать, подсказывать нужные точки.
  4. Дорисовывание. Это самый творческий этап, к которому приступают, когда дошкольник уже хорошо владеет техникой рисования пальцами. На этом этапе отпечатки пальцев становятся основой для дальнейшего вырисовывания персонажа с применением воображения. Например, изобразив в ряд несколько зеленых пятен, останется подрисовать маркерами глазки и ножки, чтобы получилась забавная гусеница.
  5. Мазки. Это самый сложный этап. С помощью техники нанесения краски не пятнами, а мазками разной длины и толщины можно создавать высокохудожественные картины, напоминающие произведения импрессионистов. Рисование пейзажей и натюрмортов мазками практикуют в старших детсадовских группах, где дошкольники уже имеют представление о композиции, цветовых сочетаниях, оттеночных переходах.

Какие краски использовать?

      Поскольку пальчиками рисуют с раннего возраста, можно не сомневаться, что маленький художник захочет лизнуть яркий пигмент. Чтобы предупредить вероятность отравления, для малыша 1–2 лет предпочтительны не фабричные, а приготовленные родителями пигменты. Проще всего использовать выжатый свекловичный, морковный, смородиновый, вишневый, шпинатный сок.

       Другой вариант — купить в продовольственном магазине набор пищевых красителей, смешать их с хорошо вываренной манкой. Густотой каши определяется плотность красок. Слишком жидкой ее делать не стоит, иначе рисовать будет неудобно.

     Третий вариант самостоятельного изготовления красок более сложный. Соедините 2 стакана муки и 7 больших ложек мелкой поваренной соли. Затем порционно добавляйте воду, пока масса не обретет сметанообразную консистенцию. В получившуюся смесь влейте большую ложку подсолнечного масла, тщательно размешайте. Разделите массу на порции. В каждую порцию добавьте определенный пищевой пигмент, опять хорошенько размешайте. Дополнительно можете добавить немного глицерина, тогда краски станут глянцевыми.

      Для дошкольников 3–4-летнего возраста, уже знающих, что нельзя тянуть в рот все, что попадется на глаза, можно приобрести пальчиковые краски. В отличие от маркеров, акварели, гуаши и прочих средств рисования, эти краски совершенно безвредны, в их составе нет токсичных компонентов, способных впитаться в организм через кожный покров. Имея в составе только воду, пигменты и связующие компоненты, они легко смываются даже с тканевых поверхностей.

      При покупке красок от российского производителя убедитесь, что на упаковке стоит номер санитарного разрешения. А на импортной продукции должен стоять значок «AP» либо «CE», означающий соответствие стандартам безопасности.

      Пальчиковые краски готовы к эксплуатации, не требуют разбавления. Выпускаются изделия с горькими компонентами во вкусе, чтобы ребенку, один раз попробовав, больше не захотелось их лизать. Производятся краски с мелкими абразивными частицами в составе, делающими поверхность высохшего рисунка рельефной, шершавой. Есть изделия, которые светятся в темном помещении.



Рецепт самодельных пальчиковых красок

Необходимо: 0.5 кг муки,5-6 ст. л. мелкой соли,1-2 ст. л. растительного масла без запаха, вода, пищевые красители.

Как приготовить: смешать миксером муку, соль, масло и воду, последний компонент вливайте понемногу, пока масса не доведется до консистенции густой сметаны. После нужно разлить это жидкое тесто по баночкам и добавить в каждую пищевой краситель. Желаем творческих успехов и положительных эмоций!

Как сделать объемные краски.

Вам понадобятся: 1 столовая ложка самоподъемной муки, несколько маленьких капель пищевого красителя, 1 столовая ложка соли, немного воды, чтобы добиться однородной массы.

В качестве основы для будущей картины используйте плотный картон. Готовую работу просушите в микроволновой печи в течение 30 сек.

https://mywishboard.com/thumbs/wish/j/h/k/1020x0_zlxevuoezxxvtujz_jpg_7efa.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусс...

Буклет для родителей «Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики»

В данном буклете представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусс...

Консультация для родителей:"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики у детей"

Развитие мелкой моторики-естественный процесс,он берёт своё начало уже в младенческом возрасте.Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание,память,слуховое и зрительно...