Тренинг для родителей "Цвет запрета"
материал

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Цель  тренинга:  повышение  родительской  информированности и компетентности, закрепление  умений  и навыков  формирования  бесконфликтной  дисциплины в  семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distsiplina.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «Цвет запрета».

Цель  тренинга:  повышение  родительской  информированности и компетентности, закрепление  умений  и навыков  формирования  бесконфликтной  дисциплины в  семье.

Задачи:

1.Совершенствование  навыков  общения  в семье.

2. Формирование  интереса к  бесконфликтной  дисциплине.

3.Научить использовать полученные знания в жизни.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня у нас не просто собрание, а тренинг, на котором вы получите практические навыки. И начнём мы с простого упражнения.

1.Упражнение  - приветствие – «связующая  нить» - клубок  ниток  передаётся  по  кругу  всем  родителям, постепенно  его  разматывая. Вот  так, как этой  нитью, все  мы  связаны  общей  проблемой   - как  сформировать  доброжелательные отношения с детьми, как  найти путь к бесконфликтной  дисциплине.

Поэтому   сегодня я хотела бы обсудить с вами одну из  самых  тревожных и противоречивых тем дошкольного воспитания – дисциплина и наказание. И в данном вопросе нам поможет разобраться книга  Юлии Борисовны Гиппенрейтер  - одного из самых  известных российских психологов, которая помогла  сотням  тысяч родителей.

И  один  из  секретов который  она  раскрывает в своей книге – детям не только нужен  порядок  и правила поведения,  они хотят  и ждут их! Вам должно быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма жизни грудной ребёнок,  увезённый из дома  на несколько часов в «гости», и как он успокаивается,  попав домой,  в привычную обстановку.  

Дети  интуитивно  чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них. Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более  защищёнными в условиях заведённого порядка  и определённых правил  поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать?  Можно назвать много  причин, но  на самом деле дети восстают не против самих правил, а против «способов» их внедрения. Поэтому можно сформулировать вопрос таким образом:  как найти путь к бесконфликтной  дисциплине ребёнка?  

И  тут есть несколько правил, которые помогут наладить бесконфликтную дисциплину:

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими

Оба правила, взятые вместе, предполагают  особое чувство меры, особую мудрость родителя  в решении  вопросов  о «можно»,  «следует»  и  «нельзя».

Найти   золотую  середину  нам поможет   образ  четырёх  цветовых  зон  поведения  ребёнка:  зелёной, жёлтой,  оранжевой  и красной.

Зелёная  зона

Всё  то,  что разрешается делать ребёнку по его собственному  усмотрению  или  желанию:  в какие  игрушки  играть,  когда  играть,  с кем  дружить

Жёлтая  зона

Ребёнку  разрешается  действовать  по собственному  выбору,  но в пределах  определённых  границ,  т.е.  он может  решать сам, но при  условии соблюдения  некоторых  правил. Например:  можно гулять  в  своём  дворе,  но дальше не уходить,  можно  ходить по лужам,  но в  резиновых  сапогах

Оранжевая  зона

Такие  действия  ребёнка , которые в общем, нами  не приветствуются,  но  ввиду особых  обстоятельств   сейчас допускаются. Например: после  долгого  отсутствия  папа приезжает в 10 вечера,  и ребёнку разрешают не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти в сад.

Красная зона

Действия, не приемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя» из которых  нами не делается исключений. Например: нельзя бить, щипать  или кусать маму, играть с огнём…

Упражнение-игра: «Цвет запрета» - родителям выдаются цветные ладошки для которых нужно  предложить  и  записать  запреты,  характерные  для  каждой  из  цветовых  зон.

Обсуждение  проблемной ситуации:

Лене купили  нарядные лаковые  туфельки,  на следующее утро она собирается  в  детский сад.

Лена: Я  надену новые  туфельки

Мама: Нет, Леночка, они для  праздников  и для  гостей.

Лена: Нет, я хочу, хочу сегодня! (Начинает  хныкать)

Папа: Не расстраивайся Леночка, мы что-нибудь придумаем. Обращается к маме: Может быть можно, один только раз?

Мама: Нет, я не согласна. Ребёнок должен приучаться беречь дорогие вещи!

Лена (плачет сильнее):  Тогда я не пойду в садик вообще-е-е…

(Входит бабушка.)

Бабушка: Что  опять случилось?  Опять вы расстраиваете ребёнка с самого утра?! Иди ко мне лапушка, расскажи, кто тебя обидел? Ах,  туфельки?  Я  тебе  куплю сегодня же другие,  будешь в них  ходить, когда захочешь.

Как Вы думаете, ребёнку в такой  ситуации легко  привыкнуть к дисциплине и усвоить правила?

(Ответы  родителей, их советы по разрешению конфликта)

Итак, можно сделать вывод, что  правила (ограничения,  требования, запреты) должны  быть согласованы  взрослыми  между собой,  потому  что  дети постоянно испытывают наши требования  «на  прочность» и принимают,  как  правило,  только  то , что не поддаётся расшатыванию.

В  противном  же  случае  приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Часть  2.  Вопрос о наказаниях. Следствия  непослушания.

Разговор о дисциплине  неминуемо приводит к  вопросу о наказаниях. Что делать,  если, несмотря  ни на какие  ухищрения, ребёнок не подчиняется? Обычно много споров  вызывает вопрос  о физических  наказаниях. Лично я определённо против них. Они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата в них  меньше, чем  негативного. Единственный  вариант  физического воздействия,  который  не вызывает  сомнения, - это  обуздание  разбушевавшегося  ребёнка.  

Игра – тренинг: «Стань на место ребёнка.»  Один родитель в роли ребёнка сидит на стульчике и хочет кинуть кружку, другой родитель должен предотвратить это действие любым способом.

В конце подводится итог, в каких случаях дети прислушиваются к запретам взрослых.

Наказание – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы  или установленного порядка. Смысл его – сделать  более  весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьёзность. Родитель – защитник  моральных  ценностей, а не фигура,  диктующая  свою  волю.  Это  должно  выражаться  и в соответствующих  словах:  «В нашей  семье  это не принято…», «У  нас  такой  порядок…»,  « Так надо… ». Заметьте  , что в этих фразах  отсутствует  «Я» родителя  («Я  сказал…»,  «Я  требую…») Они  безличны  и воспринимаются  не как диктат  взрослого,  а просто как должное.

Нельзя  пропускать  или  надолго  откладывать  наказание. Оно  должно  следовать  за  нарушением. При  этом  не  имеет  значения  возраст  ребёнка,  чем  раньше он встретится с безусловностью  правила, тем  лучше.

Наказание  нужно  назначать  в  относительно  спокойном,  но  требовательном  тоне. Без  излишней  эмоциональной  окраски.  Вопрос  к  родителям: « Как вы думаете, почему?»

Упражнение –игра « Замени слово «нельзя»

Родители делятся на 2 команды. Каждая команда подбирает как можно больше слов, которыми можно заменить слово «нельзя». Варианты записываются на доске, побеждает команда, у которой больше вариантов.

А  теперь мы добрались  до  самого  главного правила:  Наказывать  ребёнка  лучше,  лишая  его  хорошего,  чем  делая  ему  плохое. Вот  примеры:  в семье  заведено, что по выходным  дням  идут в гости. Или  мама готовит любимые  блюда на ужин,  а  может  просто  все  вместе  отправляются на прогулку.  Дети очень  ценят  семейные  традиции. Когда  родитель  уделяет  им  специальное  внимание,  и с ним интересно – это настоящий  праздник  для  ребёнка.  Однако  если  случается  непослушание  или  проступок,  то  «праздник» в этот день  или на этой  неделе  отменяется.  Наказание  ли это?  Конечно!  И  главное – не обидное  и не оскорбительное.  Какой  же  практический  вывод? Нужно  иметь запас  больших  и маленьких  праздников. Придумайте  несколько  занятий  или дел,  традиций,  которые  будут  создавать  зону  радости  -  она  залог  бесконфликтной  дисциплины.

И  теперь  мы  поиграем в последнюю игру «Цветок радости»  - запишите  на  листках  занятия  для  зоны  радости  и прикрепим   их  к  смайлу.

Рефлексия:  если  Вам хочется  что  либо  написать в анонимной  форме,  то  можете  обозначить  проблему    на  стикере. Если  Вам   понравилось  сегодняшнее  мероприятие  и  Вы  считаете  его  полезным, то  прикрепите  стикер  на  зелёный  лист, если  Вам  понравилось, но  в  жизни  Вы  не принимаете  никаких  «сторонних » советов  по воспитанию  ребёнка, то прикрепите  стикер  на  жёлтый  лист,  а если  Вам не понятно  зачем  все  эти  правила,  и Вам  было  не  интересно  на  красный  лист.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны запреты?

Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....

консультация для родителей "Запреты и ограничения "

как учить детей правилам повидения...

Семинар-тренинг "Кризис 3-х лет или как правильно устанавливать запреты"

Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспит...

Консультация с элементами тренинга: «Кризис трех лет, как устанавливать запреты»

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет. Давайте обсудим следующую ситуацию: Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит...

Тренинг для родителей "Цвет запрета"

Тренинг для родителей по формированию бесконфликтной дисциплины в семье...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Тренинг для родителей "Цвет запрета"

Цель тренинга: повышение родительской информировпнности и компетентности, закрепление умения и навыков формирования бесконфликтной дисциплины в семье....