Статья "Добрые слова лучше мягкого пирога" (советы родителям по воспитанию добрых чувств у дошкольников)
статья (старшая, подготовительная группа)

Горбачева Вера Александровна

Предлагаю Вашему  вниманию  статью по формированию у детей умения общаться, замечать в других людях качества, достойные похвалы, и отмечать это добрыми словами, комплиментами.  Здесь Вы найдёте упражнения по обучению детей умению выражать словами своё внутреннее эмоциональное состояние, переживания, различные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_slova_luchshe_myagkogo_piroga.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

                   Добрые  слова лучше  мягкого  пирога

Тема нашего разговора - обучение детей речи, но не совсем привычной, а той, которую психологи назвали «языком чувств». Не  надо искать это определение в педагогических учебниках, его там нет. Этот термин чаще встречается на страницах медицинской и психологической  литературы. Итак, информация для  размышления.  Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца,  нервов, сосудов, гипертонией и т. д.  Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах – болезнь, и дали ей  название алекситимия  (а – отрицание, тимос – настроение, лексис – лексика, словарь). Слово это было известно ещё древним грекам.  Какая же связь между   словарём и сердцем или желудком? Оказывается, самая прямая.  Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т.е. выплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. Эмоция  требует переработки . Один из механизмов такой переработки – словесное оформление, т.е. выражение эмоций с помощью слов, понятий. Как  помочь детям овладеть   «языком чувств»? Хочу представить Вашему вниманию несколько  советов.

Рассматривая  иллюстрации в книжках, фотографии,  картинки, где изображены люди, лица, старайтесь вместе с ребёнком отгадать  и назвать, какое настроение у этого человека, героя, предположите, почему оно такое.

Например: весёлое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

Попытайтесь определить и назвать, какое выражение глаз.

Например:  насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, обиженное, испуганное.

Предложите подобрать слова, подходящие к картинкам с весёлым или печальным сюжетом.

Например:  радость, веселье, праздник, восторг, ликование или грусть, тоска, уныние, горе, хандра.

Обсудите с ребёнком такие выражения  как: доброе сердце, каменное сердце, золотые руки, мягкий характер и другие. Пусть ребёнок сначала сам объяснит, как он понимает эти выражения. Задайте вопрос: каким ещё бывает сердце? Руки? Характер?

Задавайте малышу больше вопросов о его состоянии, самоощущении. Например:  Какое у тебя сегодня настроение? Почему оно замечательное? (Грустное?  Весёлое? Злое и т.д). Как можно исправить настроение? Или с кем ты хочешь разделить свою радость, удачу (печаль, грусть)?

Такие задания помогут ребёнку овладеть особой  лексикой, пополнить словарь  понятиями, называющими  эмоции, настроение, переживания. Эти слова дают возможность  определить желания, цели, ощущения и самоощущения, помогут ребёнку выразить свои чувства.

Помогают  расширить словарь «языка чувств» и стихи. Читайте детям стихи о природе. Поэзия передаёт тонкие оттенки настроения в природе, язык лирики поэта отражает изменения в погоде, природе, как события личной жизни.    

Редеет облаков летучая гряда,

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и чёрных скал вершины.

 Люблю твой слабый свет в небесной вышине,

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

 А.С. Пушкин

 Читайте детям  стихи, в которых есть строчки, характеризующие персонаж, его настроение, внутреннее состояние, они понятны детям и хорошо запоминаются.

А сама-то величава,

Выступает будто пава,

А как речь-то говорит

Словно реченька журчит.          

 А.С. Пушкин

К «языку чувств» относятся и «волшебные слова», т.е. слова и обороты вежливости.  Они не называют чувства, но выражают добрые, заботливые отношения. Пополняется словарный запас этого «фонда» через пример взрослых.  Если в Вашей речи в изобилии звучат слова «будь добр, извини, с твоего разрешения, позволь, благодарю, прости, я не хотела» и так далее, то без всякого специального тренинга, ребёнок переймёт, позаимствует их. Кстати замечу, что не надо заставлять, принуждать ребёнка говорить вежливые слова. Ведь заставлять - значит вызывать противодействие. Лучше сказать за него, как бы вместе с ребёнком,  потерявшим  «волшебное слово». Мы с Васей благодарим. Спасибо.

Ещё один совет по развитию «языка чувств» - комплименты. С.И. Ожегов даёт  такое определение комплименту. Комплимент  это  любезные, приятные слова, лестный отзыв. Психологи установили, что  любая оценка – характеристика, сказанная ребёнку, является как бы прогнозом, который сбывается. Значит, необходимо говорить доброе, чтобы доброе в ребёнке взошло. Вам в помощь будут фольклорные  комплименты:  потешки, прибаутки, песенки.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Вовочка хороший,

Вовочка пригожий.

Можно  на  домашнем  празднике  испечь   пирог, торт  и  назвать  его  «Доброта».  Разрезая и отдавая каждому члену семьи  по кусочку, важно  сказать ему что-то хорошее:  ты  добрый,  потому  что...;  ты  заботливый,  так  как...;  ты  вежливый,  потому что... и другие.

Ребёнку  приятно слышать о себе хорошие слова,  и он научится замечать достойное похвалы в других людях.

И, наконец, желаю Вам проявлять терпение, внимание к своему ребёнку, желание слушать и услышать его. Надеюсь, что  с помощью  «языка чувств» мы научимся сами и научим детей понимать себя и других, поможем заводить друзей,  «нейтрализовать» обидчиков и не болеть алекситимией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Воспитание добрых чувств у дошкольников"

Воспитание добрых чувств у дошкольников...

Консультация для родителей "Воспитание добрых чувств у дошкольника"

Консультация может быть использована на родительском собрании, при защите проекта "Книга доброты", как презентация....

Консультация для воспитателей на пед. совете на тему: Воспитание добрых чувств у дошкольников

Консультация для воспитателей на пед. совете на тему:   Воспитание добрых чувств  у дошкольников...

Статья для родителей "Воспитание добрых чувств у дошкольника"

Некоторые родители очень мало уделяют внимания детям. Они ссылаются на занятость: некогда любить, некогда деток воспитывать,на ноги только бы встали, а там уж как бог пошлет. Конфликты разные, де...

Консультация для родителей "Воспитание добрых чувств у дошкольника"

Некоторые родители очень мало уделяют внимания детям. Они ссылаются на занятость: некогда любить, некогда деток воспитывать, на ноги только бы встали, а там уж как бог пошлет. Социологи поражаются: в ...

Консультация для педагогов "Воспитание добрых чувств у дошкольников"

quot;Если добрые чувства не воспитаны в детстве,их никогда не воспитатешь"...