Русский фольклор для самых маленьких
статья (младшая группа)

Меньшакова Валентина Геннадьевна

Мне хотелось бы рассказать о традициях воспитания малышей, о том, какую роль играют русские народные шутки, потешки, прибаутки, пестушки в развитии ребенка, о том как слово сопровождает каждое действо в жизни малыша. Традиции воспитания детей на Руси заключались в том, что ребенок был вовлечен в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться начинал с ранних лет. В семье каждый имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так малыш, не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье, потому что, обучение и развитие шло через песни, потешки, сказки и игры.

 В исконно русских традициях все связано с фольклором. С самого рождения ребенка и примерно до 4 -летнего возраста, его воспитанием занималась мама, она не только присматривала за малышом, но и учила ходить, говорить и прочим элементарным для нас вещам. Конечно, самому первому ребенку в семье уделялось внимания больше, он был пока ещё единственный. Но, семьи были большие и обычно детей было много, поэтому мамино воспитание распределялось между всеми, а старшим детям вменялось в обязанности присматривать за малышами. Бывало и так, что «няньке», едва исполнилось четыре года, а она уже помогала матери ухаживать и нянькать младших.

Качая малыша в колыбели, мать или старшая сестра, напевали колыбельные. Которые успокаивали, запоминались и в последствии помогали уложить куклу или младших сестер и братьев. Колыбельные – это первые песни, которые слышал малыш от самого близкого ему человека, это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос. 

- Котя, котенька-коток, Котя, серенький лобок! Приди, котя, ночевать, Мою детоньку качать, прибаюкивать. Уж как я тебе коту за работу заплачу: Дам кувшин молока, дам кусок пирога.

Или: Баю, баюшки, баю, детке песенку пою. Деточка устала, целый день играла. Положи, ты детка, щёчку на подушку. Вытяни, ты, ножки. Баю, баю крошка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые читатели! Рада приветствовать вас!

Мне хотелось бы рассказать о традициях воспитания малышей, о том, какую роль играют русские народные шутки, потешки, прибаутки, пестушки в развитии ребенка, о том как слово сопровождает каждое действо в жизни малыша. Традиции воспитания детей на Руси заключались в том, что ребенок был вовлечен в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться начинал с ранних лет. В семье каждый имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так малыш, не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье, потому что, обучение и развитие шло через песни, потешки, сказки и игры.

 В исконно русских традициях все связано с фольклором. С самого рождения ребенка и примерно до 4 -летнего возраста, его воспитанием занималась мама, она не только присматривала за малышом, но и учила ходить, говорить и прочим элементарным для нас вещам. Конечно, самому первому ребенку в семье уделялось внимания больше, он был пока ещё единственный. Но, семьи были большие и обычно детей было много, поэтому мамино воспитание распределялось между всеми, а старшим детям вменялось в обязанности присматривать за малышами. Бывало и так, что «няньке», едва исполнилось четыре года, а она уже помогала матери ухаживать и нянькать младших.

Качая малыша в колыбели, мать или старшая сестра, напевали колыбельные. Которые успокаивали, запоминались и в последствии помогали уложить куклу или младших сестер и братьев. Колыбельные – это первые песни, которые слышал малыш от самого близкого ему человека, это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос. 

- Котя, котенька-коток, Котя, серенький лобок! Приди, котя, ночевать, Мою детоньку качать, прибаюкивать. Уж как я тебе коту за работу заплачу: Дам кувшин молока, дам кусок пирога.

Или: Баю, баюшки, баю, детке песенку пою. Деточка устала, целый день играла. Положи, ты детка, щёчку на подушку. Вытяни, ты, ножки. Баю, баю крошка.

 Пестушки и потешки – короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни. Потешки существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться, как только услышат знакомые слова. Тем более, потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью. Так, при потягивании ребенка говорили:

Потягунюшки, подрастунюшки!
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хватанюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Растём, растём, растём!

Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания.

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Песенки и потешки полезны для всестороннего развития малышей, они способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого. Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождается прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для сближения детей и взрослых. С помощью потешек развивается фонематический слух, в них используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной. Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой, развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков. Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов. Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду. Также потешки развивают чувство ритма: Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

 Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме. Учат доброте, сопереживанию, с помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, учат дружить и приходить на помощь.

Мне бы очень хотелось поделиться с вами небольшой коллекцией потешек и прибауток на все режимные моменты – пробуждение, переодевание, прием пищи и т. д. Мои дети всегда с удовольствием слушали эти веселые стишки, и когда узнавали знакомые и любимые строчки, сразу же начинали улыбаться, а позднее и проговаривать вместе со мной слова этих потешек и песенок. Это помогало успокоить деток и сблизиться с ними. Надеюсь поможет и вам при общении с вашими крохами!

Пока ребенок совсем маленький (1-4 месяца), мама выполняет гимнастику «за него», играя его ручками и ножками, и попутно массируя их. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками и ножками, поглаживает животик, делает «топотушки» его ножками. Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью, "велосипед" ножками – все это не только физически оздоровляет малыша, но и доставляет ему массу удовольствия. Такая зарядка вызывает у ребенка эмоциональный отклик, потребность контактировать со взрослым, а главное, - желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой днем мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений у малыша. Прислушиваясь к привычным ласковым стишкам мамы, малютка смеется и предвосхищает игровые движения: уже сам подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки, ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.
 
Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями)
(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга).

Забавные и веселые потешки на все случаи жизни, очень нравятся малышам, их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает, собирается на прогулку. Малышам очень сложно бывает одеться для прогулки на свежем воздухе, и он не всегда может самостоятельно надеть обувь или застегнуть курточку, а от помощи взрослых отказывается. В этом случае, проговаривая потешку, можно ненавязчиво помочь ему:  

При одевании на прогулку:

Где Данилкины сапожки?

Этот – точно с правой ножки,

Этот – точно с левой ножки.

Если дождик вдруг пойдёт,

Сапожок не упадёт.

Где же пуговки-сестрицы?

Не хотят с петлёй мириться.

Раз кружочек, два кружочек,

Заходи домой, дружочек!

Пуговки заходят ловко

В петельки своей головкой.

Раз, два, три, Мы оделись – посмотри!Когда появились потешки?

При укладывании спать:

1. Баю, баю, баю, бай,
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Мою дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Моя доченька боится.

2. Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю -
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Мою дочку не буди!

3. Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Ладушки —Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши), 
Где были — У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
На головку сели!
Ладушки запели.
Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)

Пробуждение малыша:

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Погремушечкипотешка погремушечка

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Проснулись.                                              

— Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, потом скрестить их на груди).
— Сладко, сладко потянулись.
(Потянули ручки вверх)
— Маме с папой улыбнулись.
(Улыбаемся малышу).

Мини зарядкапотешка зарядка

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем,

Растем!

Потешки при кормлении ребенка.
 
Магия потешек способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашкой, которую он не очень любит. Рассказывайте ему потешки ласково, с улыбкой, а между делом подносите ложку ко рту. Малыш будет хорошо кушать, и при этом будет развиваться его память и речь.
 
1.-Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала:
- На-ка, милый пастушок,
Там коровка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет -
Надо кашу варить,
Кашей сына кормить.

2.-Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.

3.-Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза).

4.- Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки!

Малютка (мини массаж)                                  Малютка

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками – язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница –
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Погремушечки                                                  

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

При подстригании ногтей ребенку
 
Подстригание ногтей - дело ответственное! Чтобы малыш не крутился и не ерзал, развлекайте его потешками, например, такими.
 
1. Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Маленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.
 
2. Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.

Потешки – утешалочки:

Ребенок может плакать по разным причинам. Вот он упал и ушиб коленку, когда учился ходить. Первые шаги не обходятся без падений. Если малыш плюхнулся на дорожку и заплакал - в помощь вам "Потешки-утешалочки". Вот он ударился обо что-то во время игры. А может, обиделся, что ему дали невкусное лекарство. Не оставляйте плачущего ребенка одного, ни в коем случае не ругайте его в таких случаях - этим вы только начнете громоздить стену непонимания между собой и вашим чадом. Приласкайте малютку и утешьте. Пусть малыш будет уверен, что ему всегда есть с кем поделиться бедой, и его всегда поймут, выслушают и помогут. Ласковые слова потешек волшебно действуют на малыша сами по себе, а если их произносят ласковым нежным голосом - эффект усиливается вдвойне. И вот ваш малыш уже снова смеется и играет.
 
1.- Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

2.- Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.
 
Придет киска не спеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.

Утешалки – неболейки:  

1.- Раз зубок, два зубок -
Скоро доченьке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем дочку утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку -
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
 Умываемся с потешкамиУмываемся с потешками

 Если мама, умывая малыша, приговаривает веселые стишки про водичку, то процесс умывания будет для ребенка не скучной обязанностью, а веселой игрой. Так вам легче будет приучить его умываться по утрам и вечерам: он ведь будет знать, что водичка - его друг. Не забудьте поцеловать малыша в чистую щечку и сказать, какой он молодец, что умылся!
 
1.- Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
 

2.- Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

3.- Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки? Мыли.
Носик? Мыли.
А глазки? Забыли.

Расчесывая волосы дочке, создаем своеобразный ритуал закрепления навыка расчесывания волос, так как «косматой, да нечёсаной, ходить не гоже»: 

«Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса. Расти коса, не путайся

А маму, дочка, слушайся.

Знакомство с пальчиками                             Знакомство с пальчиками

(Поочерёдно загибаем пальчики)
-Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

-Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — печь топил,
Этот пальчик — суп варил,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Надеюсь, и для вас, дорогие читатели, они пригодятся. До новых встреч!

С уважением: воспитатель группы раннего возраста Меньшакова Валентина Геннадьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Фольклор для самых маленьких"

статья о значении фольклора в развитии речи детей...

Фольклор для самых маленьких

Фольклор для самых маленьких.      Культуру России не возможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,...

Художественный материал папки – передвижки для родителей «Фольклор для самых маленьких»

Неоценима роль малых фольклорных форм. Они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так важно в период адаптации ребенка к новым для него условиям....

Фольклор для самых маленьких

Фольклор для самых маленьких...

Консультация для родителей. «Фольклор для самых маленьких»

Консультация для родителей.«Фольклор для самых маленьких»...

Статья Фольклор для самых маленьких

Фольклор   в развити детей играет важную роль.Он развивает не только речь малыша, но и позволяет обучить  его нравственным нормам....

Альбом - Фольклор для самых маленьких

Фольклор - одно из ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности.  Отмечается, что фольклор-действенный метод воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержи...