Как улучшить сон у детей с аутизмом
консультация

Боболович Ирина Александровна

  Как улучшить сон у детей с аутизмом

Многие аутичные дети имеют проблемы со сном, что может вызвать стресс как у самого ребёнка, так и у членов его семьи. Описанные здесь стратегии в целом подходят для детей любого возраста.

Данные советы могут помочь улучшить ночной сон вашего ребёнка и скорректировать его режим сна и бодрствования. 

В статью входит информация о том, как:
— Создать комфортную обстановку для сна;
— Выработать ритуал отхода ко сну;
— Поддерживать постоянный режим;
— Научить ребёнка засыпать отдельно от родителей;
— Выработать правильные дневные привычки.

Чтобы улучшить сон ребенка, нужно изменить привычный режим. Например, может понадобится изменить обстановку, в которой ребенок засыпает, или то, как вы разговариваете с ним перед сном и во время ночных пробуждений.

Многие родители могут помочь своим детям справиться с проблемами со сном, следуя советам. 

Вот несколько рекомендаций по выбору оптимальной программы действий:

  • Выбирайте идеи, которые соответствуют образу жизни вашей семьи;
  • Начинайте внедрять новые идеи тогда, когда у вас достаточно времени и энергии для их воплощения;
  • Начинайте с малого и вводите новые изменения постепенно;
  • Запаситесь терпением. Для достижения результата может понадобиться не менее двух недель.

Сколько времени должен спать мой ребёнок?

Нормативно развивающимся детям школьного возраста необходимо 10-11 часов сна. Однако у многих детей с аутизмом потребность в сне бывает снижена. Это следует учитывать: если укладывать такого ребёнка спать пораньше, чтобы он «лучше выспался», ему может быть сложно заснуть.

Создание комфортной обстановки для сна

Очень важно создать для сна спокойную атмосферу, создающую ощущение защищённости. У ребёнка обязательно должно быть постоянное спальное место. Это может быть его собственная кровать или часть общей кровати, но спальное место должно быть одним и тем же каждую ночь.

В спальне следует поддерживать тишину и темноту, а также комфортную температуру (не должно быть слишком холодно или слишком жарко). Если в комнате слишком темно, установите там небольшой ночник и оставляйте его включённым на всю ночь. Если же в комнату попадает свет от фонарей или солнечный свет по утрам, то можно повесить на окна более плотные занавески.

Ночью в спальне должно быть тихо. Когда ребёнок пытается заснуть, не рекомендуется включать радио, телевизор или музыку: ребёнок может проснуться, если эти звуки внезапно прекратятся. Некоторых детей успокаивает «белый шум», то есть тихий и равномерный звук низкой частоты, например, звук работающего вентилятора или кондиционера. Однако следует избегать шума из соседних комнат: например, шума от игры братьев и сестёр, звука работающего телевизора, компьютера или музыки.

Уделите должное внимание окружающей обстановке. Дети с аутизмом часто более чувствительны ко звукам, которые не мешают другим детям. Например, им может мешать заснуть звук капающей воды из крана или шум от бытовых приборов. Дети с аутизмом могут обладать повышенной чувствительностью к текстуре постельного белья и пижамы. Проверьте, есть ли подобные проблемы у вашего ребёнка. Например, можно попробовать поменять пижаму (на более свободную или, наоборот, более облегающую), либо одеяло (на более лёгкое или, наоборот, более плотное).

Важно, чтобы все члены вашей семьи, находясь с ребёнком, придерживались одного и того же установленного распорядка. Чем более постоянен распорядок, тем проще вашему ребёнку настроиться на сон.

Выработайте ритуал отхода ко сну

Выработайте краткий, ясный и предсказуемый ритуал отхода ко сну. Правильный режим поможет ребёнку научиться расслабляться и настраиваться на сон. Ритуалы успокаивают ребёнка в том числе благодаря своему постоянству. Перед сном следует избегать возбуждающего воздействия телевизора, видео, компьютерных игр, компьютеров, громкой музыки и яркого света. Также не рекомендуется бегать, прыгать и играть в подвижные игры.

Начинайте ритуал отхода ко сну за 15-30 минут до планируемого времени укладывания в кровать. У детей более младшего возраста ритуал отхода ко сну будет короче (например, 15 минут у детей в возрасте одного года), а у детей старшего возраста он может занять больше времени (но не более 60 минут).

Несколько простых советов для разработки правильного ритуала подготовки ребёнка ко сну

  • Все действия ритуала должны происходить в спальне ребёнка (за исключением посещения туалета и чистки зубов) в полной тишине.
  • Вашему ребёнку будет проще успокоиться, если изо дня в день будут повторяться одни и те же действия.
  • Для детей полезно будет сделать визуальное расписание, напоминающее им правильный порядок действий. Оно покажет ребёнку, из каких действий будет состоять его ежедневный ритуал отхода ко сну. Наглядное расписание также поможет всем, кто ухаживает за ребёнком, придерживаться одного и того же распорядка. Если ребёнок плохо воспринимает картинки, можно использовать предметы: каждое действие в ритуале отхода ко сну будет представлено предметом, который используется при его совершении.

Обращайте внимание на то, какие действия успокаивают вашего ребёнка, а какие возбуждают. Успокаивающие действия должны стать частью ритуала отхода ко сну, а возбуждающие следует перенести на другое время. Например, если принятие ванны оказывает на ребёнка стимулирующее, а не расслабляющее воздействие, то нужно принимать вечернюю ванну пораньше.

Соблюдайте режим

Выберите время отхода ко сну и придерживайтесь его

По возможности ваш ребёнок должен ложиться спать и вставать в одно и то же время семь дней в неделю. Выбирайте время отхода ко сну в соответствии с возрастом вашего ребёнка, а также с вашими собственными привычками, чтобы все вы могли придерживаться постоянного режима изо дня в день. Если по каким-то причинам ваш режим пришлось изменить, то проследите за тем, как это влияет на сон вашего ребёнка, и решите, стоит ли сохранить новый режим или же как можно скорее вернуться к старому.

Правильно подберите время

Многие дети за час до отхода ко сну ощущают прилив энергии, и им сложно заснуть. Если ваш ребёнок не может заснуть более часа, то попробуйте передвинуть время отхода ко сну на полчаса-час позже.

По мере взросления

С возрастом дети ложатся спать несколько позже, но важно, чтобы они по-прежнему получали необходимое количество часов сна. Кроме того, становясь старше, дети часто начинают позже ложиться спать и позже вставать в выходные. Старайтесь, чтобы в выходные ваш ребёнок ложился спать и вставал не более чем на час позже, чем в будни.

Ранний подъём

Даже если ваш ребёнок иногда ложится спать поздно, старайтесь, чтобы он просыпался не более чем на час позже обычного. Хотя может казаться, что лучше дать ребёнку поспать подольше и как следует выспаться, в конечном счёте качество сна зависит от соблюдения режима.

Дневной сон

Если ваш малыш всё ещё нуждается в дневном сне, то следите, чтобы его тихий час также происходил в одно и то же время, желательно в его спальне. После дневного сна будить ребёнка стоит не позднее 16:00, иначе потом ему будет сложно заснуть ночью. Если же ваш ребёнок уже достиг того возраста, когда спать днём не обязательно, не позволяйте ему этого (если только он не болеет). Если дети старшего возраста спят днём, им труднее заснуть ночью.

Не забывайте о еде
Ещё одним ключевым моментом в режиме дня является время приёма пищи. Ребёнок должен завтракать в одно и то же время каждое утро: и в будни, и в выходные. Поздно вечером не рекомендуется много есть. Однако лёгкий перекус может оказать благотворное влияние на сон.

Вставать с восходом, ложиться с закатом

Утренний солнечный свет и ночная темнота также способствуют поддержанию постоянного режима. Утром, когда ребёнок просыпается, откройте шторы и впустите в комнату солнечный свет. Если ребёнок ложится спать в светлое время суток, то нужно задёрнуть шторы в комнатах, где происходит его ритуал отхода ко сну, и обеспечить темноту в спальне.

Научите ребёнка спать отдельно

Почему важно, чтобы ребёнок умел спать отдельно от родителей?

И дети, и взрослые могут просыпаться несколько раз за ночь. Каждый раз, когда мы просыпаемся, мы оцениваем окружающую обстановку и быстро засыпаем снова. Эти пробуждения настолько кратки, что мы часто не помним их утром.

Ребёнку, который не умеет спать один, при каждом пробуждении будет нужна ваша помощь. Если же ребёнок научится спать отдельно от родителей, то он сможет легко засыпать после ночных пробуждений и будет просыпаться утром более отдохнувшим.

Как этому научить?

Когда ребёнок научится засыпать вместе с вами, нужно будет научить его засыпать самостоятельно. Это должно происходить постепенно, в течение нескольких недель. Например, если обычно перед сном вы ложитесь в кровать вместе с ребёнком, то можно изменить эту привычку: несколько вечеров просто садитесь к нему на кровать, а затем — на стул рядом с кроватью. Затем продолжайте садиться на стул, но каждую ночь отодвигайте его дальше от кровати, пока не окажетесь снаружи комнаты, вне зоны видимости ребёнка. Вводя эти изменения, постепенно уделяйте ребёнку все меньше внимания, оказываемого посредством разговоров, мимики и взглядов.

Когда вы окажетесь за пределами спальни, а ребёнок расстроен и не засыпает, вы можете подождать несколько минут и снова зайти в комнату. «Визит» должен быть кратким (меньше минуты): просто посмотрите на ребёнка и (или) обнимите, а затем ласково, но твёрдо скажите ребёнку: «Всё хорошо, пора спать. Спокойной ночи», и выйдите из комнаты.

Каждый раз возвращайтесь в комнату ребёнка через всё больший промежуток времени и лишь ненадолго. Когда ребёнок научиться засыпать один, то можно воспользоваться той же методикой при ночных пробуждениях и перед утренним подъёмом.

Поощряйте привычки, способствующие спокойному сну

Физическая активность

Дневная физическая активность улучшает ночной сон. Дети и взрослые, которые занимаются физкультурой, легче засыпают и крепче спят. Если в детском саду ребёнок не получает достаточную физическую нагрузку, попытайтесь восполнить этот пробел дома.

Однако занятия физические упражнения не должны происходить в позднее время суток, перед отходом ко сну: они могут оказать стимулирующее воздействие, мешая ребёнку заснуть. Поэтому все сложные или утомительные упражнения должны заканчиваться за два-три часа до сна.

Братья и сёстры

Многие семьи задаются вопросом, как изменения в режиме сна одного ребёнка могут повлиять на его братьев и сестёр. Часто соблюдение режима оказывает благоприятное воздействие на всех членов семьи.

Рука помощи: подумайте о том, как братья и сёстры могут помочь друг другу с отходом ко сну. Например, если все дети будут пользоваться визуальным расписанием, то этому сможет научиться и тот ребёнок, который испытывает трудности со сном. Когда все члены семьи делают одно и то же, то и ребёнку будет легче освоить новый навык.

Совместные игра и отдых: подумайте над уровнем активности перед отходом ко сну. Братья и сёстры могут помочь друг другу настроиться на успокаивающие занятия.

Разное время отхода ко сну: некоторые семьи предпочитают, чтобы дети ложились спать в разное время. Это позволяет родителям побыть наедине с каждым ребёнком перед сном. Если ваши дети ложатся спать в разное время, то проследите, чтобы шум не мешал тому ребёнку, который уже пытается заснуть.

Место для сна: подумайте о том, какое место для сна лучше всего подходит вашему ребёнку. Некоторые дети лучше всего спят в отдельной комнате, а другие – в общей комнате со братьями и сёстрами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uluchshit_son_u_detey_s_autizmom.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Как улучшить сон у детей с аутизмом

Многие аутичные дети имеют проблемы со сном, что может вызвать стресс как у самого ребёнка, так и у членов его семьи. Описанные здесь стратегии в целом подходят для детей любого возраста.

Данные советы могут помочь улучшить ночной сон вашего ребёнка и скорректировать его режим сна и бодрствования. 

В статью входит информация о том, как:
— Создать комфортную обстановку для сна;
— Выработать ритуал отхода ко сну;
— Поддерживать постоянный режим;
— Научить ребёнка засыпать отдельно от родителей;
— Выработать правильные дневные привычки.

Чтобы улучшить сон ребенка, нужно изменить привычный режим. Например, может понадобится изменить обстановку, в которой ребенок засыпает, или то, как вы разговариваете с ним перед сном и во время ночных пробуждений.

Многие родители могут помочь своим детям справиться с проблемами со сном, следуя советам. 

Вот несколько рекомендаций по выбору оптимальной программы действий:

  • Выбирайте идеи, которые соответствуют образу жизни вашей семьи;
  • Начинайте внедрять новые идеи тогда, когда у вас достаточно времени и энергии для их воплощения;
  • Начинайте с малого и вводите новые изменения постепенно;
  • Запаситесь терпением. Для достижения результата может понадобиться не менее двух недель.

Сколько времени должен спать мой ребёнок?

Нормативно развивающимся детям школьного возраста необходимо 10-11 часов сна. Однако у многих детей с аутизмом потребность в сне бывает снижена. Это следует учитывать: если укладывать такого ребёнка спать пораньше, чтобы он «лучше выспался», ему может быть сложно заснуть.

Создание комфортной обстановки для сна

Очень важно создать для сна спокойную атмосферу, создающую ощущение защищённости. У ребёнка обязательно должно быть постоянное спальное место. Это может быть его собственная кровать или часть общей кровати, но спальное место должно быть одним и тем же каждую ночь.

В спальне следует поддерживать тишину и темноту, а также комфортную температуру (не должно быть слишком холодно или слишком жарко). Если в комнате слишком темно, установите там небольшой ночник и оставляйте его включённым на всю ночь. Если же в комнату попадает свет от фонарей или солнечный свет по утрам, то можно повесить на окна более плотные занавески.

Ночью в спальне должно быть тихо. Когда ребёнок пытается заснуть, не рекомендуется включать радио, телевизор или музыку: ребёнок может проснуться, если эти звуки внезапно прекратятся. Некоторых детей успокаивает «белый шум», то есть тихий и равномерный звук низкой частоты, например, звук работающего вентилятора или кондиционера. Однако следует избегать шума из соседних комнат: например, шума от игры братьев и сестёр, звука работающего телевизора, компьютера или музыки.

Уделите должное внимание окружающей обстановке. Дети с аутизмом часто более чувствительны ко звукам, которые не мешают другим детям. Например, им может мешать заснуть звук капающей воды из крана или шум от бытовых приборов. Дети с аутизмом могут обладать повышенной чувствительностью к текстуре постельного белья и пижамы. Проверьте, есть ли подобные проблемы у вашего ребёнка. Например, можно попробовать поменять пижаму (на более свободную или, наоборот, более облегающую), либо одеяло (на более лёгкое или, наоборот, более плотное).

Важно, чтобы все члены вашей семьи, находясь с ребёнком, придерживались одного и того же установленного распорядка. Чем более постоянен распорядок, тем проще вашему ребёнку настроиться на сон.

Выработайте ритуал отхода ко сну

Выработайте краткий, ясный и предсказуемый ритуал отхода ко сну. Правильный режим поможет ребёнку научиться расслабляться и настраиваться на сон. Ритуалы успокаивают ребёнка в том числе благодаря своему постоянству. Перед сном следует избегать возбуждающего воздействия телевизора, видео, компьютерных игр, компьютеров, громкой музыки и яркого света. Также не рекомендуется бегать, прыгать и играть в подвижные игры.

Начинайте ритуал отхода ко сну за 15-30 минут до планируемого времени укладывания в кровать. У детей более младшего возраста ритуал отхода ко сну будет короче (например, 15 минут у детей в возрасте одного года), а у детей старшего возраста он может занять больше времени (но не более 60 минут).

Несколько простых советов для разработки правильного ритуала подготовки ребёнка ко сну

  • Все действия ритуала должны происходить в спальне ребёнка (за исключением посещения туалета и чистки зубов) в полной тишине.
  • Вашему ребёнку будет проще успокоиться, если изо дня в день будут повторяться одни и те же действия.
  • Для детей полезно будет сделать визуальное расписание, напоминающее им правильный порядок действий. Оно покажет ребёнку, из каких действий будет состоять его ежедневный ритуал отхода ко сну. Наглядное расписание также поможет всем, кто ухаживает за ребёнком, придерживаться одного и того же распорядка. Если ребёнок плохо воспринимает картинки, можно использовать предметы: каждое действие в ритуале отхода ко сну будет представлено предметом, который используется при его совершении.

Обращайте внимание на то, какие действия успокаивают вашего ребёнка, а какие возбуждают. Успокаивающие действия должны стать частью ритуала отхода ко сну, а возбуждающие следует перенести на другое время. Например, если принятие ванны оказывает на ребёнка стимулирующее, а не расслабляющее воздействие, то нужно принимать вечернюю ванну пораньше.

Соблюдайте режим

Выберите время отхода ко сну и придерживайтесь его

По возможности ваш ребёнок должен ложиться спать и вставать в одно и то же время семь дней в неделю. Выбирайте время отхода ко сну в соответствии с возрастом вашего ребёнка, а также с вашими собственными привычками, чтобы все вы могли придерживаться постоянного режима изо дня в день. Если по каким-то причинам ваш режим пришлось изменить, то проследите за тем, как это влияет на сон вашего ребёнка, и решите, стоит ли сохранить новый режим или же как можно скорее вернуться к старому.

Правильно подберите время

Многие дети за час до отхода ко сну ощущают прилив энергии, и им сложно заснуть. Если ваш ребёнок не может заснуть более часа, то попробуйте передвинуть время отхода ко сну на полчаса-час позже.

По мере взросления

С возрастом дети ложатся спать несколько позже, но важно, чтобы они по-прежнему получали необходимое количество часов сна. Кроме того, становясь старше, дети часто начинают позже ложиться спать и позже вставать в выходные. Старайтесь, чтобы в выходные ваш ребёнок ложился спать и вставал не более чем на час позже, чем в будни.

Ранний подъём

Даже если ваш ребёнок иногда ложится спать поздно, старайтесь, чтобы он просыпался не более чем на час позже обычного. Хотя может казаться, что лучше дать ребёнку поспать подольше и как следует выспаться, в конечном счёте качество сна зависит от соблюдения режима.

Дневной сон

Если ваш малыш всё ещё нуждается в дневном сне, то следите, чтобы его тихий час также происходил в одно и то же время, желательно в его спальне. После дневного сна будить ребёнка стоит не позднее 16:00, иначе потом ему будет сложно заснуть ночью. Если же ваш ребёнок уже достиг того возраста, когда спать днём не обязательно, не позволяйте ему этого (если только он не болеет). Если дети старшего возраста спят днём, им труднее заснуть ночью.

Не забывайте о еде
Ещё одним ключевым моментом в режиме дня является время приёма пищи. Ребёнок должен завтракать в одно и то же время каждое утро: и в будни, и в выходные. Поздно вечером не рекомендуется много есть. Однако лёгкий перекус может оказать благотворное влияние на сон.

Вставать с восходом, ложиться с закатом

Утренний солнечный свет и ночная темнота также способствуют поддержанию постоянного режима. Утром, когда ребёнок просыпается, откройте шторы и впустите в комнату солнечный свет. Если ребёнок ложится спать в светлое время суток, то нужно задёрнуть шторы в комнатах, где происходит его ритуал отхода ко сну, и обеспечить темноту в спальне.

Научите ребёнка спать отдельно

Почему важно, чтобы ребёнок умел спать отдельно от родителей?

И дети, и взрослые могут просыпаться несколько раз за ночь. Каждый раз, когда мы просыпаемся, мы оцениваем окружающую обстановку и быстро засыпаем снова. Эти пробуждения настолько кратки, что мы часто не помним их утром.

Ребёнку, который не умеет спать один, при каждом пробуждении будет нужна ваша помощь. Если же ребёнок научится спать отдельно от родителей, то он сможет легко засыпать после ночных пробуждений и будет просыпаться утром более отдохнувшим.

Как этому научить?

Когда ребёнок научится засыпать вместе с вами, нужно будет научить его засыпать самостоятельно. Это должно происходить постепенно, в течение нескольких недель. Например, если обычно перед сном вы ложитесь в кровать вместе с ребёнком, то можно изменить эту привычку: несколько вечеров просто садитесь к нему на кровать, а затем — на стул рядом с кроватью. Затем продолжайте садиться на стул, но каждую ночь отодвигайте его дальше от кровати, пока не окажетесь снаружи комнаты, вне зоны видимости ребёнка. Вводя эти изменения, постепенно уделяйте ребёнку все меньше внимания, оказываемого посредством разговоров, мимики и взглядов.

Когда вы окажетесь за пределами спальни, а ребёнок расстроен и не засыпает, вы можете подождать несколько минут и снова зайти в комнату. «Визит» должен быть кратким (меньше минуты): просто посмотрите на ребёнка и (или) обнимите, а затем ласково, но твёрдо скажите ребёнку: «Всё хорошо, пора спать. Спокойной ночи», и выйдите из комнаты.

Каждый раз возвращайтесь в комнату ребёнка через всё больший промежуток времени и лишь ненадолго. Когда ребёнок научиться засыпать один, то можно воспользоваться той же методикой при ночных пробуждениях и перед утренним подъёмом.

Поощряйте привычки, способствующие спокойному сну

Физическая активность

Дневная физическая активность улучшает ночной сон. Дети и взрослые, которые занимаются физкультурой, легче засыпают и крепче спят. Если в детском саду ребёнок не получает достаточную физическую нагрузку, попытайтесь восполнить этот пробел дома.

Однако занятия физические упражнения не должны происходить в позднее время суток, перед отходом ко сну: они могут оказать стимулирующее воздействие, мешая ребёнку заснуть. Поэтому все сложные или утомительные упражнения должны заканчиваться за два-три часа до сна.

Братья и сёстры

Многие семьи задаются вопросом, как изменения в режиме сна одного ребёнка могут повлиять на его братьев и сестёр. Часто соблюдение режима оказывает благоприятное воздействие на всех членов семьи.

Рука помощи: подумайте о том, как братья и сёстры могут помочь друг другу с отходом ко сну. Например, если все дети будут пользоваться визуальным расписанием, то этому сможет научиться и тот ребёнок, который испытывает трудности со сном. Когда все члены семьи делают одно и то же, то и ребёнку будет легче освоить новый навык.

Совместные игра и отдых: подумайте над уровнем активности перед отходом ко сну. Братья и сёстры могут помочь друг другу настроиться на успокаивающие занятия.

Разное время отхода ко сну: некоторые семьи предпочитают, чтобы дети ложились спать в разное время. Это позволяет родителям побыть наедине с каждым ребёнком перед сном. Если ваши дети ложатся спать в разное время, то проследите, чтобы шум не мешал тому ребёнку, который уже пытается заснуть.

Место для сна: подумайте о том, какое место для сна лучше всего подходит вашему ребёнку. Некоторые дети лучше всего спят в отдельной комнате, а другие – в общей комнате со братьями и сёстрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как улучшить речевое развитие детей

Речь у детей формируется под влиянием речи взрослых....

Дети с аутизмом.

Что такое аутизм? От чего он бывает? Что просходит? Проблемы семьи. Диагноз. Лечение. Психологическая поддержка....

Презентация. "Включение детей с аутизмом в общеобразовательную среду".

Инклюзия  - это включение детей с особенностями развития в системуобщего образования. В данной презентации описаны: подготовка к инклюции, основные цели, виды, а так же стратегии и методы ин...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Категория детей с аутизмом. Предрасположенность их заболевания и развитие таких детей с рождения до 6 лет

Презентация по теме Категория детей с аутизмом. Предрасположенность их  заболевания и развитие таких детей с рождения"...

Консультация для родителей Как улучшить зрение у детей"

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережног...

Детский аутизм- как организовать занятия для детей с аутизмом

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка...