Консультация для родителей "Сказочная безопасность"
консультация

Асеева Ольга Владимировна

Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из   слоёв – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети.

Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо содержать определённые правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом, повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истинны, вы научите ребёнка бдительности, и осторожности. Причём (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть в нём и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь. А если вдруг попадёшь в переделку – как из неё выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Сказочная безопасность.

Я думаю, вы замечали, что детский сказки часто плохо заканчиваются. И наверное, не раз задавались вопросом, а почему? А действительно, почему сказки (и песенки, и прибаутки) для самых-самых меленьких такие плохо заканчивающиеся?

И вот ещё что интересно (обращали внимание?): сказки для детей постарше, как правило, заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают «жить-поживать». А у малышей – сплошной «караул!». То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножик в лесу остаются. Что, наши предки погуманнее не могли чего-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать?                                                                      Конечно, нет.

Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чём-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им-то и объясняется, что будет, если:

-если младенца положить на краю

- если оставить без присмотра (или оставить под присмотром ненадёжных людей);

-если по вашему недогляду «хвостиком заденет», чего задевать не полагается;

-если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него ) место.

Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причём в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Ёмкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку – и вы найдёте в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности.

Попробуйте сами подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам-предостережениям. Заметите в сказках ещё много чего интересного. Например, о том, что оставлять ребёнка опасно без присмотра, говорится в сказках «Колобок», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

А в каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное, незнакомое) место? Какие советы и предострежения даются в них?

Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и тот же мотив. Как вы думаете, почему? Может быть, потому, что много раз и по-разному повторённое в голову хорошо западает?

Может быть, вот так, рассказывая и читая сказки и проживая вместе с ребёнком разные ситуации, мы тоже узнаём что-то новенькое о себе? Может быть, отвлекая себя от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят – на какой-то иной уровень. И рассказывают – о тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.

А что касается самих детей…

У маленьких детей воображение ещё спит, и потому младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что «быть проглоченным» и «умереть», по сути, одно и то же. И не пугает его, что «рожки да ножки» остались, а козлик исчез:  так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу всё равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос интонации. Но интонации у вас разные! Но ваш голос настораживает! И маленький ребёнок сначала смутно, потом всё яснее и чётче осознаёт: что-то тут не так. Ребёнок вслушивается, и что-то откладывается в его памяти, и потихоньку-полегоньку он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения – правила безопасности. Заранее, до того, как придёт пора пугаться. Причём важная для малышей информация подаётся в самой доступной форме – в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь.

В народных сказках есть чёткая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребёнок. И малыш впитывает её буквально с молоком матери.

Все мамы – во все времена – поют свои малышам колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок…». Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.

«Край» - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за «краем», находится чужая «земля», на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, - «серенький волчок» (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти «за край» и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в «серединке», месте освоенном м охраняемом.

Поэтическая форма помогает ребёнку прочувствовать и усвоить такие понятия «край», «своё, надёжное» - «чужое, опасное».

Ну а что случится, если всё-таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё и без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти». («Что с ним случилось? Да-да, «остались от козлика рожки да ножки».)

Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошёл без вредных последствий, ждите следующего.  Насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам – вот чему мы должны научить ребёнка благодаря колобку.

В сказке всё сказано, всё объяснено. Ваша задача – лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети «срисовывают» отношение к чему-либо или кому-либо с родителей (как мама/папа, так и я).

Вот и покажите своё отношение к поступкам беспечного героя. Но – обратите внимание! – никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребёнка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребёнку понять: в чём же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса – ам! – и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?

- Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери… жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе… (Все как у нас в жизни, не правда ли?)

-Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию)? А ещё? (Не слушать лису, лисы такие хитрые…)

-Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчинённых предложений: малыш в них запутается. И – не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!)

-Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребёнка («Наша Женя умница, она не убегает одна… А лисичку Женя будет слушать? А песенки ей петь?»)

-Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребёнка предупреждают – прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, п ещё лучше – взять в спутники бабушку/дедушку, маму/папу. По сути, вам  надо насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим словам. «Не будь, малыш, самонадеян – всегда найдётся тот, кто хитрее тебя».

Конечно, делаете вы это не всё разом. Дети просят повторить одни и те же сказка по 30 раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда «поайкайте», когда спросите. А когда и просто головой покачайте. Постепенно до ребёнка дойдёт суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия и давать «спасательные» советы.

Ребёнок должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы – убегай.

Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, ребёнок идёт во взрослую жизнь.

Главный сказочный урок

Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из   слоёв – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети.

Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо содержать определённые правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом, повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истинны, вы научите ребёнка бдительности, и осторожности. Причём (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть в нём и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь. А если вдруг попадёшь в переделку – как из неё выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"

"Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"- консультация для родителей по правилам дорожного движения, которая содержит в себе как памятки, так и рекомендации для родителей. Данную инфор...

Консультация для родителей “Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге”

Консультация для родителей “Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге”...

Консультация для родителе "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге".

Консультация для родителей детей подготовительной группы детского сада....

Консультация для родителей « Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта»

Консультация для родителей : "Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта"...

Консультация для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»

Обратить внимание родителей к проблемам знании детьми правил дорожного движения....

Консультация для родителей «Безопасные шаги к безопасности на дороге»

Консультация для родителей «Безопасные шаги к безопасности на дороге»...