Статья «Детская игра и роль в ней родителя»
статья

Вахитова Ирина Николаевна

«Детская игра и роль в ней родителя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_igra_i_rol_v_ney_roditelya.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Детская игра и роль в ней родителя»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

    Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

   Дошкольный период самый важный в жизни ребенка, это знают все и развивают малыша с самого рождения. Игра – является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста и занимает центральное место в жизни дошкольника. Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка, его жизненная потребность и является главным средством воспитания. Отсюда и должна определяться стратегия игрового взаимодействия родителей с ребенком.

  Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

   Дети подражают родителям: манере взаимодействовать с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

 С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Младшие дошкольник  не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока ребёнок сам начнёт играть самостоятельно – значит тормозить развитие детской личности.

   Одним из важных условий, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры. Она наталкивает его на тему игры, вызывает желание действовать с ней. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой игрушки. Коробка может быть домом, в которой могут жить куклы, солдаты или устроить в коробке коляску для кукол.

    В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные кубики, матрёшки, настольные игры).

   Приобретая ребенку игрушку, важно обращать внимание не только на привлекательность, но и на педагогическую целесообразность.  Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами.  Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда – взрослые, не будут делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие животных, радуют своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

   Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

 Игры: лото, домино, парные картинки, дают возможность развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

  Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Ребенок также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Незаменимые являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекают своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй своими руками кукольного театра из подручных средств, дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумать свою новую сказку.

Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов ДОУ «Роль детского экспериментирования в развитии дошкольников»

Данная статья поможет педагогам детских садов понять: какую роль для ребенка дошкольного возраста играет детское экспериментирование и насколько актуален данный метод в работе с детьми....

"Детские игры и игрушки"- консультация для родителей

Памятка  для родителей. "Игрушка - это серьёзно!"Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке ( и прежде всего в ребёнка): - расслабленность воли (рекламный слоган «...

Пальчиковые детские игры – их роль в правильном развитии малыша

Пальчиковые игры для детей младшего возраста...

Статья для родителей "Детские игры на развитие чувства ритма".

Данный методический материал рекомендован родителям детей младшего дошкольного возраста с целью помочь детям в игровой форме овладеть движениями общей и мелкой моторики, научить находить ритмичес...

Развитие и поддержка детской игры через формирование игровой компетентности родителей средствами технологии «Семейный театр»

   В современном дошкольном образовании приоритетным направлением становится поддержка и развитие детской игры. Научные и практические исследования доказывают, что игра представляет с...

Статья "ДЕТСКИЕ ИГРЫ – СПОСОБ ПОЗНАНИЯ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"

Особо важный период становления личности - это период дошкольного детства. Именно в эти годы ребёнок обретает опыт и первоначальные знания об окружающем мире. У него формируются определённые навыки и ...

Статья «Детская игра и роль в ней родителя»

laquo;Детская игра и роль в ней родителя»...