«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья

Келипова Элен Михайловна

Самооценка это  процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств. Самооценка является базисной основой для формирования  мотивации (мотивации познания, мотивации успешной социализации, мотивации образования). Если самооценка занижена, то психологи говорят, что ребенок стоит сам стоит у себя на дороге и не может реализовать потенциал, который в нем заложен.

 

Самооценка чуть завышенная лучше, чем самооценка чуть заниженная. Когда ребенок ставит себе более высокую  планку, он к ней стремится, он может до неё не дотянуться, но он в данном случае гораздо больше сделает для своей социализации и своего образования, чем  когда самооценка занижена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polozhitelnoy_samootsenki.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Самооценка это  процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств. Самооценка является базисной основой для формирования  мотивации (мотивации познания, мотивации успешной социализации, мотивации образования). Если самооценка занижена, то психологи говорят, что ребенок стоит сам стоит у себя на дороге и не может реализовать потенциал, который в нем заложен.

Самооценка чуть завышенная лучше, чем самооценка чуть заниженная. Когда ребенок ставит себе более высокую  планку, он к ней стремится, он может до неё не дотянуться, но он в данном случае гораздо больше сделает для своей социализации и своего образования, чем  когда самооценка занижена.

Как определить уровень самооценки у детей дошкольного возраста?

Это можно сделать, детей, не уверенных в себе можно определить по их поведению. Есть и специальные методики и тесты.

Исследование самооценки с помощью методики «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?».

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама». Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой. 

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка – это, прежде всего, оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка имеет свою сложную структуру.

В ней выделяют два основных компонента:
1. Когнитивный. (Отражает всю информацию о себе, которая узнается из различных источников).
2. Эмоциональный. (Отражает собственное отношение ко всем сторонам своей личности).

Американский психолог Уильям Джеймс даже предложил формулу самооценка: Самооценка = Успех/Уровень притязаний. Уровень притязаний подразумевает определенный уровень, который индивид хочет достичь.

Существуют виды самооценки:
1. Адекватная.
2. Завышенная.
3. Заниженная.

Дошкольный возраст – большой отрезок в жизни ребенка, он охватывает период от 3 до 7 лет. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка, через нее дети учатся общаться друг с другом, познают мир.
Начальный этап формирования личности ребенка – от 3 до 7 лет. У детей дошкольного возраста в разных видах деятельности самооценка разная.
Самооценка дошкольника формируется, во-первых, под воздействием похвалы взрослого, оценки достижений ребенка, а во-вторых, под воздействием чувства самостоятельности, успеха («Я сам!»).
Если взрослый равнодушно относится к успехам и достижениям ребенка, то в этот момент у ребенка формируется низкая самооценка, поэтому уровень самооценки в прямом смысле слова зависит от взрослого. Он должен, прежде всего, способствовать формированию адекватной самооценки у ребенка.

В связи с этим, можно выделить общие рекомендации по формированию и развитию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.
1. Анализировать личность ребенка и учить этому его.
То есть, нужно ребенка оценивать положительно, даже его не значительные помехи, кроме этого, учить его оценивать себя, сравнивать с образцом, выявлять причины неудач и искать пути их преодоления. И, естественно, при этом прививать ему уверенность, что у него получится.
2. Необходимо создавать условия для всестороннего общения ребенка с другими детьми, взрослыми. Помогать решать трудности в общении.
3. Больше разнообразной деятельности, чтобы ребенок был включен в самостоятельную деятельность и получал определенный опыт. Тем самым у него будет возможность проверить свои возможности и способности, расширятся представления о себе.
4. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере бережного отношения к его способностям. Чтобы родитель был заинтересован в их формировании и развитии.

Уровень самооценки очень важен при переходе из дошкольного возраста в младший школьный

В психическом развитии дошкольника переломной точкой является формирование внутренней позиции и осознание своего собственного «Я». Это выражается в стремлении к социальной роли школьника и к обучению в школе. Когда в сознании ребенка появляется это стремление, то его можно как раз-таки и назвать внутренней позицией. Это свидетельствует о том, что ребенок в своем социальном развитии перешел в новый возрастной период – младший школьный возраст.

Можно определить наличие внутренней позиции. Это выражается в том, что ребенок начинает терять интерес к дошкольным видам деятельности, и начинает озвучивать такие фразы как, например, «Я хочу в школу!». Также показателем сформированности внутренней позиции у ребенка выражается в играх в школу.

Как показывает, практика дети в пять лет преувеличивают свои возможности, достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но дети уже хвалят себя не так открыто. А к семи года самооценка уже становится более адекватной.

В «копилках» психологов есть диагностические методики, которые направлены на изучение уровня самооценки в дошкольном возрасте. Это, например, вопросник для проведения беседы с детьми дошкольного возраста, предложенный Т.В. Драгуновой, известная методика В.Г. Щур «Лесенка», проба де Греефе, методика «Нарисуй себя» и так далее.

Путем наблюдения родители, воспитатели могут составить представление о самооценке ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что адекватная самооценка это важнейший элемент в психическом развитии ребенка-дошкольника. Ее уровень оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, поведение, успешность в различных видах деятельности.

О значении самооценки, успешной социализации в образовательном процессе много в своих работах пишет профессор Н.Ф.Виноградова. Описывая результаты своего исследования, она отмечает, что  20% выпускников школ не смогли социализироваться, они не смогли устроится во взрослой жизни, не смогли учиться ни в одном учебном заведении, не смогли даже работать. 20% это очень большой процент. Это наши дети, хоть и выпускники школ.  Н.Ф.Виноградова  стала она искать причину, почему эти дети не смогли реализоваться. Оказалось, что эти дети не отыграли и не приняли роль ученика.  С чем же это  было связано?   У этих детей была заниженная самооценка.

Н.Ф.Виноградова  описывала их поведение:

1. Эти дети были очень обидчивы. (Сверстники обидели - в школу не пойду, учитель меня не понял - в школу не пойду), т.е. эти дети страдали хроническим пропуском учебных занятий.

2 .У этих детей отсутствовала самопрезентация: этим детям взрослый мир все время давал знать, что они трудные, что они неумехи, что у них ничего не получается, эти дети не знали, а что же у них хорошего.

Результаты этого исследования напрямую связаны  с вопросом самооценки воспитанников  в ДОУ. Светлана Анатольевна Иванковская (кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО)  в своих лекциях говорит: "Вот, что  можно наблюдать, когда общаешься с таким трудным ребенком. Спрашиваешь его: "Почему так получилось?", он отвечает: "А я всегда такой." Это страшно, когда ребенок уже принял на себя эту личину, что он не может быть другим,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста"

Данный материал может быть полезен педагогам для работы с самооценкой детей дошкольного возраста и для её коррекции....

Консультация для воспитателей:" Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст – первый период когда ребенок осознает самого себя, причины, мотивы и потребности в мире отношений между людьми. И как никогда важно в этот период заложить основы дл...

Консультация для воспитателей "Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста"

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностью, своих способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребека самооценка играет большую роль. В дальнейшей жизни ...

Консультация для воспитателей: "Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста"

Самооценка дошкольника — один из важнейших элементов личности. Способность оценить себя дана каждому человеку. Это помогает увидеть свое место в этом мире и правильно построить отношения с други...

Консультация для воспитателей "Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста"

Самооценка является базисной основой для формирования мотивации (мотивации познания, мотивации социализации, мотивации образования)....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Положительная самооценка - основа здорового психического и эмоционального развития детей. Это помогает укрепить уверенность в себе, взять на себя ответственность за свои поступки и развить способность...