ТИПИЧНЫЕ "ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ" ОШИБКИ
статья

Келипова Элен Михайловна

Будем справедливы: не только дети ведут себя порой невыносимо. Мы, родители, тоже бываем ужасны: ворчим, кричим, угрожаем чем-то совершенно невыполнимым, несправедливо наказываем… Конечно, для этого у нас всегда есть уважительные причины и оправдания: мы устали, спешим, а то и вовсе пытаемся применить прием, который отлично работал раньше, а сейчас почему-то утратил эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipichnye_vospitatelnye_oshibki.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТИПИЧНЫЕ "ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ" ОШИБКИ

Будем справедливы: не только дети ведут себя порой невыносимо. Мы, родители, тоже бываем ужасны: ворчим, кричим, угрожаем чем-то совершенно невыполнимым, несправедливо наказываем… Конечно, для этого у нас всегда есть уважительные причины и оправдания: мы устали, спешим, а то и вовсе пытаемся применить прием, который отлично работал раньше, а сейчас почему-то утратил эффективность.

Крики

Что греха таить: почти все мы кричим на своих детей, несмотря на то, что многие из нас потом испытывают чувство вины за свою несдержанность. Но даже если иногда эта «воспитательная мера» дает ожидаемый результат, на самом деле научит ребенка только одному — тому, что когда человек сердится, вполне допустимо и нормально повышать голос. Что же делать в тех случаях, когда ребенок плохо себя ведёт? Он должен понять, что сделал нечто недопустимое.

Поругать его надо, но, не повышая голос:

  1. Надо прямо назвать то, что было нарушено, например: «нельзя брызгаться в ванной».
  2. Коротко и ясно объяснить причину этого «нельзя», например: «вода на полу — это грязь, беспорядок и опасность поскользнуться».
  3. Подчеркнуть последствия нарушения: «Если ты не перестанешь брызгаться, мне придется вытащить тебя из ванны».
  4. Предложить приемлемую альтернативу: «Ты можешь переливать воду из пасочки в ванну».

Нечеткие границы

Мягкие, нечеткие границы, очерчивающие рамки допустимого поведения, провоцируют желание проверить их на прочность, а то и вовсе игнорировать. Четкие границы устанавливаются родителями с помощью собственного примера, слов и реакций. Называйте их ясно и прямо, обращаясь к ребенку нормальным тоном.

Чтобы определить четкие границы поведения, родителям нужно хорошо обдумать их и предъявлять малышу последовательно и настойчиво, чтобы не сбивать ребенка с толку. Если вы разрешали что-то Вашему чаду вчера, то не справедливо наказывать его за это же сегодня. Так же нет смысла наказывать кроху, когда он делает что-то неправильное впервые. И в том, и в другом случае ребенок сначала должен узнать правила. Часто единственное, что нужно, это перенаправить занятия юного нарушителя в нормальное русло. Например: ребёнок  рисует на столе - дайте ему бумагу.

Чётко формулируйте свои требования и, если необходимо, опишите последствия непослушания.

Лишние вопросы

Не давайте ребенку возможности «на законных основаниях» отказать вам в том, что вы от него хотите. Например, вопрос «Хочешь кушать?» может привести к автоматическому ответу «нет», независимо от того, какой у него сейчас аппетит, а просто потому, что с определенного возраста самым употребительным ответом у детей становится отрицательный.

Вместо вопросов используйте утверждения. Не забывайте употреблять «волшебные слова», говоря ребёнку «Пожалуйста» или «Спасибо». Вы делаете два дела сразу: повышаете уровень вашего с ним общения и учите его вежливости наиболее эффективным способом — на собственном примере.

Пустые угрозы

Порой мы грозим ребёнку в гневе, но угрозы зачастую получаются преувеличенными («Я выброшу этот компьютер!») или слишком туманными («Ну попросишься ты у меня в следующий раз на улицу!»). Для маленького ребенка неэффективны и чересчур отдаленные угрозы: « Будешь так себя вести – не пойдёшь в субботу в зоопарк». Дети слишком сконцентрированы на настоящем, чтобы оценить всю неприятность этой угрозы.

Угроза может быть весьма эффективным способом воздействия, но она должны быть конкретной и немедленной, как, например: «Предупреждаю по-хорошему: если ты сейчас же  не вернешь куклу сестричке, я отправлю тебя одного в детскую». Произносите эти слова спокойным и твердым голосом, который даст понять, что Вы держите себя в руках, а ситуацию под контролем. И если ваш сорванец проигнорирует угрозу, исполните ее без промедления, сопровождая свои действия спокойным же комментарием, например: «Похоже, что ты хочешь побыть в одиночестве…».