Игрушка в жизни ребенка с 1 года до 3 лет
консультация

Крошникова Лариса Владимировна

Бывает, что родители вроде подобрали игрушку по возрасту, а ребёнок всё равно в неё не играет. Предпочитает крутиться возле мамы или вовсе не слазит с рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_s_1-3_let.docx848.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка в жизни ребенка с 1 года до 3 лет.

Бывает, что родители вроде подобрали игрушку по возрасту, а ребёнок всё равно в неё не играет. Предпочитает крутиться возле мамы или вовсе не слазит с рук.

Есть несколько причин, почему ребёнку может не нравиться игрушка.

Потребности и интересы. Возраст до трёх лет считается возрастом движений, развития речи и сенсорного исследования. Перед малышом стоит задача изучить вещи, которые его окружают. И научиться одновременно использовать руки и глаза при выполнении разных действий: налить воду в стакан и попить, зачерпнуть кашу и донести ложку до рта, надеть носочки и штаны.

Правильные игрушки помогают малышу освоить необходимые для жизни движения, стимулируют к развитию речи и напитывают разнообразными сенсорными ощущениями. При этом в одном и том же возрасте дети увлечены разными занятиями: одному важнее бегать и прыгать, другому — кропотливо вкладывать мячик в коробочку, третий может часами листать книги

Также в этом возрасте развивается способность к концентрации. При покупке игрушки обратите внимание, чтобы она развивала один навык — так ребёнок быстрее сосредоточится и получит опыт успешного взаимодействия.

Когда ребёнок занимается с игрушкой, важно создать условия, при которых его ничто не будет отвлекать. Иногда даже банальная родительская похвала во время занятия может помешать или прервать концентрацию. Отвлечение внимания ребёнка, расфокусировка, отсутствие движений во время сидения в телефоне, недостаток сенсорного опыта — всё это вредит развитию и приводит к апатии либо к гипервозбуждению.

Игрушки могут быть слишком простые или сложные для ребёнка. Со сложными ему просто не по силам справиться, а с простыми — скучно. Поэтому убираем погремушки и придерживаем для дошкольного возраста кукол, счётные материалы и игрушки для изучения цветов. А вот любимые мягкие игрушки могут быть в любом возрасте.

Обычно в день рождения или другие праздники любящие близкие могут купить кучу бесполезных подарков. Советуем составлять список нужных детских игрушек или просить дарить сертификаты магазинов.

Презентация игрушки. Родители показывают ребёнку каждую новую игрушку — что с ней можно делать и как играть. Сначала привлекаем внимание: «Смотри, у тебя теперь есть новая игрушка. Давай её посмотрим и поиграем?». Показываем, что с ней можно сделать. Чем младше ребёнок, тем меньше объяснений и проще движения. При демонстрации годовалому ребёнку достаточно поставить кубик на кубик или надеть одно кольцо на стержень. Предлагаем ребёнку пробовать самому столько раз, сколько ему понадобится. Если долго не получается, показываем ещё раз.

Оставляем малыша, чтобы он продолжал играть самостоятельно. Можно заранее подготовить место на полке для новой игрушки или выбрать его с ребёнком: «Куда поставим машинку?

Удобное хранение. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему сделать выбор. Когда игрушек много, он переходит от одной к другой: этой поиграл — бросил, тут же другую взял. В итоге малыш просто устаёт, капризничает и просится на руки. Поэтому достаточно оставлять на полках 4–5 игрушек, и менять их раз в несколько дней.

Разместите игрушки в свободном доступе ребёнка, на невысоких полках или стеллажах — чтобы он мог подойти и взять нужную. Не складывайте игрушки в закрытые корзины или контейнеры. Ребёнок вываливает всё на пол, потом пытается найти интересное занятие, но не может. В итоге фрустрируется и постоянно требует внимания мамы.

Игрушки с 1 до 3 лет: как выбрать те, с которыми ребёнок будет играть

Редакция

Рассказываем, как правильно выбрать игрушки и выясняем причины, по которым ребёнок может не играть с игрушкой.

Содержание

Примеры детских игрушек

При выборе игрушки важно помнить, что каждый малыш уникален. Что подходит для одного, не заинтересует другого: некоторые дети готовы нанизывать бусы на нить в 1,5 года, а другие — после 2 лет. Поэтому при выборе занятий стоит руководствоваться интересами конкретного ребёнка, а не списками полезных игрушек. Наблюдайте за своим малышом и предлагайте занятия, которые закрывают именно его потребности.

Хорошая игрушка помогает ребёнку освоить необходимые для жизни движения:

  • вкладывание;
  • нанизывание;
  • открывание и закрывание;
  • проталкивание;
  • откручивание и закручивание.

Ниже рассмотрим примеры актуальных детских игрушек с года до трёх лет.

Кольца на неподвижном основании подойдут с момента, когда ребёнок уверенно сидит. Во время занятия малыш тренирует сознательное выпускание и захват, учит использовать руки в вертикальном и горизонтальном положениях.

   

После года можно усложнить игрушку — нанизывать кольца на горизонтальный штырёк. Включается в работу запястье, а координация руки и глаза становится ещё более точной

Пирамидки. После освоения нанизывания колец переходим на следующий уровень — упорядочиваем кольца по размеру на пирамидке, от самого большого к самому маленькому.

Ближе к 2 годам можно предлагать пирамидки на качающемся основании, с фигурами вместо колец, пирамидки с несколькими гладкими стержнями или с выступами. Но первые должны быть совсем простыми.

Нанизывание бусин. Сначала лучше выбрать крупные бусины со шнурком на штырьке. После того как ребёнок научится их нанизывать, измените размер или форму бус, уменьшите размер штырька или замените его шнурком. Только потом можно подбирать сложные фигурные шнуровки.

Контейнеры для открывания и закрывания. Ещё один способ развивать координацию глаза и руки — это дать ребёнку возможность открывать и закрывать различные ёмкости. Сложите в корзинку несколько бытовых предметов: китайскую коробочку, жестяную и стеклянную баночку, сумочку с кнопкой, коробочки для макияжа, пудреницы, футляр от губной помады или зубной щётки.

С таким набором малыш освоит различные типы отвинчивания и откручивания, различные варианты застёжек, потренирует запястье и захваты.

Положите в баночки и сумочки сюрпризы: это будет мотивировать малыша открыть контейнер и посмотреть, что там гремит

Корзина с реальными предметами. Наполните корзину безопасными предметами домашнего обихода или природными материалами. Это могут быть:

  • венчик, ложка, чашка, крышка;
  • губка, мочалка, пемза, зубная щётка;
  • колокольчик, мячики, фигурки животных;
  • бигуди, футляр от помады;
  • шишки, большая галька, ракушки, большие каштаны;
  • кусочки ткани разной фактуры;
  • пакетик с ароматными травами.

Чем младше ребёнок, тем меньше предметов кладём в корзину: до года достаточно 3–4, а ближе к двум 5–7 предметов. Такая сенсорная деятельность стимулирует чувства: ребёнок ощущает различные текстуры материалов, их температуру, вес, запах, цвета и формы.

Сделайте несколько тематических корзин: отдельно с деревянными, блестящими, металлическими предметами или с предметами из разного материала, но одного цвета.

Или соберите предметы по определённому признаку. В этом наборе предметы ухода за собой: маленький гель для душа, мочалка, зубная щётка, расчёска и массажная щётка

Гайки и болты. Ни одно упражнение не укрепляет кисть руки так, как закручивание. Ещё с этой игрушкой ребёнок учится работать двумя руками: одной будет прикручивать гайку, а другой держать болт. Сначала предлагаем один или два болта и гайки. А чтобы усложнить занятие, добавляем больше болтов и гаек или уменьшаем их размер.

Такую игрушку родителям можно сделать самим, прикрутив к деревянной доске болты.

Коробка с колышками и молотком. До года малыш может вставлять колышки в отверстия и проталкивать их рукой. А с совершенствованием моторики начать забивать колышки молотком. Следующий этап — забивание крупных гвоздей в пробковую доску или пластилин.

Набор дверных защёлок, прикреплённых к мебели или дверным проёмам: защёлка с цепочкой, защёлка с крючком, шпингалет. Эта игрушка на возраст примерно с 16 месяцев.

Коробки с отверстиями. С помощью упражнений на проталкивание ребёнок учится складывать предмет в контейнер и начинает понимать постоянство объекта — когда что-то исчезает из поля зрения, оно может появиться снова. С развитием моторики малыш может вставлять большую монету или фишку в узкую щель, а потом соломинки в дырочки. Необязательно покупать такую игрушку, можно сделать прорезь в обувной коробке для монет, пуговиц или мячика. Возраст — около года.

Замок с ключом. Можно приобрести игрушку, а можно использовать обычные замки. Не забудьте прочно привязать ключ к замку, чтобы ребёнок его ненароком не проглотил. Предлагайте простой вариант ключика, который в один щелчок откроет замочек.

Рамки с застёжками. Это деревянные рамки с двумя полотнами ткани, застёгнутые липучку или на молнию. Можно не покупать рамки, а закрепить на пяльцах фрагменты ткани с нужными застёжками. Когда ребёнок научился расстёгивать молнии и липучки, предложите рамки с кнопками и пуговицами.

Рамки-вкладыши с ручками. С этой игрушкой ребёнок учится выделять фигуры на фоне, развивает зрительно-моторную координацию. Ручка помогает отточить пинцетный и щипковый захваты. Поначалу предлагайте рамку и вкладыш круглой формы. Это самая простая форма, ведь у круга нет сторон, которые могут не подойти к выемке.

Как только ребёнок освоит одиночные формы, дайте ему составные рамки-вкладыши — одинаковые фигуры разного размера или разные фигуры одинакового размера.

Следующим шагом будут вкладыши с изображениями, а к 2 годам можно начинать использовать двух- и трёхсоставные пазлы.

Сортеры. С этой игрушкой малыш получает сенсорный опыт с различными геометрическими телами, можно давать уже около года.

В базовом комплекте на каждой стороне одно отверстие: круглое, квадратное и треугольное. Сначала ребёнок учится проталкивать круглые или цилиндрические фигурки, а затем куб и призму. В более сложных сортерах отверстия располагаются на одной стороне.

Мозаика. Её нужно иметь примерно с полутора лет, когда малыш уже не тянет всё в рот. Сначала выбирайте модели с крупными деталями — начинаем с пяти и постепенно добавляем больше деталей. Игрушка помогает освоить щипковый захват и точные движения рукой.

Сортировка. Примерно с 18 месяцев дети начинают интересоваться сортировкой предметов по цвету, типу и размеру. Возьмите набор предметов и поместите их в большую миску. Рядом поставьте миски меньшего размера или контейнер с несколькими отделениями.

Что можно сортировать:

  • пуговицы: по цвету, форме или размеру;
  • природные материалы: шишки, ракушки, камни, листья;
  • орехи разных видов, в скорлупе или без неё.

Сортировка даёт ребёнку опыт классификации и контролируемого опускания предметов. Чтобы усложнить упражнения на сортировку, уменьшите предметы и добавьте щипцы или ложку для перекладывания.

Конструкторы. После двух лет ребёнку будут интересны конструкторы: лего, магнитный или деревянный конструктор. Начинать лучше с пяти деталей, потом добавлять больше.

Сенсорные мячи, мешочки и коврики. Мячи или мешочки могут быть с различным наполнением: крупа, синтепон, опилки, песок, пуговицы. Это будет давать понимание того, что одинаковые с виду предметы могут быть разного веса.

Корзинки с фигурками животных. Сложите в корзинку муляжи животных. Главное, чтобы были учтены их размеры в реальной жизни: петух меньше волка, а слон больше собаки.

Можно собирать разные наборы фигурок животных:

  • животные разных континентов;
  • с фермы;
  • домашние;
  • взрослые особи и детёныши.

Главная цель — расширить словарный запас малыша. Мы изучаем названия животных и их детёнышей, страны, континенты и среды обитания. Такие игры хорошо развивают внимание и память.

Выбирая полезные игрушки, мы помогаем ребёнку развиваться. А вредные его только запутывают и искажают реальную картину мира.

Взрослые удивляются, почему ребёнок бегает и крутится, вместо того, чтобы играть. А ребёнок уже не знает, куда деться от всего этого многообразия красок и звуков. Если ему оставить две игрушки, а потом поменять их на другие две, то внезапно окажется, что ребёнок, который всё раскидывал, вдруг сосредотачивается на игре на долгое время

Почему ребёнок не интересуется игрушками

Бывает, что родители вроде подобрали игрушку по возрасту, а ребёнок всё равно в неё не играет. Предпочитает крутиться возле мамы или вовсе не слазит с рук.

Есть несколько причин, почему ребёнку может не нравиться игрушка:

  • не учтены интересы малыша и потребности развития;
  • ребёнок не знает, как играть с игрушкой;
  • ему неудобно выбирать и брать игрушку.

Потребности и интересы. Возраст до трёх лет считается возрастом движений, развития речи и сенсорного исследования. Перед малышом стоит задача изучить вещи, которые его окружают. И научиться одновременно использовать руки и глаза при выполнении разных действий: налить воду в стакан и попить, зачерпнуть кашу и донести ложку до рта, надеть носочки и штаны.

Правильные игрушки помогают малышу освоить необходимые для жизни движения, стимулируют к развитию речи и напитывают разнообразными сенсорными ощущениями. При этом в одном и том же возрасте дети увлечены разными занятиями: одному важнее бегать и прыгать, другому — кропотливо вкладывать мячик в коробочку, третий может часами листать книги.

Также в этом возрасте развивается способность к концентрации. При покупке игрушки обратите внимание, чтобы она развивала один навык — так ребёнок быстрее сосредоточится и получит опыт успешного взаимодействия.

Когда ребёнок занимается с игрушкой, важно создать условия, при которых его ничто не будет отвлекать. Иногда даже банальная родительская похвала во время занятия может помешать или прервать концентрацию. Отвлечение внимания ребёнка, расфокусировка, отсутствие движений во время сидения в телефоне, недостаток сенсорного опыта — всё это вредит развитию и приводит к апатии либо к гипервозбуждению.

Игрушки могут быть слишком простые или сложные для ребёнка. Со сложными ему просто не по силам справиться, а с простыми — скучно. Поэтому убираем погремушки и придерживаем для дошкольного возраста кукол, счётные материалы и игрушки для изучения цветов. А вот любимые мягкие игрушки могут быть в любом возрасте.

Обычно в день рождения или другие праздники любящие близкие могут купить кучу бесполезных подарков. Советуем составлять список нужных детских игрушек или просить дарить сертификаты магазинов.

Как определить благоприятные периоды для развития ребёнка

Наводим порядок в детской комнате, чтобы ребёнок играл сам

Анастасия Кузнецова

Из этой статьи вы узнаете о пяти шагах, которые помогут расчистить пространство, избавиться от бесполезных игрушек и подготовить место для полезных игр. Также мы поделимся двумя видео с примерами разборов игрушек в двух детских комнатах и практическими рекомендациями, которые помогут вовлечь ребёнка в самостоятельную игру.

Почему порядок в детской и игрушках важен для ребёнка

Ребёнку нужен порядок, чтобы освоить что-то новое, исследовать с разных сторон, без препятствий погрузиться в этот процесс изучения. Когда есть порядок, малыш может взять любую игрушку или вещь, которая ему необходима для развития. Важно и то, что ребёнок может всё сделать без помощи мамы — взять, поиграть столько, сколько нужно, потом убрать на место. А у мамы появляется время на свои дела. И при этом она будет спокойна, что ребёнок занят полезным делом.

Бывает, что у родителей возникает сомнение — зачем тратить время на то, чтобы продумать порядок в детской? Это бесполезно, ведь ребёнок всё равно всё разбросает. Ведь можно расслабиться и подождать, пока он повзрослеет и пойдёт в сад. Вот тогда и потребуется призвать его к порядку, ввести правила и следить за тем, что он их выполняет.

Но если отпустить ситуацию на самотёк, то есть риск столкнуться с негативными последствиями. Ребёнок не научится концентрироваться и уделять достаточно внимания какому-то делу, не сможет запоминать алгоритмы и следовать им. Могут возникнуть проблемы с речью и моторикой.

Трудно связать эти проблемы с тем периодом, когда в детской отсутствовал порядок. Но эти вещи взаимосвязаны —  порядок на раннем этапе развития помогает ребёнку впитать вот этот внешний порядок, который затем становится основой его внутреннего порядка, логики, мышления и памяти.

Начинается всё с простых шагов, когда из-за дня в день ребёнок следует определённому алгоритму, который выстраивает для него взрослый. Мы проснулись, умылись, переоделись, позавтракали, и только затем мы можем поиграть во что-то и потом обязательно положить это на место. И так изо дня в день. Или мы вернулись с прогулки, мы разулись, сняли верхнюю одежду, помыли руки, переоделись, и только потом уже у нас следует либо игра, либо какая-то другая деятельность. Но в любом случае, есть определённый алгоритм. Ты взял игрушку, ты можешь поиграть с ней вот здесь, ты можешь потом убрать её на место.

Чтобы ребёнок научился самостоятельно играть и убирать за собой игрушки, достаточно соблюдать три принципа:

  • Дать ребёнку свободный доступ к игрушкам, чтобы он мог брать и класть их на место без вашей помощи. Нужно посмотреть на детскую комнату и решить, где что будет располагаться, чтобы ребёнку было удобно. Найти подходящую мебель и расположить подходящие занятия для ребёнка на полках и стеллажах.
  • Помогать сохранять порядок. Когда игрушек немного и у каждой вещи есть своё место, ребёнку будет просто возвращать их на место. Для ребёнка до года достаточно пяти игрушек, а с двух до трёх лет — десяти. Остальные лучше убрать и менять раз в неделю.
  • Выбирать полезные игрушки по возрасту и потребностям ребёнка — так мы создаём среду, в которой происходит естественное развитие без стрессов и истерик.

Давайте посмотрим, как можно реализовать все эти принципы на практике.

Шаг 1. Разбираем игрушки и книги

Когда ребёнка не будет дома, достаньте все игры и игрушки из шкафов, корзин и ящиков и выложите посередине комнаты.

Отложите в сторону любимые игрушки малыша. Они могут не подходить ни под один стандарт правильности, но если ребёнок к ним привязан, их нужно оставить. Не нужно хранить их все в открытом доступе — можно положить 2–3 игрушки, а остальные убрать, чтобы потом менять. Или достать, если малыш попросит.

Подготовьте несколько пакетов или коробок:

  • для игрушек и книг, которые нужно выбросить;
  • отдать;
  • отложить на вырост;
  • использовать сейчас (хорошие игрушки).

Ниже список игрушек, которые лучше выбросить или отдать.

Сложные и непонятные игрушки. К ним мы относим пищащие, говорящие, звенящие, сверкающие, с несколькими функциями одновременно. В таких игрушках слишком много всего и ребёнок не знает, на чём сконцентрироваться, его внимание рассеивается, и он быстро теряет интерес. А говорящие игрушки и книжки могут стать препятствием для развития речи, ведь речь развивается только в общении со взрослыми.

Если ребёнок разбрасывает игрушки или зовёт вас играть вместе, то вероятнее всего игрушка слишком сложная или не понятная, то есть никак не помогает развитию.

Возьмём к примеру бизиборды. Это игрушки, где одновременно много замков, выключателей и других предметов, которые можно тянуть, нажимать, открывать. Ребёнок не успевает сосредоточиться на чём-то одном.

Кроме того, замки на бизибордах бывают разной степени сложности. Годовалый малыш, у которого несколько раз не получилось открыть какие-то замки, теряет к ним, а затем и ко всему бизиборду интерес. И даже когда он дорастёт до того, чтобы справляться с этими замками, интерес уже может не вернуться.

Игрушки из которых ребёнок уже вырос: погремушки, детские пищалки, молоточки, каталки. Такие игрушки не способствуют развитию, если ребёнок из них вырос и просто занимают место в комнате. А также побуждают малыша, бездумно покрутив игрушку в руках, тут же бросать её.

Мягкие игрушки. Для большинства детей такие игрушки не представляют интереса и пользы, но собирают на себе много пыли и могут стать причиной аллергии. Можно оставить 1–2 игрушки, которые ребёнок любит, а от остальных избавиться.

Нереалистичные игрушки. Ребёнок до 3 лет разбирается в том, как устроен мир и важно помочь ему приобрести реальную картину и правильный образ. Машинки с человеческим лицом дают ложные представления о мире, поэтому лучше оставить машинки, которые похожи на те, что ребёнок видит на улице и в книгах.

Недокомплекты, сломанные игрушки. У ребёнка должна складываться полная картина. Кроме того, сломанная игрушка не служит примером аккуратности. Это могут быть пазлы с недостающими деталями, пирамидка без нескольких колец, машинка без колеса.

Дубликаты игрушек выполняют одну и ту же задачу и только занимают место. Например, в комнате может быть несколько вариантов пирамидок, сортеров, пазлов. Достаточно 2–3 разного цвета, материала, формы и время от времени менять их.

Убираем игрушки на вырост и часть деталей

Когда ребёнок видит интересную игрушку, но не может с ней справиться, у него пропадает мотивация и интерес к игрушке, как в случае с бизибордом. Он не вернётся к ней, даже когда будет уже готов. Поэтому лучше не опережать события, чтобы сохранить интерес ребёнка. Соберите сложные игрушки в отдельную коробку, их можно предложить позже.

Музыкальные инструменты тоже должны быть по возрасту. Например, двухлетка не справится с флейтой, а вот глиняная свистулька — в самый раз. Колокольчик лучше сначала поставить один, а потом добавлять по одному и сравнивать их звучание. Избегайте дешёвых музыкальных инструментов с плохим звуком — они могут навредить развитию слуха ребёнка, и притупить восприятие.

Ограничьте количество деталей. Конструктор, пазлы, сортеры — полезные игрушки, но при условии, что ребёнок может справиться с задачей, которую ставит игрушка. Большое количество элементов этих игрушек может этому препятствовать.

Поэтому в случае с конструкторами, нужно оставить такое количество деталей, которого будет достаточно, чтобы разобраться, для чего эта игрушка предназначена. При этом их должно быть немного, чтобы ребёнок смог самостоятельно убрать все детали на место. Если малыш легко справляется с 5 деталями, можно добавить ещё пару элементов, потом ещё.

Сортируем книги. До трёх лет ребёнку важно разобраться в том, как устроен мир вокруг него и он сам. Поэтому лучше, чтобы книги были реалистичными, с эстетичными картинками и затрагивали мир малыша.

Если у ребёнка ещё не очень хорошо развита мелкая моторика, то ему будет сложно перелистывать тонкие страницы и он может их порвать. Поэтому для малышей лучше выбирать книги с плотными страницами.

Убираем:

  • порванные и мятые книги;
  • книги, из которых ребёнок уже вырос;
  • дубликаты или однотипные книги;
  • большие толстые книги — малыш не сможет брать и убирать их сам, а объём информации слишком велик, чтобы погрузиться в «чтение».
  • книги со сказочными персонажами.

Шаг 2. Зонируем комнату

Для ребёнка важны ориентиры, когда всё вокруг понятно и знакомо. И в первую очередь это касается вашего дома — места, с которым он знакомится в первую очередь, где он учится порядку и самостоятельности.

Если обозначить необходимые зоны в квартире и определить место для каждой вещи, то можно получить такой результат:

  • Ребёнок будет чувствовать себя спокойно и в безопасности.
  • Сможет самостоятельно выбирать себе занятие.
  • Быстрее научится самообслуживанию.
  • Быстрее научится поддерживать порядок.
  • Сможет выражать свои потребности ещё до того, как научится говорить. Например, подойдя к своему стульчику на кухне или полке с одеждой.

Существует 4 главных зоны для ребёнка: зона сна, зона еды, зона ухода за собой, зона движения и творчества.

Игрушки и книги чаще всего располагаются в зоне движений и творчества. Она может быть в нескольких комнатах, например, в детской и гостиной. Но важно, чтобы у ребёнка была возможность пользоваться ею самостоятельно — достать нужную игрушку, навести порядок. Все материалы должны соответствовать возрасту и располагаться по логике. Например, музыкальные инструменты лежат в одном месте, творческие занятия — в другом.

Рассмотрим, как оформить место для игрушек, творчества и физической активности, чтобы заинтересовать ребёнка и создать действительно развивающее пространство.

Оформляем место для игрушек. Подойдут невысокие стеллажи с открытыми полками, соразмерные ребёнку, чтобы он мог легко дотянуться до нужных игрушек. Стеллажи могут быть с ячейками или без них. Цвета лучше выбирать нейтральные — белый или цвет дерева — ведь яркие пёстрые цвета мебели отвлекают ребёнка от того, что находится на полках.

Если нет возможности приобрести специальную мебель, есть несколько доступных вариантов: открутите нижние дверцы у обычного шкафа с полками, так ребёнок получит свободный доступ к игрушкам; используйте части мебели — например, положите горизонтально узкий шкаф-пенал; скрепите вместе деревянные ящики.

Открытые небольшие корзины: в них можно складывать конструктор, мячики, тематические наборы и несколько маленьких игрушек.

Плохие варианты: закрытые и большие корзины, контейнеры и ящики. В них игрушки свалены в кучу и, чтобы найти любимую игрушку, нужно вывалить всё остальное. Кроме того, ребёнок может забыть, где что находится и не найти игрушку, в которую хотел бы поиграть.

Оформляем место для творчества. Материалы для творчества могут стоять на отдельной полке, в отдельном стеллаже или занимать часть полки рядом с игрушками. Пригодится мольберт — под ним можно подстелить клеёнку или моющийся коврик. Хорошо, если будет низкий стол и стул, чтобы ребёнок мог сесть и позаниматься творчеством: полепить или порисовать.

Статья с идеями и примерами по обустройству зоны творчества

Оформляем место для чтения книг. Чтобы место стало притягательным для ребёнка, нужно сделать его действительно уютным. Подберите маленькое кресло, пуфик, стульчик или большую подушку.

Для книг лучше всего подойдёт специальный стеллаж для книг, полка на стене с перекладинами, которые не дадут книгам упасть, или корзинка на полу.

Здорово, если в этом уголке найдётся место красивой лампе, торшеру, цветку и картине или фотографии. Они не должны отвлекать от чтения, но в то же время помогут создать атмосферу уюта.

Оформляем место физической активности. Детей в этом возрасте чаще всего не нужно специально стимулировать к движению — для них это жизнь и главный источник развития. Главное — обустроить безопасное пространство, где будет как можно больше вариантов для активности.

Идеально, если в квартире есть место для спортивного комплекса — на нём можно и лазать, и висеть, и крутиться. Но если для него нет места, можно поставить корзину с мячами, повесить баскетбольное кольцо и перекладину, купить или сделать кольцеброс, использовать обруч и другие небольшие спортивные снаряды.

Шаг 3. Расставляем всё по полкам

Принципы размещения игрушек и материалов на полке:

  1. Игрушек должно быть столько, сколько ребёнок может убрать сам или с небольшой вашей подсказкой: в год это может быть 5 игрушек, в 2 года — от 5 до 10 игрушек и т. д.
  2. Каждую игрушку следует разместить так, чтобы ребёнку было легко её достать и положить на место. Не стоит класть игрушки так, что ребёнку придётся вынимать одну, чтобы достать другую. Если игрушка состоит из нескольких деталей, то лучше её положить на поднос или в маленькую корзинку.
  3. Игрушки меняем раз в одну-две недели, ориентируясь на интерес ребёнка. Если он сейчас увлекается машинками, то оставьте парочку — разного размера или назначения. Но при этом пусть будет и один конструктор, и набор инструментов. Как только вы заметите, что интерес к машинкам пропал, то самое время проредить их и добавить ещё один конструктор.

Каждый набор материалов для занятия творчеством (рисование, лепка, наклейки, аппликация) лучше поместить на отдельный поднос, в коробку или корзинку, то есть 1 занятие — 1 поднос.

Например, на подносе для рисования можно положить 1 лист бумаги и 2–3 карандаша, не больше. На подносе для лепки может стоять закрытый контейнер с тестом для лепки идти пластилином, лежать подложка на стол (она может быть также сразу на столе), располагаться прямо на подносе или в контейнере инструменты — пара формочек, стек или ножик.

Книг в доступе малыша не должно быть много. Для детей до 3 лет вполне достаточно 3–5, максимум 7 книг. Остальные можно убрать и менять по интересу или раз в неделю-две. Книги должны располагаться лицом к ребёнку, чтобы он видел обложку. Позаботьтесь, чтобы их можно было легко доставать и убирать.

Шаг 4. Убираем с глаз лишнее

Мы отсортировали с вами игрушки и теперь самое время избавиться от ненужного.

Сломанные и вредные игрушки можно выбросить, отдать в переработку или отложить, чтобы позже переделать и использовать в других играх. Например, из деталей пазла можно будет позже сделать аппликацию и т. п.

Дубликаты и игрушки, из которых ребёнок вырос можно отдать родственникам, друзьям, вынести на площадку, продать на Авито, отдать на благотворительность или поменяться.

Благотворительные фонды: Русская берёза, Милосердие, Волонтёры в помощь детям сиротам. Сообщества для обмена игрушек: Дару — дар, Babyblog, Неваляшка.
Сервисы, которые могут приехать и забрать игрушки: Крок и Зябра, Чемодан, Второе дыхание.

Оставшиеся игрушки на смену нужно хранить там, где ребёнок их не найдёт: в коробках или контейнерах в шкафу, в кладовке, на верхних полках.

Игрушки можно арендовать или сдавать в аренду — это сэкономит и место, и деньги. Кроме того, так вы внесёте свой вклад в защиту окружающей среды от лишнего мусора. Сервисы аренды игрушек: Арендориум, Toyrent.

Шаг 5. Подготавливаем ребёнка

Вы проделали большую работу и наверняка сами порадовались результату — в детской стало больше места и воздуха, ушло раздражение от того, что везде валяются игрушки. Теперь нужно посмотреть, как отреагирует на эти изменения ребёнок.

Чаще всего дети удивлённо замирают на пороге, а потом надолго пропадают, внимательно рассматривая каждую игрушку, как бы заново открывая их для себя.

Важно помнить, что в этом возрасте для малыша привычный порядок или даже беспорядок — основа стабильности. А значит, резкие перемены даже в лучшую сторону он может воспринять совсем не так, как мы ожидали — напряжением, стрессом, требованиями вернуть всё как было. Исходите из особенностей вашего малыша и, возможно, меняйте детскую постепенно: разберите один стеллаж с игрушками, в следующий раз организуйте зону чтения.

Объясните ребёнку, что теперь у каждой игрушки есть своё место и ему будет легко найти и взять то, что он захочет тогда, когда он решит. А ещё освободилось место, чтобы танцевать, лепить и рисовать.

Примеры разбора игрушек и наведения порядка в двух детских комнатах малышей

Как вовлечь ребёнка в самостоятельную игру

Итак, мы разобрались, зачем в детской нужен порядок и как его организовать. Обсудили, как избавиться от бесполезных игрушек и как подобрать стеллажи, полки, корзинки, подносы. Теперь вы знаете, как расположить полезные игрушки в доступе ребёнка, чтобы ему было легко найти нужную, легко взять и легко убрать. С нашей точки зрения, комната выглядит замечательно, в ней порядок. Остался главный вопрос: как же сделать так, чтобы ребёнок играл самостоятельно в эти игрушки.

Вот несколько рекомендаций.

Презентуем новые игрушки и занятия ребёнку. Начнём с того, как проводить своего рода презентацию — как показывать игрушку или занятия ребёнку так, чтобы ему захотелось поиграть.

Очень важно включить ваши эмоции,добавить немножечко игры, таинственности, привлекательности в голосе, говорить немножечко загадочно, медленно, глядя на ребёнка, немножко улыбаясь. Можно использовать такие фразы:

  • Пойдём, я покажу тебе кое-что интересное.
  • Смотри, что я нашла.

Может быть ситуация, что вовсе не понадобится что-то говорить — вы можете просто положить игрушку так, чтобы ребёнок увидел и понаблюдать, что он будет делать. Кто-то из детей сразу к ней подойдёт, возьмёт, начнёт рассматривать. И, может быть, даже сам разберётся, что с ней нужно делать без ваших подсказок. Другому ребёнку понадобится время — он будет присматриваться к игрушке, возьмёт её и принесёт вам. Тогда вы можете показать, что и как с ней нужно делать.

Главное — оставить ребёнку максимальную свободу, не пытаться всё сделать за него. Достаточно подсказать только в том случае, если ребёнку это действительно нужно.

Поддерживаем порядок в игрушках. Правильно организованная среда мотивирует ребёнка на самостоятельность. Он может пойти и выбрать занятие по душе, нет ни одного препятствия:

  • игрушек немного и они не вызывают у ребёнка смятения и трудности выбора;
  • каждая игрушка находится на своём легкодоступном месте и ребёнок может её взять и затем убрать на место;
  • игрушки подобраны по возрасту и интересам ребёнка;
  • предусмотрено место для игры: коврик или столик.

Создаём благоприятный эмоциональный фон для самостоятельной игры. Самостоятельная игра ребёнка — это не самоцель. Конечно, в природе ребёнка заложено стремление к исследованию, деятельности, самостоятельности и независимости. Но при этом, есть такой важный момент, как отношение со значимыми людьми: мамой, папой, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами. Именно здесь в первую очередь должно быть чувство безопасности, уверенности, спокойствия, стабильности, любви, наполненности, близости.

  • У ребёнка должно быть достаточно объятий и поцелуев, близкого телесного и эмоционального контакта. Он должен чувствовать, что мама рядом, даже когда она не находится физически с ним. Если ребёнок уверен в любви, тогда он легко отпускает маму, переключается и направляет свою энергию на какие-то занятия в самостоятельном режиме.
  • Поэтому важно, чтобы от значимых взрослых не исходил такой посыл: «Ну посмотри, я уже всё сделала, чтобы ты наконец-то начал играть самостоятельно. Ну когда же ты будешь это делать сам без меня? Устала уже играть с тобой». Мы можем этого не произносить, но держать подобное в голове — думать и переживать об этом. Дети поразительно точно считывают наше эмоциональное состояние, поэтому важно создавать благоприятный эмоциональный фон для игры.

Анастасия Кузнецова — детский психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт нашего курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»

Что ещё необходимо ребёнку для развития

Важно помнить, что игрушки не являются единственной сферой развития малышей — игрушечный мир не даёт всех возможностей. Ребёнку важно развивать крупную моторику, знакомиться с книгами и искусством, участвовать в жизни семьи и осваивать навыки самообслуживания.

Развитие крупной моторики. Детям в этом возрасте важно научиться увереннее ходить и сохранять координацию тела в пространстве, хватать и переносить вещи.

Чем больше стимулов для движения, тем активнее развивается крупная моторика. Для развития этих навыков понадобятся:

  • пространство, в котором ребёнок может бегать и ходить на большие расстояния;
  • спортивный комплекс, шведская стенка или отдельные снаряды;
  • тележки и каталки;
  • беговел, а примерно с 2 лет — велосипед или самокат;
  • качели;
  • горки или другие наклонные поверхности.

После 2 лет завершается формирование базовой координации тела и ребёнок переходит в период утончения движений. Движения становятся точнее, грациознее и экономнее. Так малыш достигает оптимального результата в кратчайший срок, а сэкономленная энергия направляется на дальнейшее развитие. Актуальными остаются долгие прогулки, подвижные игры, лазанье и прыжки.

Чтение. Если мы сможем пробудить у ребёнка интерес к чтению в раннем возрасте, то велика вероятность, что он сохранится на всю жизнь. Книги дают много информации об окружающем мире и стимулируют развитие речи. Важно подобрать книги по возрасту и показать ребёнку, как мы с ними обращаемся: переносим, перелистываем страницы, где и как читаем.

Что и как читать ребёнку до 3 лет

Творчество. 

Музыка. В раннем детстве закладывается музыкальный вкус и слух, поэтому важно давать ребёнку слушать хорошую музыку и звуки разных музыкальных инструментов.

100 музыкальных произведений для малыша

Примеры музыкальных инструментов до трёх лет.

Художественное искусство. Малыш особенно легко впитывает всё, что есть в окружающей его среде. Поэтому важно окружать его красотой и эстетикой, знакомить с предметами искусства. Это может быть картина или фотография, подвешенная в рамку на уровне глаз.

Картины для детей

Домашние дела. Дети очень любят наблюдать за тем, что делают взрослые, и стремятся повторять за нами. В случае когда родители идут навстречу, ребёнок будет с удовольствием протирать пыль, загружать и разгружать стиральную машину, развешивать бельё, поливать цветы, подметать, помогать в готовке. В этих занятиях развиваются зрительно-моторная координация, речь и крупные движения.

Навыки самообслуживания. До трёх лет ребёнку по силам научиться самому есть, умываться, чистить зубы и одеваться. И учится он этому с удовольствием. А вот когда станет старше — освоение этих навыков пойдёт с сопротивлением, так как в приоритете будут совсем другие точки интереса.

Как воспитывать самостоятельного ребёнка

Памятка: как выбирать правильные игрушки для детей

  • Выбирайте простые игрушки с одной-двумя функциями, не перегруженные дополнительными аксессуарами. Они помогут ребёнку сконцентрироваться и освоить разные виды движений.
  • Предлагайте игрушки из разных материалов, чтобы разнообразить сенсорный опыт малыша.
  • Важно, чтобы игрушка была изготовлена из безопасных материалов, просите у продавца сертификат качества на товар. Проверяйте прочность крепления частей, наличие острых краёв и мелких деталей.
  • Выбирайте эстетичные игрушки приятных естественных цветов, чтобы прививать ребёнку чувство прекрасного.
  • Учитывайте возрастные особенности: не выбирайте слишком простые или сложные игрушки.
  • Наблюдайте за своим ребёнком: его поведение даёт куда больше информации, чем списки правильных игрушек, возрастные рекомендации на упаковке или советы посторонних людей в магазине.

Статья подготовлена по материалам семинара «Как правильно выбирать игрушки» Монтессори-педагога Татьяны Витковской

Фото Анны Ефремовой и Марии Лучаниновой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать?  Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор ....

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"

Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира.  Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...

«Игрушка в жизни ребенка.»

консультация для родителей...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....

«Игрушка в жизни ребенка от 1 года до 2 лет».

Значение игрушки в жизни ребенка...

«Игрушка в жизни ребенка. Виды игрушек. Требования к современной игрушке».

laquo;Игрушка в жизни ребенка. Виды игрушек. Требования к современной игрушке»....