Социально- коммуникативное развитие. Как научить ребёнка хорошо себя вести в детском саду.
консультация

Бутакова Ольга Николаевна

Даются практические советы как научить ребёнка хорошо себя вести в детском саду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально- коммуникативное развитие. Как научить ребёнка хорошо себя вести в детском саду

Детский сад является прекрасным местом для ребенка, где он может научиться общению. Социальные навыки имеют жизненно важное значение для успеха в дошкольных учреждениях. Каждый дошкольник должен знать, как действовать и взаимодействовать с другими детьми и воспитателями.

           Обучите ребенка вежливому поведению. Перед поступлением в детский сад он должен знать, когда и что можно говорить, как слушать воспитателя. Практикуйте эти навыки в домашних условиях как можно чаще.

Возьмите ребенка в местную библиотеку. Многие библиотеки предлагают бесплатные программы для детей младшего дошкольного возраста, основанные на чтении, кукольных спектаклях и рукоделии. Это позволит ребенку встречаться с другими детьми, научиться обращать внимание на воспитателя и корректному поведению.

Играйте с ребенком в детский сад. Такая игра представляет собой прекрасный способ подготовки ребенка к обучению. Придайте вашему дому соответствующий вид. Играйте роль учителя. Инсценируйте обычный день в детском саду с чтением, рисованием и занятиями музыкой. От этого у ребенка появится желание ходить в детский сад, и он сможет вести себя по предложенному вами примеру.

Поговорите с ребенком о том, какие страхи он испытывает в дошкольном учреждении. Постарайтесь успокоить его, рассказав, как действовать и что делать в различных ситуациях. Многие дети боятся заводить друзей. Научите их, как подходить к другим детям и как с ними играть.

Водите ребенка на детскую площадку для игры с его сверстниками. Местные парки - отличный способ научить ребенка играть в кругу других детей.  Зайдите в детский сад незадолго до начала его посещения ребенком. Большинство учреждений предлагают регистрацию за несколько недель до начала учебы. Прогуляйтесь с ребенком по зданию и посетите его группу. Пусть он встретится с учителем. Укажите все важные места: ванную комнату, столовую и детские площадки. Это позволит ребенку познакомиться с детским садом, и он будет чувствовать меньше беспокойства в первый учебный день.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Дети проводят большое количество времени в дошкольном учреждении, очень важно родителям проводить беседы с детьми дома, о правилах поведения в детском саду. Правила можно рассказать ребёнку в игровой форме или прочитав поучительную сказку.

Побеседуйте с ребенком на следующие темы:

-«Опасные предметы дома и в детском саду».

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах).

-«Опасные ситуации дома и в детском саду».

Рассказывайте детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). В детском саду (лестница, прогулка, активные игры). Постарайтесь убедить ребёнка в необходимости быть осторожными.Объясняйте детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добивайтесь, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью

Расскажите ребенку, как нужно вести себя в детском саду:

- во время прогулки: быть внимательным, аккуратно кататься с горки, не кидать снег в других детей, не убегать от воспитателя, не облизывать столбы веранды, спортивные снаряды на участке.

-во время занятий: правильно сидеть на стуле, что бы не подвернуть ногу, не вскакивать быстро из-за стола, не толкать детей, не бегать по группе, внимательно слушать воспитателя.

Почитайте детям:

- Сказка «Волк и семеро козлят», это научит детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки. Будет способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.

Поиграйте с ребёнком:

-Игра «неправильный поступок», возьмите две любимых игрушки ребёнка, одну оставьте у себя другую отдайте ему, предложите от лица Вашей игрушки определённую ситуацию с плохим концом, например: «Зайчик сломал лапку». Спросите игрушку в руках ребёнка, почему это произошло? Как помочь зайчику? Как правильно нужно себя вести? и.т.д

Придумайте свои игры о правилах поведения дома и в детском саду.

Ситуация 1. Ребёнок не хочет идти в детский сад.

Плач начинается уже к моменту выхода из дома: «Не пойду в садик!» При этом, придя вечером за ребёнком, вы видите, что он с удовольствием играет в компании сверстников.

Совет: первый интерес к детскому саду прошёл. Ребёнок уже понимает, что он пробудет там достаточно долгое время. Принять такое положение вещей малышу пока трудно. Слезами ребёнок хочет дать вам понять, что ему без вас будет одиноко. Озвучьте его эмоции словами: «Я понимаю, тебе без меня может стать грустно. Я тоже буду скучать, но маме надо идти на работу». Обязательно скажите точно, когда вы вернётесь. Конечно, ребёнок ещё не умеет следить за часами, но можно сказать: «Я приду, когда ты поешь, погуляешь, поспишь». Беседуйте о планах на выходные, спрашивайте как у нее дела, что нравится в садике, чем занимались и так далее. Если обстановка в саду теплая, дружелюбная, то подобное поведение дочери со временем должно пройти.

Ситуация 2. Малыш плачет, когда вы приходите за ним.

Утро сборов в детский сад проходит спокойно. Ребёнок легко отпускает вашу руку и, не оглянувшись, уходит в группу. Зато вечером, едва увидев в дверях маму, бросает своё занятие – с плачем кидается ей на шею. Ребёнок так крепко вас обнимает и целует, что это даёт повод думать, что его обижают.

Совет: так ведут себя впечатлительные малыши, детки-защитники по натуре. Их эмоции при встрече «зашкаливают» по причине беспокойства за маму. Слёзы и крепкие объятия говорят: «Никому тебя не отдам!» Таким детям нужно подробно рассказывать, чем занималась любимая мама, пока «защитника» не было рядом. Пусть ваш рассказ будет наполнен положительными эмоциями и светлыми впечатлениями.

Ситуация 3. Как справится с медлительностью ребенка.

Ребенок ходит в детский сад. В последнее время он становится очень медлительным. Посмотришь, ни уроки не хочет учить, задачи не хочет решать и стихи, сказки тоже. Хотя все это он знает. Еще очень много рисует. Воспитатель говорит, что он все задания знает, но с одного на другое очень долго переключается (другие дети делают все с ошибками, но быстро и по второму кругу, а мой еще сидит с первой задачей).

Совет: Замедленный темп деятельности ребенка обычно вызывается двумя причинами: особенностями психофизиологического развития (типом темперамента и нервной системы) или трудностями развития познавательной сферы (низким уровнем внимания). В первом случае нужно принять ребенка таким, какой он есть и не пытаться его «ускорить». Такие попытки будут только усугублять «замедленность». Поэтому важно: избегать окриков «Ты опять копаешься!»; пытаться помочь ребенку «Давай быстрее, я сама соберу твои вещи!» или наказывать за медлительность. Лучше всего помочь ребенку организовать себя и научить его заранее планировать нужное время для выполнения заданий, домашних дел и т.п. В случаях, когда медлительность ребенка вызывается трудностями в развитии познавательной сферы, для начала важно установить «проблемную зону» - что именно нуждается в развитии (память, внимание, восприятие, мышление). Задача специалиста (психолога) не подтвердить медлительность ребенка, а выявить причины, ее вызывающие. Затем для ребенка подбираются упражнения, направленные на стимулирование развития «западающей» области. Например, при ослабленном внимании можно использовать упражнения на сравнение предметов; вычеркивание лишней буквы в тексте; поиск ошибок на картинке и т.п. Грамотная развивающая работа позволит преодолеть возникшую сложность.

Ситуация 4. Плохое поведение дома.

В саду воспитатели в один голос хвалят вашего малыша: и кушает хорошо, и спать идёт охотно, и игрушки за собой убирает. А вам слушать это удивительно - ведь дома всё происходит с капризами! И вы начинаете сомневаться в себе: может, неправильно воспитываю?

Совет: вы можете гордиться - хорошее поведение в саду – это ваша заслуга. Ведь именно вы объяснили малышу, что можно, а что нельзя. А ребёнок даже самый маленький, прекрасно понимает: чтобы быть принятым в обществе, надо соблюдать правила поведения. Малыш приспосабливается к новому для него миру и тратит на это много сил. Дома же он хочет расслабиться от сковывающих правил. Не ругайте его за это. Но если вы видите, что плохое поведение ребёнка связано не с усталостью, а это всего лишь попытка манипулировать вами, дайте ему понять, что такое поведение вас не устраивает. Скажите, что вам неприятно видеть его капризы, а хорошее поведение ребёнка обязательно поощряйте.

Ситуация 5. Плохое поведение в детском саду.

Дома ребёнок слушается вас беспрекословно, а воспитатель почти ежедневно жалуется на плохое поведение вашего чада. У вас складывается впечатление, что воспитатель наговаривает на ребёнка.

Совет: вероятнее всего, воспитатель не преувеличивает. Дело в том, что в семье часто правильному поведению малыша уделяют слишком много внимания и излишне контролируют его, оберегая от принятия неверных решений. Он как бы остаётся без своей совести, не может увидеть границ дозволенного в новой обстановке. Именно поэтому его поведение может быть вызывающим. Таким способом ребёнок ищет взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему, быть «правильным», показал бы, что можно, а что нельзя. Не переживайте. Спустя какое-то время ситуация разрешится.

Даже подготовив ребенка психологически к детскому саду, не каждый малыш будет себя комфортно чувствовать в учреждении, и в частности, в своей группе. И тому всегда есть причины. В данной статье мы разберем что такое плохое поведение, действительно ли оно плохое и какие есть пути решения данной проблемы.

Зачастую, плохое поведение маленького ребенка — это определенные поступки, которые не являются нормой для их родителей или воспитателей. Такие поступки вызывают у взрослых негодование, а порой и раздражение. Это значит, что оценка поведения довольно субъективна и не во всех случаях соответствует действительности. Это говорит о том, что если от воспитателей родителям поступают какие-либо жалобы на плохое поведение малыша, то всегда нужно разбираться в происходящем.

Для этого к разговору необходимо подключить второго воспитателя и няню. Ведь не редки случаи, когда один воспитатель постоянно жалуется на нехорошее поведение, а другой, наоборот, хвалит малыша. Данная ситуация может говорить лишь об одном — возможно, один воспитатель нашел подход к ребенку, а другой нет.

Причины плохого поведения в детском саду

Проявления плохого поведения

Обманывает и отнимает у детей игрушки и личные вещи;

Нарушает режим;

Проявляет агрессию в отношении воспитателей и сверстников;

Причиняет боль себе или другим детям;

Часто плачет и кричит.

Прежде чем начинать корректировать поведение ребенка, нужно понять причины. Для начала необходимо выяснить в какое именно время ребенок становится агрессивным. Зачастую это приблизительно одно и то же время.

Например, если малыш плохо себя ведет утром, то скорее всего, он просто не выспался.

Если плохое поведение наблюдается среди дня, например, во время занятий, значит у ребенка не хватает усидчивости или эти занятия ему абсолютно не интересны. Если во время игры ребенок начинает плохо себя вести, то скорее всего, малыш не ладит со сверстниками.

Конечно, бывают случаи, когда причиной некорректного поведения ребенка может быть обыкновенное стеснение сходить в туалет, боязнь находится в учреждении без родителей или ревность к воспитателю, который уделяет время не только ему, но и другим детям (даже такое бывает).

Но эти причины скорее исключение. Главная причина нехорошего поведения ребенка — ошибки родителей в воспитании детей: чрезмерная строгость или, наоборот, вседозволенность.

Плохое поведение наблюдается и у детей, родители которых регулярно ругаются или прикладываются к спиртному.

Всегда причину плохого поведения ребенка нужно искать совместно с воспитателями, после чего пробовать различные подходы и методики. Если ничего не меняется, значит необходимо обратиться к детскому психологу.

Способы исправления

Работа по устранению   плохого  поведения ребенка начинается, прежде всего, с выявления причин. Родителям необходимо пересмотреть свои методы воспитания, которые были для них приемлемы раннее.

Проступки ребенка должны обсуждаться в семейном кругу. Неправильно, если это будет монолог одного родителя — это должен быть диалог обоих родителей с ребенком.

Повышать голос на малыша не нужно. Просто при каждом проступке спокойно ведите с ним диалог и расспрашивайте о том, зачем он так поступил, почему он посчитал это правильным и т.д. После того, как малыш ответит на все ваши вопросы, внушайте ему, что он поступает нехорошо, неправильно и обязательно объясняйте почему.

Цель родителей состоит в том, чтобы выработать в ребенке правильное, адекватное поведение. Этого постепенно можно добиться, читая добрые поучающие сказки, стихотворения, рассказы и играя в игры, в которых нужно создать воспитательную ситуацию.

За каждый проступок малыш должен понести наказание, но не методом ругани и криков. После проступка спокойным голосом объясните ребенку какое именно наказание его ждет — постоит ли он в углу или временно будет лишен каких-то благ — это уже на усмотрение родителей. При этом обязательно нужно сказать малышу о том, что вы его очень любите, но так как ведет он себя плохо, то приходится наказывать.

Самый действенный способ борьбы с нехорошим поведением — это забота, любовь и ласка. Главное понимать, что вседозволенность — это не проявление заботы и любви, а скорее наоборот.

Что касается исправления плохого поведения в детском саду, то воспитатели никаких физических мер воздействия не имеют права применять в отношении малыша, даже стояние в углу.

Физические меры по-большому счету и родители не должны оказывать. Здесь решаться вопрос должен только на уровне беседы. Хоть и чисто символические, но наказания в детском саду тоже должны присутствовать — посадить на стульчик в то время, когда другие дети играют в игрушки или бегают. Но затягивать с таким наказанием тоже нельзя. Необходимо данное наказание ограничить пятью минутами.

Приходя из детского сада, малыш может жаловаться на то, что сверстники дерутся, обзываются, отнимают игрушки, кусаются, щипаются или не принимают в свою игру. Поговорить об этом, естественно, необходимо с воспитателем. Но родители должны знать, что конфликты среди малышей просто неизбежны, ведь детский сад — это для них первый опыт общения с большим количеством детей.

Если не произошло чего-то более серьезного, то разобраться в отношениях между собой дети должны сами.

Конфликты между детьми в детском саду

Особенности конфликтов между детьми разного возраста

Конфликты между детьми 2-3 лет

Основная причина конфликтов между малышами возраста 2-3 года — это недостаточность навыков общения с большим количеством детей. И тут в свои права вступает главный аргумент ребенка — физическая сила (дети щипаются, кричат, плюются, толкаются и кусаются).

Причины конфликта разнообразные — не поделили игрушки, карандаши или стульчик. Здесь главной задачей воспитателя является повышать культуру общения детей.

Конфликты между детьми 4-5 лет

В 4-5 лет дети более эмоциональны, поэтому для них важна именно эмоциональная связь в общих играх. Здесь конфликты могут возникать именно из-за отсутствия этой связи. Например, ребенок хочет быть в игре лидером. Какие-то дети из группы в свою игру его не принимают, но ребенок запросто соберет других детей для игры, в которой хочет быть лидером.

Родителям и воспитателю в такие конфликты лучше не вмешиваться. Каждый ребенок должен научиться самостоятельно отстаивать свою точку зрения.

Конфликты между детьми 5-6 лет

Конфликты в 5-6 лет зачастую переходят на оскорбления друг друга. Пытаясь самостоятельно разрешить какой-то конфликт, ребенок может пригрозить тем, что пожалуется родителям или воспитателю.

Как разрешить и избежать конфликтов в детском саду.

Советы  Плохое поведение и конфликты между детьми в дошкольном учреждении — достаточно важный момент социализации ребенка в обществе. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить малыша правильному поведению в детском саду даже при конфликтных ситуациях. Только в случае более накаленной ситуации взрослым следует вмешиваться в отношения детей.

Бывают случаи, когда в группе у ребенка появляется какой-то один постоянный враг. В этом случае стоит родителям и воспитателям (сообща) найти пути их примирения.

Если попытки сдружить детей терпят фиаско, значит малышей просто нужно держать на расстоянии друг от друга. Хотя не редко, дети, враждующие в детском саду, в будущем сплочаются.

Научить ребенка хорошо себя вести и избегать всяческих конфликтов в детском саду помогут различные ролевые игры.

Проигрывая со своим малышом конфликтные ситуации, нужно дать ему возможность сначала сыграть роль одного героя, а затем другого. Пусть герои обсудят между собой какую-либо ссору или разрешат спор.

Такими играми вы научите ребенка контролировать свои эмоции.

Воспитывайте ребенка в заботе и любви, а главное больше с ним разговаривайте. И помните, что только спокойный и конструктивный диалог сможет предупредить плохое поведение малыша и различные конфликтные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по социально - коммуникативном развитию на тему "Покажем медвежонку, как вести себя в гостях»

Аннотация к конспекту НОД «Покажем медвежонку, как вести себя в гостях» Конспект непрерывной образовательной деятельности, направленный на решение задач социально - коммуникативного р...

ОД по социально коммуникативному развитию в старшей группе "Дети и взрослые в детском саду"

становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада, желание им помогать и доставлять радость. — формировать первоначальные представления о социальной значимости труда взр...

10 ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ

Порой родители сами поощряют плохое поведение ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие внимани...

10 способов научить ребёнка правильно себя вести

Советы помогут успешно взаимодействовать с детьми...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию На тему «Светофор. Как себя вести»

Конспект   занятия  по  социально-коммуникативному  развитию На  тему «Светофор. Как себя вести» для  детей  старшей  группы....