Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей».
консультация

Толмачева Галина Владиславовна

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Консультация для родителей

                                «Особенности сенсорного развития детей».

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе  оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействием. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

       Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В своей многовековой практике  человечество выделило определенную эталонную систему величины, формы, цветовых тонов. Бесконечное их многообразие было сведено к немногочисленным основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить  любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. Усвоение сенсорных свойств предметов, (цвет, форма) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающие эти свойства, принимаются их «определенные» наименования. Человечество широко использует их. О чем свидетельствует например название цветовых тонов: морковный,  лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д. Абстрактные слова для детей заменяются  названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику.  Детям, понятно и доступно называя прямоугольник бруска кирпичиком, треугольной призмы – крышей, предметов овальной формы – огурчиком или яичком и т.д.

      Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово, красный, может указать на зеленый  или какой-либо другой цвет. Полное слияние слов- названий цвета с их конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам.

     Остановимся на вопросе об использование слов – обозначений величины предметов. Во-первых, величина-понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой, маленький. Эти слова часто употребляются и не имеют четко зафиксированного значения. В то же время ребенку говорят, что он еще маленький, пора спать. Позитивно воспринимается объяснение взрослого: при наличии трех Мячей разной величины об одном из них говорят, что он то маленький, то большой, в зависимости от второго сравниваемого предмета.

      При решении задач разных типов дети обнаруживают различный уровень ориентировки на цветовые свойства объектов. Наиболее доступными являются для них задания для группировки предметов идентичного цвета. Значительно хуже они ориентируются на цветовые свойства при выборе по образцу. Решение же самых элементарных конструктивных  задач осуществляется без всякой ориентировки на сенсорные свойства предметов. Правильное выполнение заданий на группировку, как правило, осуществляется за счет избирательного отношения к цвету. Ребенок группирует в процессе свободного манипулирования, отбирая предметы предпочитаемого цвета, а затем уже, чаще по прямому – указанию взрослого цвета. При выполнении заданий конструктивного типа детям сложно осуществлять одновременно ориентировку на два признака: пространственное изображение, заданное в образце, дети как правило, не обращают внимание на цвет объектов, а настойчивые указания взрослого приводят лишь к дезорганизации деятельности.

       Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в это вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнением предметных действий. В качестве таких действие могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков – втулочек отверстия доски. Изложенные представления о содержании и методах ознакомлениях детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой  для разработки системы заданий , которые можно ставить перед детьми на занятиях.

1 Раскладывание предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

2 Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.

3 Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

4 Рисование красками.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действия, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов. В ходе обучения детей выполнения задания используются  названия величин, форм, цветовых тонов, но как уже отмечалось, от детей не требуется и посторенние и активное воспроизведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитани...

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей: "Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с зпр"

Что такое сенсорного развитие.Какие особенности сенсорного развития свойственны детям с зпр.Примеры игр на развтие сенсорной сферы....

Консультация для родителей: "Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО"

Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать...