«Как учить дошкольника говорить правильно»
методическая разработка

Лемонджава Валентина Александровна

«Как учить дошкольника говорить правильно»

Грамотная речь — один из главных навыков, который формируется в детстве. Правильно говорить учат в саду и школе, но без родителей, конечно, не обойтись. Специалисты считают, что ошибки в речи ребёнка нужно исправлять. Но если делать это автоматически, то малыш вскоре устанет, его начнут раздражать замечания взрослых, появится желание все делать наоборот.
Лучший вариант — регулярные занятия в игровой форме, которые не требуют навыков и не займут много времени. Любой родитель может проводить их самостоятельно, считает логопед, автор пособия «Грамматические тетради» Елена Косинова. Вот, что она советует:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_doshkolnika_govorit_pravilno.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Как учить дошкольника говорить правильно»

Грамотная речь — один из главных навыков, который формируется в детстве. Правильно говорить учат в саду и школе, но без родителей, конечно, не обойтись. Специалисты считают, что ошибки в речи ребёнка нужно исправлять. Но если делать это автоматически, то малыш вскоре устанет, его начнут раздражать замечания взрослых, появится желание все делать наоборот.
Лучший вариант — регулярные занятия в игровой форме, которые не требуют навыков и не займут много времени. Любой родитель может проводить их самостоятельно, считает логопед, автор пособия «Грамматические тетради» Елена Косинова. Вот, что она советует:
— Прислушайтесь к тому, как говорит ваш ребёнок! Он может правильно произносить все звуки, но при этом допускать в своей речи грамматические ошибки, т.н. «аграмматизмы». Чаще всего встречаются ошибки при изменении существительных множественного числа по падежам и согласовании числительных с существительными, неправильное использование предлогов и другие неточности.
Если малышу пять или более лет, проведите с ним несколько тестов в игровой форме. Вслушивайтесь, как он произносит окончания слов и предлоги.
Игра «Маленький хвастунишка».
Я буду называть один предмет, а ты — много, как хвастунишка. Предварительно уточните, понимает ли ребёнок значение слова «хвастунишка».
У меня дом, а у тебя … (дома), облако — …, лев — …, стул — …, кресло — …, дерево — …, ухо — … .
Игра «Большой хвастунишка».
Я буду называть один предмет, а ты будешь рассказывать, что у тебя таких предметов МНОГО!
У меня стол, а у тебя — МНОГО СТОЛОВ! Аналогично проговорите и другие слова: дом, кубик, карандаш, лебедь, дерево, платье.
Игра «Прятки».
Предложите ребёнку называть, куда вы спрятали маленькую игрушку: под стул, за шкаф (за спину), в коробку.
Игра «Самолётик».
Посмотри, как может взлетать мой самолёт. Откуда он взлетает? Варианты словосочетаний с предлогами: со стула, со стены, с полки, из коробки, из-за шкафа, из-за занавески, из-под стула и т. д.
Игра «Раз, два, три — считать до 5 начни!»
Предложите ребёнку сосчитать предметы или игрушки: кубики, карандаши, стулья, тарелки, роботов.
Примеры ошибок: «домы», а не дома, «много карандашов», а не карандашей, «много стулов», пропускает предлог «в», вместо «из-за дома» говорит «из дома», «из стола» вместо «из-под стола», «из стула» вместо «со стула», ошибается при согласовании числительных с существительными: один кубик, два кубик, три кубик и т. д.
Если ребёнок часто допускает ошибки в ответах, то обратитесь к логопеду. Он проведёт более детальное обследование грамматического строя речи и подскажет, стоит ли волноваться или, учитывая возраст ребёнка, это «ошибки роста», неизбежные при освоении языка.
Не только могучий, но и сложный
Почему грамматика русского языка очень сложна? Причин множество, отметим лишь некоторые из них. Первая заключается в том, что в русском языке почти все слова изменяют свои окончания. Специалисты говорят, что русский язык — «флективный». Существительные и прилагательные изменяют свои окончания в зависимости от числа и падежа (большой слон — большие слоны — кормлю большого слона, рассказываю о слоне). Глаголы также меняют свои окончания: я пою, мы поём, вы поёте и т. д. Числительные не отстают: два стула, но две кошки, о двух кошках, но о пяти собаках и т. д.
В русском языке слова в предложении могут располагаться свободно, нет жёстких правил, в отличие, например, от английского и других языков. Подлежащее может находиться в начале предложения, в конце или в середине предложения. Но существуют правила сочетаемости слов, которые ребёнок должен постепенно усвоить: так можно говорить, а вот так — не говорят.
Ещё одна особенность состоит в том, что в русском языке существует множество вариантов словообразования: дом-домик-домишко-домище, шёл-ушёл-пришёл-отошёл-перешёл и т. д.Все эти слова отличаются по своему значению, хотя звучат похоже.

Как все это выучить?!
Дело в том, что освоение грамматики в детстве происходит без изучения правил, исключительно на практическом уровне. Известный детский писатель и исследователь языка К. И. Чуковский писал: «Страшно подумать, какое огромное количество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём не бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов …».
В дошкольном возрасте за короткий срок дети усваивают огромное количество грамматических норм: учатся изменять слова по падежам и числам, осваивают разные виды сочетаний слов, тренируются в употреблении предлогов, учатся правильно сочетать слова друг с другом и пользоваться различными типами предложений.
К началу школьного обучения ребёнок должен освоить основную часть грамматической системы родного языка и приобрести чёткие грамматические практические представления. Именно это позволит ребёнку осознанно применять различные правила при изучении русского языка.
Если процесс освоения грамматики будет происходит медленно, с ошибками, то у ребёнка будет не только неграмотная устная речь, но и высока вероятность возникновения трудностей в освоении чтения и письменного русского языка. Не поможет даже то, что ребёнок сможет хорошо заучивать правила! Очень часто родители и учителя жалуются, что ребёнок знает правила, но не может их применить на практике. Выявлена прямая зависимость уровня грамотности от того, с каким запасом речевого опыта и языковых обобщений ребёнок начинает обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Родительское собрание в средней группе "Учите детей говорить правильно"

познакомить родителей с особенностями речевого развития детей данного возраста....

Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"

Может показаться, что речь маленького  ребёнка развивается как бы сама собой. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учиться понимать говорить, что говорят окружающие. ...

"Учите детей говорить правильно"

Консультация для родительского собрания...

Учите ребёнка говорить правильно

Краткая консультация о поэтапной постановке звуков....

Консультация для воспитателей "Учите детей говорить правильно"

Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка (правильная постановка ударений, точность словоупотребления, знание грамматических правил), но и ...