Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье»
консультация

Ковшуля Александра Александровна

Из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах последнее время наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Активное участие родителей в этом процессе имеет огромную и очень важную роль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников в семье»

          

Уважаемые родители!

Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Теме «Человек и природа». В наши дни угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

             Из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах последнее время наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Активное участие родителей в этом процессе имеет огромную и очень важную роль.

             Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

             Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы, взрослые. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Мы не смогли научить видеть красивое, заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

             Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать. Должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

             Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями. Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности. Очень важно, чтобы наши ответы, родителей в первую очередь, побуждали ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

             Общение родителей, старших членов семьи с ребенком должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают родителей с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

             Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а также учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы мамы или папы, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

             Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они, ведь животные и доверяют людям.

      Самостоятельный или совместный труд с родителями в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.

     Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.

     Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз.

             Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

             Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

     Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

             Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания. Учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам, взрослым.

Экология - красивые картинки (100 фото) • Прикольные картинки и позитив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Экологическое воспитание дошкольников в семье"

Консультации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников (по материалам книги С.Н. Николаевой "Комплексные занятия по экологии")...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье»

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодн...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье»

Автором разработана консультация для родителей об экологическом воспитании дошкольника в семье....

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье»

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое окружает ребенка, ...

Консультация для родителей "Экологического воспитание дошкольников в семье"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...